РАСП ПРМР 17 февраля 2015 № 84р САЗ 15-10  
»
2
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О проекте закона Приднестровской Молдавской Республики «Об утверждении Государственной целевой программы Приднестровской Молдавской Республики «Профилактика туберкулеза на 2016-2020 годы»

 

В соответствии со статьями 72 и 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьей 25 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнением, внесенным Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44):

 

1. Направить проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об утверждении Государственной целевой программы Приднестровской Молдавской Республики «Профилактика туберкулеза на 2016-2020 годы» на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальным представителем Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики заместителя министра здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики Гончара А.Г.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

Т. Туранская

 

г. Тирасполь

17 февраля 2015 г.

№ 84р

 

Пояснительная записка

к проекту Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об утверждении Государственной целевой программы Приднестровской Молдавской Республики «Профилактика туберкулеза на 2016 - 2020 годы»

 

а) настоящий проект Закона Приднестровской Молдавской «Об утверждении Государственной целевой программы Приднестровской Молдавской Республики «Профилактика туберкулеза на 2016 - 2020 годы»» разработан с целью создания системы, направленной на предупреждение распространения туберкулеза в республике, своевременной диагностики, лечения больных туберкулезом, создания условий для пребывания больных туберкулезом в стационарах больниц в соответствии с санитарными нормами и правилами, и условий работы для медицинских работников, находящихся в постоянном контакте с опасными для окружающих больными туберкулезом, особенно с полирезистентными формами, в соответствии с нормами охраны труда.

В последние десятилетия туберкулез представляет глобальную опасность для всего человечества. С 1993 года Всемирная организация здравоохранения объявила чрезвычайную эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу во всем мире и призвала все страны принять неотложные меры для решения этой проблемы. Туберкулез - заболевание, зависящее не только от системы здравоохранения, а в первую очередь от социально-экономического потенциала государства. Туберкулез является важнейшей медико-социальной проблемой, наносящей невосполнимый материальный урон из-за потери трудоспособности и преждевременной смерти наиболее продуктивной части населения. Эпидемиологическая обстановка по туберкулезу в Приднестровской Молдавской Республике, как и во всем мире, остается напряженной и сохраняется тенденция к ее ухудшению.

 

б) в данной сфере правового регулирования на территории Приднестровской Молдавской Республики действуют:

 

1) Закон Приднестровской Молдавской Республики от 13 октября 2010 года № 197-З-V «Об утверждении государственной целевой программы Приднестровской Молдавской Республики «Профилактика туберкулеза на 2011–2015 годы» с изменениями, внесенными Законом Приднестровской Молдавской Республики от 28 июня 2013 года № 140-ЗИ-V (САЗ 13-25);

 

2) Закон Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 1997 года № 29-3 «Об охране здоровья граждан» (СЗМР 97-1) с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2000 года № 365-ЗИ (СЗМР 00-4); от 10 июля 2002 года № 152-ЗИД-III (САЗ 02-28,1); от 29 апреля 2003 года № 271-ЗИД-III (САЗ 03-18); от 30 июля 2004 года № 453-ЗИ-III (САЗ 04-31); от 10 марта 2006 года № 9-ЗИД-IV (САЗ 06-11); от 19 октября 2009 года № 885-ЗИД-IV, от 30 декабря 2009 года № 931-ЗИ-IV (САЗ 10-1); от 7 марта 2013 года № 50-ЗИ-V (САЗ 13-9);

 

3) Закон Приднестровской Молдавской Республики от 1 октября 2009 года N 876-IV "О предупреждении распространения туберкулеза в Приднестровской Молдавской Республике" (САЗ 09-40);

 

в) принятие данного законопроекта не требует изменений или дополнений, а также отмены иных нормативных правовых актов;

 

г) для реализации данного законопроекта потребуется разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию конкретных мероприятий Программы;

 

д) для реализации данного законопроекта потребуются финансовые средства в размере 75 095 667 рублей (экономическое обоснование Государственной целевой программы прилагается);

 

е) принятие данного законопроекта не потребует принятия отдельного акта о вступлении в силу данного нормативного акта.

 

Министр Т. Скрыпник

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 17 февраля 2015 года № 84р

 

Проект

 

Закон

Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении Государственной целевой программы Приднестровской Молдавской Республики «Профилактика туберкулеза на 2016-2020 годы»

 

Статья 1.

 

Утвердить Государственную целевую программу Приднестровской Молдавской Республики «Профилактика туберкулеза на 2016-2020 годы» (прилагается).

 

Статья 2.

 

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

 

Приложение к проекту закона

Приднестровской Молдавской Республики

«Об утверждении Государственной

целевой программы

Приднестровской Молдавской Республики

«Профилактика туберкулеза

на 2016-2020 годы»

 

Государственная целевая программа

Приднестровской Молдавской Республики «Профилактика туберкулеза на 2016-2020 годы»

 

1. Паспорт Программы

 

1.

Наименование Программы

Государственная целевая программа Приднестровской Молдавской Республики «Профилактика туберкулеза на 2016-2020 годы»

2.

Государственный заказчик Программы

Правительство Приднестровской Молдавской Республики

3.

Разработчик Программы

Министерство здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики

4.

Исполнители Программы

Уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти

5.

Источники финансирования Программы

Республиканский бюджет, внебюджетные средства, средства международных организаций

6.

Объем финансирования Программы

Общий объем финансирования – 75 095 667 рублей.

Ежегодные затраты составляют: 2016 год – 16 996 103 рублей;

2017 год – 16 976 568 рублей;

2018 год – 13 710 737 рублей;

2019 год – 13 708 088 рублей;

2020 год – 13 704 171 рублей.

 

2. Обоснование Программы

 

1. В последние десятилетия туберкулез представляет глобальную опасность для всего человечества. С 1993 года Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) объявила чрезвычайную эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу во всем мире и призвала все страны принять неотложные меры для решения этой проблемы. Туберкулез – заболевание, зависящее не только от системы здравоохранения, но, в первую очередь, от социально-экономического потенциала государства. Туберкулез является важнейшей медико-социальной проблемой, наносящей невосполнимый материальный урон из-за потери трудоспособности и преждевременной смерти наиболее продуктивной части населения.

По данным последнего доклада ВОЗ о глобальной борьбе с туберкулезом, 2013 год:

- туберкулез (ТБ) является второй по значимости причиной смерти от какого-либо одного инфекционного агента, уступая лишь ВИЧ/СПИДу;

- в 2012 году 8,6 миллиона человек заболели ТБ и 1,43 миллиона человек умерли от этой болезни;

- более 95% случаев смерти от ТБ происходит в странах с низким и средним уровнем дохода, и эта болезнь является одной из трех основных причин смерти женщин в возрасте от 15 до 44 лет;

- в 2012 году около 530 000 детей заболели туберкулезом и 74 000 ВИЧ-негативных детей умерли от ТБ;

- ТБ является одной из основных причин смерти людей с ВИЧ: он приводит к одной пятой всех случаев смерти;

- ТБ с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) есть практически во всех странах, где проводятся исследования;

- по оценкам, число людей, ежегодно заболевающее туберкулезом, уменьшается, хоть и очень медленно. Это означает, что мир продвигается к достижению намеченной на 2015 год цели тысячелетия в области развития по обращению вспять тенденции распространения ТБ;

- за период с 1990 по 2012 годы смертность от ТБ снизилась на 45%;

- по оценкам, 22 миллиона человеческих жизней было спасено благодаря использованию стратегии ДОТС и «Остановить ТБ», рекомендуемых ВОЗ.

2. Эпидемиологическая обстановка по туберкулезу в Приднестровской Молдавской Республике, как и во всем мире, остается напряженной, несмотря на некоторую стабилизацию и наметившуюся тенденция к ее улучшению.

Проведенные в рамках Программы контроля над туберкулезом «Внедрение стратегии DOTS в Приднестровье на 2003-2005 годы», а также в рамках Государственной целевой программы на 2011-2015 годы, мероприятия позволили улучшить диагностику туберкулеза на ранних этапах, повысить качество лечения больных с вновь выявленным туберкулезом, рецидивами заболевания, но остается нерешенным ряд проблем, имеющих негативное влияние на эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в республике.

3. Из года в год отмечался рост заболеваемости туберкулезом: в 2010 году – 112,94, в 2011 году – 120,7, в 2012 году – 119,3, в 2013 году достигнут переломный момент – 104,4 случая на 100 тысяч населения.

4. Благодаря проводимой массовой туберкулинодиагностике удалось добиться снижения заболеваемости среди детского населения, несмотря на высокие цифры заболеваемости взрослого населения: в 2010 году – 11,4, в 2011 году – 12,9, в 2012 году – 7,8, в 2013 году – 5,2 случаев на 100 тысяч детского населения.

Среди впервые заболевших туберкулезом детей удельный вес больных заразными формами составляет: в 2010 году – 11,1, в 2011 году – 0%, в 2012 году – 16,7%, в 2013 году – 25%.

5. На высоких цифрах сохраняется заболеваемость среди подростков и молодежи. Заболеваемость подростков в 2010 году составила – 27,5, в 2011 году – 59,8, в 2012 году – 81,8, в 2013 году – 65,1 на 100 тысяч подросткового населения.

6. Смертность от туберкулеза в 2010 году составила– 25,3, в 2011 году – 28,1, в 2012 году – 21,9, в 2013 году – 19,8 на 100 тысяч населения.

7. Имеется тенденция к росту в структуре страдающих туберкулезом числа лиц с ВИЧ-инфекцией. В 2010 году выявлено и направлено на лечение 77 пациентов с туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией, в 2011 году – 68 пациентов, в 2012 году – 87 пациентов, в 2013 году – 91 пациент.

8. Прогноз на будущее остается неблагоприятным из-за сохраняющейся стабильно высокой болезненности бациллярными формами туберкулеза в 2010 году – 106,1, в 2011 году – 107,8, в 2012 году – 122,2, в 2013 году – 112,8.

9. Наряду с этим в структуре заболеваемости туберкулезом отмечается:

1) рост открытых форм туберкулеза: в 2010 году – 48,7, в 2011 году – 53,24, в 2012 году – 56,4, в 2013 году – 57,5 на 100 тысяч населения;

2) снижение количества деструктивных форм туберкулеза: в 2010 году – 48,0, в 2011 году – 47,1, в 2012 году – 45,2, в 2013 году – 34,8;

3) увеличивается число лиц с устойчивыми формами туберкулеза (различные типы устойчивости): в 2010 году – 423 человека (80,5 на 100 тысяч населения), в 2011 году – 430 человек (82,7 на 100 тысяч населения), в 2012 году – 361 человек (70,0 на 100 тысяч населения), в 2013 году – 454 человека (88,7 на 100 тысяч населения) как среди лиц, повторно начавших лечение, так и среди впервые выявленных лиц;

4) отмечается уменьшение числа больных с внелегочным туберкулезом: в 2010 году – 50 человек, в 2011 году – 50 человек, в 2012 году – 45 человек, в 2013 году – 28 человек.

10. Развитие форм туберкулеза, резистентных к противотуберкулезным препаратам, приводит к риску перехода туберкулеза в неизлечимое заболевание, наиболее опасное для окружающих. С 2007 года в республике внедрена стратегия «DOTS PLUS», когда лечение туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью к основным противотуберкулезным препаратам проводится наиболее дорогими лекарственными препаратами II (резервного) ряда. Но, к сожалению, в настоящее время выявляются больные с чрезвычайной лекарственной устойчивостью ко всем противотуберкулезным препаратам, что приводит к неэффективности лечения больного. Эта проблема в настоящее время актуальна для всех стран мира.

В республике чрезвычайную лекарственную устойчивость имеют: в 2010 году – 17 (3,2 на 100 тысяч населения), в 2011 году – 22 человека (4,2 на 100 тысяч населения), 2012 году – 20 (3,9 на 100 тысяч населения), в 2013 году – 27 (5,3 на 100 тысяч населения) в основном за счет лиц, повторно получающих лечение.

11. Сохраняется значительная миграция населения. В связи с миграционными процессами населения растет число неизвестных источников туберкулезной инфекции. Ежегодно прибывают: в 2010 году – 47 человек, в 2011 году – 29 человек, в 2012 году – 34 человека, в 2013 году – 27 человек. Из них с МБТ+: 2010 год – 42 человека, 2011 год – 25 человек, 2012 год – 25 человек, 2013 год – 25 человек.

12. Сохраняется высокая заболеваемость туберкулезом среди контингента учреждений Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики. Ежегодно освобождается из учреждений Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики около 20-25 больных туберкулезом. В большинстве случаев это больные с открытой формой туберкулеза, хроническим туберкулезом, с резистентным туберкулезом, туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией.

13. Высока заболеваемость среди медицинских работников как туберкулезного, так и общего медицинского профиля. В период с 2010 года по 2013 год заболело туберкулезом 15 медицинских работников. Причинами заболеваемости медицинских работников являются: отсутствие адекватных мер по обеспечению инфекционного контроля в медицинских учреждениях: отсутствие приточно-вытяжной вентиляции в противотуберкулезных учреждениях, отсутствие достаточного количества и наличие морально устаревших бактерицидных ламп с неизвестным ресурсом, не обеспечивающих бактерицидное действие, переполненность палат больными; отсутствие эффективных средств индивидуальной защиты (респираторы), спецодежды и так далее.

14. Профилактика туберкулеза в семейных очагах не дает результатов из-за низкой обеспеченности больных туберкулезом изолированной жилой площадью и невозможности отделения от них контактных лиц, особенно детей. Вопрос обеспечения жилой площадью больных туберкулезом на протяжении ряда лет практически не имеет решения.

15. Профилактика туберкулеза, активное выявление больных и их адекватное, своевременно начатое лечение дают экономический эффект, превышающий в три раза затраты на лечение больных с запущенными формами туберкулеза, треть которых становится инвалидами или погибает. К сведению: затраты только на медикаменты на курс лечения больного классической (чувствительной) формой туберкулеза составляют 1000-1500 евро, на кур с лечения больного с резистентной формой туберкулеза – 4000-5000 евро, на курс лечения больного с чрезвычайной устойчивостью – от 11500 евро и больше.

16. Государственная целевая программа Приднестровской Молдавской Республики «Профилактика туберкулеза на 2016-2020 годы» (далее – Программа) имеет своей целью при финансовой поддержке государства улучшить эпидемиологическую обстановку по туберкулезу в республике, добиться раннего выявления и диагностики туберкулеза, качественного лечения больных, создания гарантированного минимума социальной помощи для больных туберкулезом и членов их семей, снижения смертности и инвалидности среди больных туберкулезом.

17. На государственном уровне туберкулез должен быть признан приоритетной проблемой общественного здоровья и для ее решения необходимо финансирование системы государственной поддержки с привлечением целевых финансовых средств из республиканского бюджета.

 

3. Основные цели и задачи Программы

 

18. Основными целями Программы являются:

а) стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу в республике, в том числе снижение заболеваемости населения до уровня не выше 75 случаев на 100 тысяч населения;

б) стабилизация уровня общего распространения туберкулеза;

в) охват упущенных случаев туберкулеза путем расширения услуг (включая быстрое тестирование) во всех системах здравоохранения при поддержке НПО, социальных работников и добровольцев при диагностике случаев и представления докладов о них, более активное сотрудничество с государственными больницами и частными медико-санитарными учреждениями, которые лечат пациентов, но не представляют отчетность, усовершенствование сбора данных;

в) снижение уровня смертности от туберкулеза – не выше 16,0 случая на 100 тысяч населения;

г) подход к МЛУ-туберкулезу как к кризису общественного здравоохранения. Усиление потенциала по диагностике МЛУ-ТБ должно соответствовать запасам качественных лекарственных препаратов и наращиванию потенциала страны по обеспечению эффективного лечения и ухода. Добиться снижения и стабилизации показателя заболеваемости устойчивыми формами туберкулеза среди новых случаев туберкулеза легких;

д) достижение до 85% успеха в лечении новых случаев микроскопически и рентгенологически подтвержденного туберкулеза легких;

е) выявление не менее 70% случаев туберкулеза легких при помощи позитивной микроскопии.

19. Задачи, предусматриваемые для достижения намеченных целей:

а) своевременное выявление и регистрация бациллярных больных туберкулезом легких с последующим мониторингом динамики;

б) своевременное выявление и лечение резистентных форм туберкулеза путем достоверных исследований устойчивости к лекарственным средствам (современными доступными методами исследования) методом бактериологического исследования и последующим мониторингом динамики;

в) обеспечение проведения профилактических осмотров 100% всего подлежащего контингента всеми методами обследования;

г) контроль вакцинации 100% новорожденных детей и ревакцинации подлежащего контингента – 98%;

д) укрепление и развитие бактериологической службы, улучшение материально-технической базы лаборатории;

е) оснащение материально-технической базы специализированных противотуберкулезных учреждений (подразделений больниц) необходимым оборудованием в соответствии с современными требованиями;

ж) бесперебойное снабжение противотуберкулезными препаратами больных всеми формами туберкулеза;

з) дальнейшее применение и совершенствование контролируемой химиотерапии стандартизированными схемами у больных всеми формами туберкулеза с целью повышения эффективности лечения по стратегии «DOTS» и «DOTS-plus»;

и) совершенствование и оптимизация системы мониторинга за больными туберкулезом среди контингента;

к) совершенствование системы эпидемиологического надзора за туберкулезной инфекцией, повышение эффективности противоэпидемических мероприятий, усиление государственного контроля за проведением комплекса профилактических мероприятий;

л) обеспечение полного охвата учреждений Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики принципами стратегии «DOTS» и «DOTS-plus» (совершенствование и оптимизация системы мониторинга за больными туберкулезом среди контингента в системе Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики);

м) совершенствование мониторинга реализации противотуберкулезных мероприятий в рамках Программы на всех уровнях;

н) оптимизация и укрепление позиций, достигнутых в ходе интеграции противотуберкулезной службы с системой первичной медико-санитарной помощи;

о) проведение работы по вопросам профилактики и лечения ВИЧ/туберкулеза, расширение охвата ВИЧ-позитивных больных туберкулезом посредством АРТ до 100% целевого показателя, охват профилактическим лечением туберкулеза у лиц, живущих с ВИЧ;

п) реконструкция центрального корпуса ГУ «Республиканская туберкулезная больница» города Бендеры (подразделений больницы) и оснащение их современным медицинским и технологическим оборудованием, приточно-вытяжной вентиляцией;

р) проведение ветеринарно-санитарных противоэпизоотических и противо-эпидемических мероприятий в хозяйствах, неблагоприятных по показателям туберкулеза;

с) повышение информированности населения по вопросам профилактики туберкулезной инфекции (информационные кампании, СМИ и так далее);

т) социальная защита медицинских работников, работающих в специализированных противотуберкулезных учреждениях (подразделениях больниц), и защита их от профессионального заболевания туберкулезом;

у) повышение престижа специальности (персонала, работающего в противотуберкулезной службе);

ф) формирование кадров и повышение квалификации медицинских работников фтизиатрической службы;

х) возвращение практики тубфельдшеров для усиления контроля за лечением и приверженностью к лечению пациентов в амбулаторных условиях;

ц) расширение и укрепление международного сотрудничества;

ч) проведение оперативных исследований, результаты которых в политике и на практике позволят ускорить внедрение новых средств и стратегий улучшения диагностики, лечения и профилактики всех форм туберкулеза.

 

4. Организационные принципы Программы

 

20. В связи с актуальностью проблемы туберкулеза и необходимостью дальнейшего совершенствования организации борьбы с туберкулезной инфекцией настоящая Программа в соответствии с требованиями ВОЗ базируется на следующих организационных принципах:

а) рациональное управление Программой на основе адекватного финансирования с учетом реальной стоимости затрат на выявление, лечение, профилактику туберкулеза и поддержание должного материально-технического потенциала медицинских организаций;

б) наличие системы выявления, диагностики и лечения больных туберкулезом в лечебно-профилактических учреждениях республики независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;

в) наличие интегрированной системы оценки для выявленных новых случаев туберкулеза, рецидивов инфекции, случаев резистентных форм туберкулеза;

г) анализ и оценка исходов лечения всех случаев туберкулеза.

По определению экспертов ВОЗ, излечение больных туберкулезом с минимальными морфологическими и функциональными остаточными изменениями является высшим приоритетом противотуберкулезной работы. Стратегия Программы основывается на опыте реализации программы контроля над туберкулезом «Внедрение стратегии DOTS в Приднестровье на 2003-2005 годы», а также на многолетнем опыте, накопленном учреждениями здравоохранения республики по проблемам профилактики, выявления и лечения больных туберкулезом в соответствии с рекомендациями ВОЗ, с учетом сложившихся финансово-экономической ситуации и неблагоприятной эпидемиологической обстановки по туберкулезу.

21. Программа предусматривает:

а) признание туберкулеза приоритетной для общественного здоровья проблемой, требующей проведения государственной политики в области предупреждения распространения его в Приднестровской Молдавской Республике, являющейся ключевым элементом успешной реализации настоящей Программы;

б) непосредственное участие Министерства здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики в организации и проведении противотуберкулезных мероприятий среди населения;

в) объединение усилий государства, международных организаций, общественных организаций и иных организаций и лиц в целях обеспечения контроля туберкулеза в республике.

 

5. Основные мероприятия Программы

 

22. Укрепление материально-технической базы всех звеньев противотуберкулезной службы путем обеспечения специализированных противотуберкулезных учреждений (подразделений больниц), учреждений Государственной службы исполнения наказаний необходимым оборудованием.

23. Осуществление лечебно-диагностических и профилактических мероприятий на всех этапах ведения больных туберкулезом:

а) применение основных методов выявления и диагностики туберкулеза (бактериоскопия, рентгенологическое и флюорографическое обследование, бактериологические исследования, туберкулинодиагностика);

б) лекарственное обеспечение лечения больных туберкулезом и химиопрофилактики контактных лиц из очагов туберкулезной инфекции, ВИЧ-инфицированных лиц с адекватной и бесперебойной системой снабжения медикаментами.

24. Обеспечение дезинфекционных мероприятий в очагах туберкулезной инфекции и специализированных противотуберкулезных учреждениях (подразделениях больниц).

25. Реконструкция специализированных противотуберкулезных учреждений (подразделений больниц) по профилактике, диагностике, лечению больных туберкулезом с созданием условий их функционирования в соответствии с санитарными правилами и нормами.

26. Совершенствование учета и проведение централизованного мониторинга эффективности выявления, лечения и наблюдения больных туберкулезом всех форм заболеваний с учетом больных, находящихся в учреждениях Государственной службы исполнения наказаний на основе компьютерных программ с улучшением системы ежеквартальной отчетности.

27. Дальнейшее применение и совершенствование контролируемой химиотерапии стандартизированными схемами.

28. Совершенствование профилактических и санитарно-просветительских мероприятий по туберкулезу среди населения.

29. Повышение квалификации специалистов противотуберкулезной службы и первичной медико-санитарной помощи в области контроля и профилактики туберкулеза.

30. Социальная поддержка больных туберкулезом и их семей с реализацией их прав на социальную защиту и выполнение обязательств, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

 

6. Механизм реализации Программы

 

31. Министерство здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики:

а) осуществляет координацию выполнения Программы на республиканском уровне и мониторинг реализации комплекса противотуберкулезных мероприятий с оценкой их эффективности, состояния финансирования противотуберкулезных мероприятий;

б) анализирует и оценивает эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий;

в) контролирует проведение на уровне первичного звена медико-санитарной помощи мероприятий по активному выявлению больных туберкулезом среди детей, подростков, декретированных профессиональных групп, а также контингента населения с высоким риском заболевания и рецидивом туберкулеза с использованием строго по эпидемиологическим показаниям методик туберкулинодиагностики и флюорографии;

г) контролирует максимальное выявление бациллярных больных туберкулезом легких из числа лиц, обратившихся в амбулаторно-поликлинические учреждения, методом бактериоскопии патологического материала (мокрота, моча и другое) и экспресс-методами, в соответствии с рекомендациями ВОЗ;

д) контролирует применение стандартизированных схем контролируемой химиотерапии, рекомендуемых ВОЗ, для лечения впервые выявленных больных, а также больных с рецидивами заболевания, хронических больных и больных резистентными формами туберкулеза;

е) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по актуальным вопросам противотуберкулезной работы;

ж) обеспечивает реализацию информационной системы контроля и оценки деятельности специализированных противотуберкулезных учреждений (подразделений больниц);

з) обеспечивает мониторинг больных всеми формами туберкулеза и эффективности их лечения на основе индивидуального учета больных и ежеквартального анализа исходов лечения туберкулеза и отчетности из лечебно-профилактических учреждений республики, а также из учреждений Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики;

и) обеспечивает учреждения здравоохранения, подведомственные Министерству здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, медицинские подразделения учреждений Государственной службы исполнения наказаний медицинским и иным оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, лекарственными средствами, приобретенными в рамках финансирования настоящей Программы;

к) организует информирование и просвещение населения по вопросам диагностики, лечения и профилактики туберкулеза;

л) обеспечивает подготовку медицинских кадров по фтизиатрии на уровне первичной специализации (интернатуры) выпускников медицинских организаций высшего образования и проведение производственной практики для выпускников медицинских колледжей;

м) сотрудничает с международными организациями, задействованными в мероприятиях по контролю туберкулеза;

н) сотрудничает с общественными организациями, работающими в области контроля и профилактики туберкулеза.

32. Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики:

а) обеспечивает регулярное проведение комплексных мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению туберкулеза среди контингента, находящегося в учреждениях Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики;

б) принимает меры по улучшению санитарно-гигиенических условий, условий содержания и питания больных туберкулезом, содержащихся в медицинских подразделениях учреждений Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики;

в) ведет учетную и отчетную статистическую документацию утвержденных форм установленного образца;

г) своевременно вносит информацию о пациентах в единую базу данных;

д) проводит анализ деятельности медицинских подразделений по вопросам профилактики, выявления и лечения туберкулеза у лиц, находящихся в учреждениях Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики, и представляет сводные формы отчетов установленного образца в государственное учреждение «Республиканская туберкулезная больница» Министерства здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.

 

7. Мероприятия и объемы финансирования Программы

 

№ п/п

Наименование мероприятий Программы

2016 год, в том числе

2017 год, в том числе

2018 год, в том числе

2019 год, в том числе

2020 год, в том числе

Итого по Программе, в том числе

за счет республиканского бюджета

за счет грантов Глобального фонда «Туберкулез. СПИД. Малярия»

за счет республиканского бюджета

за счет грантов Глобального фонда «Туберкулез. СПИД. Малярия»

за счет республиканского бюджета

за счет грантов Глобального фонда «Туберкулез. СПИД. Малярия»

за счет республиканского бюджета

за счет грантов Глобального фонда «Туберкулез. СПИД. Малярия»

за счет республиканского бюджета

за счет грантов Глобального фонда «Туберкулез. СПИД. Малярия»

за счет республиканского бюджета

за счет грантов Глобального фонда «Туберкулез. СПИД. Малярия»

I.

Укрепление материально-технической базы всех звеньев противотуберкулезной службы, путем обеспечения специализированных противотуберкулезных учреждений, подразделений больниц республики, учреждений, исполняющих наказание, необходимым оборудованием

1.

Приобретение оборудования

60 386

 

40 850

 

30 924

 

28 275

 

24 358

 

184 793

 

 

Итого по разделу:

60 386

0

40 850

0

30 924

0

28 275

0

24 358

0

184 793

0

II.

Лечебно-диагностические и профилактические мероприятия на всех этапах ведения больных туберкулезом

1.

Применение основных методов выявления и диагностики туберкулеза (бактериоскопия, рентгенологическое и флюорографическое обследование, бактериологические исследования, туберкулинодиагностика)

а)

Диагностическое рентгенобследование

82 266

 

82 266

 

82 266

 

82 266

 

82 266

 

411 330

0

б)

Бактериологические исследования

288 309

597 411

390 437

495 284

885 721

 

885 721

 

885 721

 

3 335 909

1 092 695

в)

Туберкулинодиагностика

227 080

 

227 080

 

227 080

 

227 080

 

227 080

 

1 135 400

0

г)

Лабораторное обеспечение

126 099

 

126 099

 

126 099

 

126 099

 

126 099

 

630 495

0

 

Итого по подразделу:

723 754

597 411

825 882

495 284

1 321 166

0

1 321 166

0

1 321 166

0

5 513 134

1 092 695

2.

Лекарственное обеспечение больных туберкулезом и химиопрофилактика контактных лиц из очагов туберкулезной инфекции, ВИЧ-инфицированных лиц, с адекватной и бесперебойной системой снабжения медикаментами

а)

Противотуберкулезные препараты

6 839 423

3 238 205

6 839 423

3 238 205

6 839 423

 

6 839 423

 

6 839 423

 

34 197 115

6 476 410

б)

Вспомогательные лекарственные средства

1 692 488

 

1 692 488

 

1 692 488

 

1 692 488

 

1 692 488

 

8 462 440

0

 

Итого по подразделу:

8 531 911

3 238 205

8 531 911

3 238 205

8 531 911

0

8 531 911

0

8 531 911

0

42 659 555

6 476 410

 

Итого по разделу:

9 255 665

3 835 616

9 357 793

3 733 489

9 853 077

0

9 853 077

0

9 853 077

0

48 172 689

7 569 105

III.

Обеспечение дезинфекционных мероприятий в очагах туберкулезной инфекции и противотуберкулезных учреждениях

1.

Средства для дезинфекции, в том числе заключительной

2 766 736

 

2 766 736

 

2 766 736

 

2 766 736

 

2 766 736

 

13 833 680

0

 

Итого по разделу:

2 766 736

0

2 766 736

0

2 766 736

0

2 766 736

0

2 766 736

0

13 833 680

0

IV.

Реконструкция специализированных учреждений (подразделений больниц) по профилактике, диагностике и лечению больных туберкулезом с созданием условий их функционирования в соответствии с санитарными правилами и нормами

1.

Реконструкция и капитальные вложения

1 000 000

77 700

1 000 000

77 700

1 060 000

 

1 060 000

 

1 060 000

 

5 180 000

155 400

 

Итого по разделу:

1 000 000

77 700

1 000 000

77 700

1 060 000

0

1 060 000

0

1 060 000

0

5 180 000

155 400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО

13 082 787

3 913 316

13 165 379

3 811 189

13 710 737

0

13 708 088

0

13 704 171

0

67 371 162

7 724 505

 

ВСЕГО по Программе:

16 996 103

16 976 568

13 710 737

13 708 088

13 704 171

75 095 667

 

8. Источники финансирования Программы

 

33. Источником финансирования Программы являются средства республиканского бюджета Приднестровской Молдавской Республики. Кроме того, источником финансирования Программы могут быть средства международных организаций, общественных объединений, пожертвования организаций всех форм собственности и физических лиц, а также иные источники, не запрещенные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Финансирование программы из средств республиканского бюджета на конкретный финансовый год осуществляется в размере утвержденных сумм в законе о бюджете на соответствующий год.

 

9. Контроль над ходом реализации Программы

 

34. Правительство Приднестровской Молдавской Республики в срок до 1 марта текущего финансового года представляет Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики отчет о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств за истекший финансовый год.

Отчет должен содержать:

а) сведения о результатах реализации Программы за истекший год, исходя из целей и ожидаемых результатов, определенных Программой;

б) данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств республиканского бюджета и внебюджетных источников.

35. По завершении срока реализации Программы Правительство Приднестровской Молдавской Республики до 1 марта 2021 года представляет в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики отчет о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.