BAA
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГОВОЙ
И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 1999 ГОД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
11 сентября 1998 г.
N 255
(САМР 98-9)
Рассмотрев концепцию налоговой и бюджетной политики на 1999 год, представленную Министерством финансов Приднестровской Молдавской Республики, Правительство Приднестровской Молдавской Республики постановляет:
1. Одобрить представленную концепцию налоговой и бюджетной политики на 1999 год (прилагается).
2. Направить данную концепцию на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
3. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики по рассмотрению концепции налоговой и бюджетной политики на 1999 год заместителя Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики Цымая П.М., и.о.Министра финансов Приднестровской Молдавской Республики Градинарь С.Д.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия.
И.СМИРНОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Приложение
к Постановлению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 11 сентября 1998 г.
N 255
КОНЦЕПЦИЯ
бюджетной и налоговой политики на 1999 год
Экономическая система Приднестровской Молдавской Республики развивается в сложных условиях.
Решение стоящих перед обществом задач в экономической сфере невозможно без существенных модификаций в финансовой политике.
Общее состояние финансовой системы отражает положение в сфере материального производства. Его недостаточный рост и сопряженный с этим недостаток общественных финансовых ресурсов усугубился проблемами, связанными с глобальным финансово-экономическим кризисом.
Главной целью налоговой и бюджетной политики на 1999 год является повышение бюджетных доходов, удовлетворение на этой базе общественных потребностей в сфере расходов, контроль за бюджетным дефицитом.
Основным принципом предлагаемой на 1999 год бюджетной и налоговой политики является сочетание стабильности применения сформированного в предшествующий период финансового законодательства с внесением в него назревших изменений.
Уже принятые Законы в сфере общественных финансов должны быть наполнены реальным содержанием путем разработки необходимой нормативно-правовой базы.
Задачами налоговой и бюджетной политики на 1999 год являются:
- ограничения влияния финансового кризиса в соседних государствах на экономику Приднестровской Молдавской Республики;
- сохранение и повышение существующего уровня занятости трудоспособности населения;
- поддержание на необходимом уровне государственных резервов;
- обеспечение применения действующих законодательных актов об юридической ответственности налогоплательщиков.
Предлагаемая концепция бюджетной и налоговой политики на 1999 год включает в себя следующие основные элементы:
I. Главные направления политики в области государственных доходов.
II. Основные положения политики в области государственных расходов.
III. Политика в области управления дефицитом государственного бюджета.
I. Главные направления политики в области
государственных доходов
Главными направлениями политики в области государственных доходов являются:
1. Поддержка и стимулирование отечественных производителей, насыщение внутреннего рынка, привлечение дополнительных иностранных инвестиций.
2. Обеспечение социальной справедливости налогообложение физических лиц.
3. Совершенствование налогового законодательства.
4. Реструктуризация задолженности хозяйствующих субъектов.
5. Усиление юридической ответственности налогоплательщиков.
1. Поддержка и стимулирование отечественных производителей, в том числе производящих продукцию на экспорт, насыщение внутреннего рынка, привлечение дополнительных иностранных инвестиций.
Для усиления деловой активности и реализации мер по поддержке производства Правительство предлагает сохранить действующий порядок налогообложения, а также расширить стимулирующие меры:
1) установить для предприятий всех форм собственности, производящих и реализующих товары народного потребления собственного производства, на внутреннем рынке установить льготный порядок налогообложения в виде понижения ставки налога на прибыль;
2) для банков, предоставляющих не менее 50 % от общей суммы кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, производящим или перерабатывающим сельхозпродукцию, а также производственным предприятиям всех форм собственности для целей осуществления капитальных вложений в производственную деятельность (в том числе на реконструкцию) по ставкам, не превышающим ставку рефинансирования более чем на 3 % установить льготную ставку налога;
3) для стимулирования - лизинга, как одного из источников финансовых ресурсов, способствующего обновлению (модернизации) основных средств производства предприятий установить порядок налогообложения в виде снижения основной ставки налога на прибыль, полученную от реализации договоров лизинга сроком не менее трех лет при закупке лизинговыми компаниями за счет собственных средств и передачи в лизинг технологического оборудования, используемого непосредственно в процессе производственной деятельности, а также сельскохозяйственной техники;
4) учитывая предоставленное предприятиям право переоценки основных фондов методом доведения их стоимости до рыночных цен и рост инфляции с момента проведения последней переоценки основных фондов (с 01.07.96 г. по 01.07.98 г.), и как следствие нецелесообразности увязывать ставку налога на имущество юридических лиц с результатами проведенной в 1996 году переоценки основных фондов, установить единую ставку налога на имущество юридических лиц для всех налогоплательщиков в размере 0,8 %;
5) установить договорные льготы в виде снижения размера налога за право пользования недрами на сумму средств, направленных на рекультивацию земель, но не более 30 % суммы налога;
6) освободить колхозы и совхозы от уплаты налога на земли, занятыми молодыми виноградными насаждениями, питомниками и молодыми садами до вступления в плодоношение (но не более трех лет с момента закладки виноградников и пяти лет - садов);
7) приступить к формированию режима наибольшего налогового благоприятствования для иностранных инвесторов вкладывающих в экономику Приднестровской Молдавской Республики не менее 1 миллиона долларов;
8) разработать программу поддержки налоговыми льготами развития свободных экономических зон и технопарков на базе реструктуризируемых предприятий;
9) сохранить по налогу на добавленную стоимость в части налогообложения производителей продукции (работ, услуг), установленный в 1998 году порядок налогообложения с введением с целью постепенного перехода на международные стандарты дифференцированного налога на импортируемые на территорию Приднестровской Молдавской Республики товары из стран дальнего зарубежья и Балтии;
10) развить программы реструктуризации предприятий, при этом определить, что перечень предприятий, подлежащих реструктуризации и объем инвестиций государственной поддержки реструктуризируемых предприятий должны определяться до начала бюджетного года.
2. Обеспечение социальной справедливости налогообложения физических лиц.
В области налогообложения физических лиц предлагается:
1) снизить размеры и перечень ставок подоходного налога;
2) снизить размер ставки подоходного налога до 10 % при совершении сделок купли-продажи квартир, жилых домов, дачно-садовых домиков, иных строений и сооружений, автомобилей и других транспортных средств, принадлежащих гражданам на правах личной собственности;
3) освободить от подоходного налога расходы на командировки при найме жилья сверх установленных норм при наличии подтверждающих документов;
4) увеличить до 2000 у.д.е. размер необлагаемой подоходным налогом суммы в виде бесплатно предоставляемых предприятиями квартир работникам, у которых они отсутствуют, в расчете необлагаемого размера на каждого члена семьи;
5) предоставить работникам предприятий, организаций льготу в виде освобождения от взимания подоходного налога доходов, полученных ими от предприятий и организаций на приобретение (предприятием либо работниками) путевок в оздоровительные, санаторно-курортные учреждения, дома отдыха, в следующих размерах:
- 100 % доходов, направленных на приобретение путевок для работников предприятий, учреждений;
- 50 % доходов, направленных на приобретение путевок членам их семей;
6) увеличить сумму денежных средств, не подлежащую декларированию, до 5000 у.д.е. в течение календарного года при вложении средств на совершение покупки, строительство жилого дома (дачи, садово-огородного домика), при вложении средств в предпринимательскую деятельность и иную хозяйственную деятельность.
3. Совершенствование налогового законодательства.
Для рамках совершенствования налогового законодательства
предлагается:
1) расширить категории предприятий-плательщиков, уплачивающих
патентную плату с освобождением от уплаты налогов по действующему
законодательству, всех форм собственности с доходов, получаемых от
торговли, общепита, бытового обслуживания, видеосалонов (от
видеопоказа), от производства, записи, проката видео и аудиокассет с
последующим налогообложением доходов от указанных видов деятельности
единым налогом в случае превышения стоимости патента;
2) в отраслях и сферах государственной монополии и
стратегических интересов, упорядочить порядок лицензирования
отдельных видов деятельности;
3) в целях исключения неконтролируемых льгот, направленных на
прикрытие коммерческой деятельности религиозных объединений,
общественных организаций, частных и общественных фондов и созданных
ими предприятий и организаций, внести изменения в действующий
механизм их налогообложения, введя практику обязательного
оперативного контроля за объемом льгот и их целевым использованием;
4) ввести налогообложение вневедомственной охраны;
5) увеличить ставки налога на приобретение легковых автомобилей
и автобусов (за исключением предприятий автотранспорта общего
пользования);
6) установить для хозяйств, использующих земли на научные...
________
16) установить, что открытие всех счетов, используемых для
предпринимательской деятельности, включая счета нерезидентов
Приднестровской Молдавской Республики, производятся только
при наличии справки налогового органа о постановке на учет в
качестве налогоплательщика;
17) установить в качестве обязательного условия арендных
договоров определенный минимальный размер арендной платы,
привязанный к оценочной стоимости имущества, определяемой налоговыми
органами;
18) разрешить налоговым органам получать информацию о счетах и
вкладах предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, и о совершенных по
ним операциям;
19) распространить порядок декларирования источников доходов на
вложение денежных средств на текущие и депозитные счета банков;
20) продолжить формирование единой базы данных Государственного
таможенного комитета, налоговых органов, банков;
21) ввести бесспорный порядок взыскания и обращения недоимок на
имущество дебиторов должника;
22) разрешить обращение взыскания недоимки на наличные денежные
средства в кассе недоимщиков;
23) приостанавливать по истечении месяца после уведомления
налоговых органов об образовавшейся недоимке всех лицензий до
погашения задолженностей по налогам и другим обязательным платежам в
бюджет;
24) ввести контроль за обоснованностью платежей в иностранной
валюте за импортируемые товары с установлением мер ответственности
за несвоевременную репатриацию товара;
25) совершенствовать механизм проведения взаимозачетов;
26) разработать порядок декларирования энергоносителей и
порядок взаимозачетов при бартерных сделках в счет расчетов за
электроэнергию;
27) определить перечень товаров, импортируемых на территорию
Приднестровской Молдавской Республики по договорам на консигнацию;
установить минимально допустимый процент оплаты торгово-закупочных
услуг.
4. Реструктуризация задолженности.
Предлагается провести реструктуризацию задолженности налогоплательщиков имеющуюся по состоянию 1.01.99 г., которая должна проводиться в индивидуальном порядке органом, уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики по инициативе отраслевых министерств.
Реструктуризация целесообразна в случаях, когда объем задолженности составляет не менее 50 % выручки от реализации предприятия за 1998 год с учетом финансового состояния предприятий и при соблюдении иных, установленных Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, условий (своевременная оплата текущих платежей, списание исключительно пени и штрафных санкций с оплатой задолженности по платежам и т.п.).
Предлагается также объявить налоговую амнистию для предприятий, добровольно уплатившим с суммы сокрытых, неучтенных, неправильно отраженных в бухгалтерском учете объектов налогообложения в 1996-1998 г.г., в течении срока, установленного Верховным Советом.
5. Усиление ответственности налогоплательщиков.
Для усиления ответственности налогоплательщиков Правительством предлагается:
1) усилить ответственность за сокрытие выручки лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в виде взыскания в бюджет всей суммы сокрытой выручки, а также налогов, подлежащих уплате с сокрытой выручки и штрафа в размере 100 %. Сумму выручки (прибыли) либо иного объекта налогообложения, неправильно отраженных в бухгалтерском учете, отнести к заниженной прибыли или иному объекту налогообложения;
2) упорядочить применение штрафов за неинкассацию выручки и расчеты наличными денежными средствами (снизить до 50 % от неинкассированной суммы или суммы приведенных расчетов размер штрафа, налагаемый на юридические лица с введением административного штрафа на должностных лиц, виновных в данном правонарушении в размере 300 минимальных заработных плат; ввести применение мер ответственности за расчеты наличными денежными средствами к обеим сторонам, совершившим сделку;
3) установить меру ответственности банков за открытие юридическим лицом счетов в нарушение установленного порядка уведомления и регистрации в налоговых органах в виде взимания штрафа в размере суммы проведенных по данным счетам операций и штрафа на работников банка, осуществившим данные операции в размере до 100 минимальных заработных плат;
4) разработать механизм перехода к поэтапному переходу к контролю за соответствием расходов физических лиц их доходам;
5) установить меру ответственности банков и кредитных учреждений за нарушение ими "Порядка и очередности и платежей с расчетных, текущих, бюджетных счетов юридических лиц" в виде взимания штрафа в размере 100 % от суммы платежа, перечисленного в нарушение порядка и наложения на руководителя банка или кредитного учреждения административного штрафа в размере до 100 минимальных заработных плат;
6) установить меры ответственности за уничтожение бухгалтерских документов без разрешения налоговой службы;
7) ввести административный штраф за невыполнение требований ГНИ по вопросам, связанным с налогообложением;
8) ввести административный штраф за утерю бухгалтерских документов (с обязательным их восстановлением);
9) представить право при отсутствии бухгалтерского учета и сокрытии объекта налогообложения производить начисление налогов расчетным путем по аналогичному виду деятельности при наличии доказательств осуществления определенного вида деятельности без ведения учета;
10) производить ликвидацию предприятий в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение двух лет с момента регистрации.
II. Основные положения политики в области
государственных расходов
Политика в области государственных расходов в 1999 году будет направлена на осуществление следующих мероприятий:
1. Сокращение количества получателей бюджетных средств.
2. Оптимизацию расходов на управление путем:
а) закрепления за вышестоящими организациями права определения численности в размере фонда оплаты труда бюджетных организаций, находящихся в их ведении;
б) разработки системы критериев, определяющих нормативы расходов на управление.
3. Пересмотр организационных структур существующих бюджетных организаций с целью устранения дублирования их функций.
4. Проведение инвентаризации государственного имущества с целью сокращения расходов по его содержанию.
5. Реструктуризацию задолженности перед бюджетом для предприятий выполняющих свои текущие обязательства перед бюджетами всех уровней.
6. Усиление контроля за заключением договоров за счет общественных финансовых ресурсов.
7. Введение системы оперативного казначейского контроля за исполнением договоров на поставку товаров и услуг за счет общественных финансовых ресурсов, в том числе за использованием услуг, оказываемых естественными монополиями.
8. Совершенствование политики в области дотаций регионам путем:
а) обеспечения строгой адресности и целевого назначения дотаций;
б) введения контроля вышестоящих органов государственного управления за расходами территориальных администраций, осуществляемых за счет средства, получаемых в виде дотаций из республиканского бюджета;
в) апробирования договорного механизма выделения дотаций на конкретные целевые программы с обязательным оперативным казначейским контролем за их реализацией;
г) разработку современных агрегированных показателей социальной защиты, обеспечивающих выравнивание уровней социального обеспечения в различных регионах.
9. Ограничение создания специальных внебюджетных фондов и открытия специальных внебюджетных счетов.
10. При формировании расходной части республиканского бюджета предусмотреть расходы на перспективное развитие территорий республики.
III. Политика в области управления дефицитом
государственного бюджета
Политика в области управления дефицитом государственного бюджета будет направлена на:
1. Удержание дефицита государственного бюджета в пределах 4 % от валового внутреннего продукта.
2. Ограничение инфляционных источников финансирования дефицита государственного бюджета.
3. Проведение работы по привлечению средств иностранных инвесторов для финансирования дефицита государственного бюджета путем прямого кредитования по ставкам, принятым на мировом финансовом рынке.
4. Привлечение средств внутренних инвесторов по привлечению средств для финансирования дефицита государственного бюджета путем развертывания системы выпуска и обращения государственных ценных бумаг.
РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА
С.ЛЕОНТЬЕВ
ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА
Отформатировано: Станковская С.В., тел.5-20-17, ГП ГВЦ.
Проверено на аутентичность: Дикусар Л.Н., инженер, тел. 5-54-62,
ГП ГВ