BAA
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2009 ГОД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
8 мая 2009 г.
N 2415
(САЗ 09-19)
Рассмотрев в соответствии с подпунктом е) пункта 2 статьи 6 Закона Приднестровской Молдавской Республики "О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики" проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год, представленный к рассмотрению Правлением центрального банка Приднестровской Молдавской Республики (вх. N 30-18-1303 от 16 июня 2008 года), руководствуясь статьей 74 Регламента Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики постановляет:
1. Утвердить Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год (прилагаются).
2. Предложить Президенту Приднестровской Молдавской Республики поручить соответствующему исполнительному органу государственной власти, в случае превышения в 2009 году уровня индекса потребительских цен в размере 16 процентов (нарастающим итогом с начала текущего года), информировать Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики о причинах превышения прогнозного уровня инфляции и предпринимаемых мерах по снижению темпа роста индекса потребительских цен.
3. Поручить центральному банку Приднестровской Молдавской Республики (Ионова О. А.) ежеквартально представлять Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики информацию о ходе реализации единой государственной денежно-кредитной политики с указанием текущих параметров и перечнем основных мероприятий, проведенных в рамках единой государственной денежно-кредитной политики Приднестровского республиканского банка.
4. Предложить Президенту Приднестровской Молдавской Республики поручить органу, уполномоченному в области экономики, а также предложить центральному банку Приднестровской Молдавской Республики изучить вопрос об установлении параметров валютного коридора на 2009 год с учетом итогов работы за первый квартал 2009 года, за 4 месяца 2009 года и прогноза развития экономической ситуации до конца 2009 года, а также представить свои предложения по данному вопросу до 30 мая 2009 года.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
Е. ШЕВЧУК
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. Тирасполь
8 мая 2009 г.
N 2415
Приложение
к Постановлению Верховного Совета
Приднестровской Молдавской Республики
от 29 апреля 2009 года N 2415
"Об утверждении Основных направлений
единой государственной денежно-кредитной
политики на 2009 год"
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2009 ГОД
Настоящий документ разработан в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики" и определяет основные направления денежно-кредитной политики в рамках единой экономической политики государства.
Исходными условиями разработки основных направлений денежно-кредитной политики на 2009 год послужили прогнозные параметры макроэкономических показателей Министерства экономики Приднестровской Молдавской Республики.
1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В 2008 ГОДУ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.1. Макроэкономическая ситуация в I полугодии 2008 года
Реальный сектор
В целом первая половина 2008 года сохранила общий отрицательный аспект внутренней несбалансированности отечественной экономики, непосредственно отразившийся на динамике созданного в республике валового внутреннего продукта. Номинальный объём ВВП по итогам января-июня 2008 года составил 3 776,8 млн. руб., или 445,3 млн. долл. США; в реальном выражении показатель сократился на 0,7%. В пересчёте на душу населения валовой выпуск сложился на уровне 837,0 долл. США.
Падение темпов экономического развития усугублялось тенденциями ухудшения условий хозяйствования, главной чертой которого стал значительно ускорившийся рост цен. При отсутствии у государства реальных возможностей противостояния инфляционному давлению на первый план вышла проблема снижения уровня жизни населения.
Изменение стартовых условий роста промышленного производства по сравнению с ситуацией предыдущего года выразилось в замедлении темпов развития отрасли до 107,9% против 163,4%. В целом за период, по данным Государственной службы статистики Министерства экономики Приднестровской Молдавской Республики, произведено промышленной продукции на сумму 4 580,9 млн. руб., индекс физического объёма выпуска составил 106,7%.
В структуре товарного выпуска произошло существенное усиление долевого участия промышленности строительных материалов: с 5,5 до 11,0%. Это сопровождалось соответствующим перераспределением в сторону сокращения удельных весов других составляющих. В целом же, если в сопоставимом периоде 2007 года на долю 5 (пяти) основных отраслей промышленности приходилось 90,6%, то в отчётном периоде данный показатель возрос до 92,5%.
В то же время лидирующую позицию, несмотря на некоторое сокращение - 46,8% против 47,6%, продолжала прочно удерживать чёрная металлургия. Объём промышленного производства отрасли в абсолютном выражении был зафиксирован на уровне 2 141,6 млн. руб., превысив базисное значение в сопоставимых ценах на 2,7%. Столь умеренные темпы роста можно объяснить выходом предприятия на оптимальные производственные параметры.
В лёгкой промышленности, где было сформировано 12,3% совокупного показателя, или 565,3 млн. руб., в апреле-июне было зафиксировано некоторое снижение скорости расширения объёма производства до 7,4% против 12,2% в январе-марте.
Благодаря ускорению к концу рассматриваемого периода параметров выпуска, предприятия пищевой промышленности по итогам полугодия практически вышли на сопоставимый уровень 2007 года. В мукомольно-крупяной промышленности темпы сокращения объёма производства составили -30,3%.
В то же время в сложившейся ситуации удовлетворение потребностей населения по-прежнему большей частью происходит за счёт наращивания импортных поставок. Так, из общего объёма реализованных потребительских товаров (2 605,6 млн. руб.) внутреннее производство составило лишь пятую часть.
Кроме того, I полугодие 2008 года характеризовалось отрицательной динамикой инвестиционных вложений. Объём инвестиций в основной капитал (в части новых и приобретённых по импорту основных средств) по организациям, охваченным статистическим наблюдением, составил 334,1 млн. руб., что в сопоставимой оценке на 26,4% меньше базисного значения. При этом сократились как затраты на финансирование строительно-монтажных работ (-4,8%), так и объёмы средств, направляемые на приобретение нового оборудования (-34,4%). Отрицательная динамика инвестиций была зафиксирована в промышленности (-25,1%), связи (-63,4%) и сельском хозяйстве (-24,1%), тогда как рост отмечен на предприятиях торговли (в 2,1 раза), транспорта (в 4,6 раза).
Потребительский рынок
Дисбаланс внутреннег о спроса и потенциального уровня предложения придавал дополнительный импульс ускорению роста цен на потребительском рынке, которое в результате приняло характер ценового кризиса.
За I полугодие 2008 года индекс потребительских цен сложился на уровне 120,4%. Превышение базисного полугодового показателя составило 9,5 п.п., более того, по итогам периода годовой прогнозный ориентир превышен практически в 2 раза (110-112%).
Раскручивание инфляционной спирали стало следствием наложения нескольких ключевых факторов: дефицит предложения и соответствующее подорожание продовольствия (+27,1%); централизованное повышение тарифов в сфере услуг (+20,1%); усиление инфляционных ожиданий и активизация спекулятивных настроений в розничной торговле. "Трамплином" инфляции стали тенденции, определяющие рыночные факторы развития потребительского рынка, влияние которых на совокупный ИПЦ достигло 73,7%, что было выражено в резком ускорении динамики базовой инфляции (в 6,7 раз до 17,3%). Соответственно, за счёт действия сезонно-административных стимулов было сформировано чуть более четверти совокупного повышения цен. По отношению к прошлогоднему значению произошло замедление "небазовой инфляции" на 3,2 п.п. до 12,3%.
В реализации инфляционных тенденций на внутреннем рынке республики важную роль сыграл рыночный механизм корректировки внутренних и внешних цен, опосредованно отразивший развитие глобальных тенденций удорожания продовольствия и энергоресурсов.
Сложившаяся ситуация осложняется проводимой реструктуризацией в государственном сегменте сферы услуг, в рамках которой отдельные виды административно-регулируемых услуг с начала года стали дороже в 2-2,5 раза.
Инфляционная волна отразилась и на стоимости непродовольственных товаров, по которым было зафиксировано почти двукратное ускорение прироста цен (+11,4%). В целом совокупный вклад сегмента в ИПЦ был выше сопоставимого значения предыдущего года в 2,8 раза (3,4 п.п. против 1,2 п.п.).
Банковский сектор
В отчётном периоде развитие банковской системы республики характеризовалось умеренной динамикой роста основных показателей. Совокупная валюта баланса действующих коммерческих банков возросла на 12,0% (против 25,3% в I полугодии 2007 года) до 6 312,6 млн. руб., увеличившись в реальном выражении на 6,5%. Собственный капитал банков на 1 июля составил 706,0 млн. руб., превысив уровень начала года в номинальном выражении всего на 0,5% (к базисной дате предыдущего года - на 3,4%), тогда как в реальном выражении (с учётом темпов инфляции и девальвации) его объём сократился на 4,5%.
При этом норматив достаточности капитала в среднем по банковской системе сложился на отметке 61,1% (при установленном минимальном значении 8%), а степень достаточности капитала в случае реализации кредитного риска 1 - 69,9%.
Среди основных направлений деятельности банковского сектора отмечалось увеличение как привлечения ресурсов (+11,7%), так и кредитных вложений (+12,9%).
Остатки средств на депозитных счетах, являющиеся главным источником ресурсной базы, уменьшились на 7,9 млн. руб., или на 0,5%, до 1 438,2 млн. руб., в результате чего их доля в итоговой сумме обязательств сократилась с 57,1 до 50,8%. Основным фактором данного обстоятельства выступило существенное уменьшение (на 18,8%) остатков на срочных депозитах юридических лиц, объём которых на 1 июля составил 495,3 млн. руб. При этом их доля в сумме срочных депозитов снизилась с 42,2 до 34,4%. Доминирующие позиции в депозитной базе заняли вклады физических лиц, удельный вес которых составил 43,7%. На депозиты, привлечённые от других банков, пришлось 21,9%.
1 (Капитал - просроченная ссудная задолженность + резерв по кредитным рискам)/активы, взвешенные по степени риска
По итогам полугодия были повышены ценовые критерии привлекаемых коммерческими банками ресурсов. Процентная ставка по размещениям, номинированным в иностранной валюте, для юридических лиц составила 2,2% (+0,2 п.п.), для физических лиц - 10,4% (+0,3 п.п.) соответственно. Средневзвешенный доход корпоративных клиентов по рублёвым вкладам сложился на уровне 10,9% (+2,0 п.п.), для населения - 15,1% (-0,1 п.п.).
Степень валютизации средств физических и юридических лиц, размещённых на депозитных счетах, достигла 98,6%, а с учётом депозитных размещений банков - 86,0%.
В разрезе сроков привлечения наибольшими темпами расширялись среднесрочные депозиты (127,2%), что обусловило повышение их роли в качестве основы для формирования депозитного портфеля (с 25,3 до 32,4%). Привлечение средств на краткосрочной основе увеличило ресурсную базу на 18,6 млн. руб., или на 10,9%. Однако тенденция снижения вкладов на срок свыше 3 (трех) лет сыграла определяющую роль (-13,9%) и сопровождалась сокращением их доли в структуре депозитов с 62,9 до 54,4%.
Основной причиной увеличения кредитных вложений банков стало наращивание задолженности юридических лиц на 10,9% до 1 691,1 млн. руб., преимущественно по краткосрочным кредитам (на 50,7%). В то же время по данным за I полугодие 2008 года отмечалась тенденция роста и объёмов потребительского кредитования - на 22,2%. В итоге ссудный портфель банков на 81,9% состоял из кредитов, предоставленных хозяйствующим субъектам; на 16,5% - физическим лицам, на долю межбанковского кредитования пришлось 1,6%. Почти 40% совокупной задолженности носило среднесрочный характер, причём её величина за полугодие возросла на 245,0 млн. руб., или 45,4%. На заимствования в иностранной валюте пришлось 81,5% совокупного показателя (-2,1 п.п. с начала года).
Средняя стоимость рублёвых кредитов для физических лиц по итогам полугодия сократилась на 1,3 п.п. до 14,9%. Средневзвешенная процентная ставка по заимствованиям в иностранной валюте была зафиксирована на уровне 17,8%, что на 1,0 п.п. меньше значения января-июня 2007 года.
Средневзвешенная стоимость рублёвых ссуд для предприятий сложилась на уровне 16,1% (-0,8 п.п.). По валютным заимствованиям корпоративных клиентов ставка сократилась на 3,3 п.п. до 9,3%.
Резерв по кредитным рискам увеличился с начала года на 2,6% до 43,8 млн. руб., что соответствует 2,2% совокупной ссудной задолженности.
В отчётном периоде большей частью отмечалась избыточность ликвидности банковского сектора. Нормативы ликвидности в целом по банковской системе на 1 июля 2008 года составили: мгновенной - 101,3%, текущей - 96,4%, долгосрочной - 53,5% и соответствовали установленным пределам. Оценочный показатель общей ликвидности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 4,3 п.п. и составил 17,3%.
В I полугодии 2008 года коммерческими банками была получена чистая прибыль в размере 31,6 млн. руб., что вдвое меньше базисного уровня.
Рентабельность капитала (ROE) на 1 июля 2008 года в целом по банковской системе (в годовом исчислении) сложилась на уровне 9,0% (против 18,4% на 1 июля 2007 года), рентабельность активов (ROA) в годовом исчислении составила в среднем 1,0% (против 2,5% соответственно).
Монетарная сфера
Развитие монетарной сферы в январе-июне 2008 года происходило под определяющим воздействием динамики безналичных денежных средств. Существенный прирост средств на депозитах до востребования (+27,8%), а также наличных денег в обращении (+13,7%) обусловил расширение национальной денежной массы в номинальном выражении на 28,1%, в реальном (с учётом развития инфляционных процессов) - на 6,3%, в итоге на 01.07.2008 г. её объём составил 1 347,9 млн. руб. Коэффициент наличности национальной денежной массы за отчётный период сократился с 20,7 до 18,4%.
Из общего объёма денежная масса, обслуживающая товарооборот, составила 48,2%, увеличившись в номинальном выражении на 14,0%, тогда как в реальном выражении её значение сократилось на 5,4%. При этом на 1 июля 2008 года на один рубль, задействованный в наличном обороте, приходилось 1,6 безналичных рублей, что соответствует показателю на 1 января текущего года.
Валютная компонента полной денежной массы за январь-июнь расширилась на 10,4% до 1 654,7 млн. руб., однако степень валютизации денежного предложения сократилась с 58,8 до 55,1%. Основными факторами, определившими динамику данного показателя, выступали: рост средств на депозитах до востребования юридических лиц (в 1,5 раза), а также увеличение на 25,6% суммы наличной иностранной валюты в кассах коммерческих банков. В итоге на 1 июля 2008 года объём совокупного денежного предложения (денежный агрегат М3) составил 3 002,6 млн. руб., или 117,7% к началу года.
Рублёвая денежная база по итогам полугодия увеличилась на 10,2% до 390,1 млн. руб., что на 67,1 % было обусловлено ростом объёма наличных денежных средств в обращении. Не менее значимым по уровню воздействия на темпы расширения итогового показателя явился прирост средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в Приднестровском республиканском банке на 19,7% до 107,0 млн. руб. (степень влияния - 23,3%). При этом фактором, оказавшим сдерживающее воздействие на динамику денежной базы, выступило сокращение наличных денег в кассах банков на ? до 35,5 млн. руб.
Денежный мультипликатор, представляющий собой соотношение денежной массы, обслуживающей товарный оборот, и денежной базы, вследствие ускоренного увеличения рублёвой денежной массы при меньших темпах расширения рублёвой денежной базы возрос с 1,609 на 01.01.2008 г. до 1,664 на 01.07.2008 г.
Что касается ситуации на внутреннем валютном рынке, то наличие устойчивого спроса как со стороны населения, так и со стороны экономических агентов способствовало сохранению позиции доллара США в качестве доминантной валюты на наличном и безналичном сегменте валютного рынка республики. Динамика официального курса доллара США в I полугодии характеризовалась сменой трёх периодов. В течение первых семи недель с начала года его значение сохранялось на уровне 8,4600 руб. ПМР. Впоследствии (с 19 февраля по 12 июня 2008 года) зафиксирован повышательный тренд изменения котировок, результатом которого явилось увеличение стоимости 1 доллара США до 8,4990 руб. ПМР. С 13 июня 2008 года произошла кардинальная смена вектора: официальный курс доллара США к рублю ПМР снизился до 8,4968 руб. ПМР на 01.07.2008 г. Таким образом, по итогам полугодия номинальное обесценение национальной валюты составило 100,4%, что практически соответствует значению января-июня 2007 года.
Средневзвешенное значение единицы американской валюты сложилось на отметке 8,4816 руб. ПМР; при этом темпы девальвации, рассчитанные как отношение средневзвешенных курсов, составили 100,5%, что сопоставимо с аналогичным показателем 2007 года.
По отношению к другим основным расчётным валютам наблюдалось значительное ускорение темпов девальвации приднестровского рубля, в том числе к молдавскому лею - на 14,3 п.п. до 120,4%, к евро - на 5,6 п.п. до 107,4%, к украинской гривне - на 6,2 п.п. до 106,7%, к российскому рублю - на 2,5 п.п. до 104,2%.
Возрастающие темпы инфляции способствовали сохранению тенденции снижения интегрального показателя покупательной способности иностранных валют на внутреннем валютном рынке на 3,2%, в том числе товарное наполнение доллара США сократилось на 16,5%.
С учётом разницы уровня индекса потребительских цен в республике и в странах-основных торговых партнёрах реальный эффективный курс рубля ПМР повысился на 1,1%. При этом относительно доллара США реальный курс увеличился на 16,8%.
На фоне замедления темпов экономического развития отмечалось уменьшение реализации безналичной иностранной валюты хозяйствующими субъектами на 18,6% до 89,1 млн. долл. при сохранении повышенного спроса на неё, объём которого достиг 176,1 млн. долл. (+36,7% к уровню I полугодия 2007 года). Свыше 75% сделок по покупке приходилось на доллары США.
В то же время продажа наличной иностранной валюты физическими лицами через обменные пункты увеличилась на 40,2% до 162,4 млн. долл., а покупка - на 26,7% до 121,5 млн. долл. Таким образом, по итогам полугодия показатель нетто-продаж на наличном сегменте достиг 40,9 млн. долл., превысив базисное значение более чем в 2 раза. Из них 75,0% были сформированы операциями с долларами США.
Купля/продажа иностранной валюты на межбанковском рынке сложилась на уровне 41,8 млн. долл., что на 23,7% больше аналогичного показателя 2007 года. На долю операций с американской валютой пришлось 92,6%.
Платёжный баланс
По итогам 2007 года объём внешнеторгового оборота республики расширился на 60,2% и достиг 1 858,6 млн. долл. При этом экспорт товаров возрос в 1,7 раза до 727,0 млн. долл., импорт - в 1,5 раза до 1 131,6 млн. долл. В результате по внешнеэкономическим операциям сформировался чистый импорт в размере 404,6 млн. долл., что больше значения предыдущего года на 27,9%. Вместе с тем опережающий рост экспорта позволил повысить коэффициент покрытия импортных поставок с 57,2 до 64,2%.
В январе-июне 2008 года динамика внешнеэкономической активности резидентов также характеризовалась повышательной тенденцией: объём экспортно-импортных потоков увеличился до 1 269,4 млн. долл., превысив аналогичный показатель 2007 года на 42,3%. Абсолютная величина экспортированной продукции составила 473,7 млн. долл., что на 45,4% больше базисного значения, в то время как объём ввезённых на территорию Приднестровской Молдавской Республики товаров достиг 795,7 млн. долл., увеличившись на 40,5%. Таким образом, отрицательное сальдо торгового баланса составило 322,1 млн. долл. против 240,4 млн. долл. в сопоставимом периоде предыдущего года.
В связи с удлинением маршрута следования грузовых составов в обход приднестровского участка железной дороги, а также переориентации на более удалённые рынки сырья для отечественной металлургической промышленности в 2007 году зарегистрирован существенный рост дефицита баланса услуг - до 57,7 млн. долл. (по сравнению с 11,1 млн. долл. в 2006 году). В условиях сохранившейся тенденции удорожания грузовых транспортных перевозок отрицательное сальдо внешней торговли услугами по итогам января-марта 2008 года достигло своего пикового квартального значения - -22,5 млн. долл. и за полугодие сформировалось в объёме -42,9 млн. долл.
Отрицательное значение сальдо баланса инвестиционных доходов в 2007 году выросло относительно 2006 года практически в 1,5 раза, составив 15,8 млн. долл., что обусловлено интенсивным притоком в последние несколько лет в экономику республики иностранного капитала в форме ссуд, займов и инвестиций. В I полугодии 2008 года доходы, начисленные к получению, оцениваются в 2,9 млн. долл., к выплате - в 8,0 млн. долл.
Профицит баланса трансфертов по данным за 2007 год сократился к итогу 2006 года на 19,5% и составил 149,7 млн. долл. При этом в структуре сальдирующего результата зафиксировано уменьшение суммы государственных трансфертов более чем в 13,5 раз, на фоне расширения объёмов денежных переводов населения на 43,6%.
Вследствие возобновившегося в 2008 году поступления средств из Российской Федерации в форме гуманитарной и технической помощи и роста прочих безвозмездных поступлений объём полученных из-за рубежа в январе-июне трансфертов составил 116,9 млн. долл., выплат - 17,4 млн. долл. В результате чистый приток трансфертов на территорию республики зафиксирован в размере 99,5 млн. долл., что в 1,7 раза превышает показатель I полугодия 2007 года.
В итоге отрицательное сальдо текущего счёта платёжного баланса Приднестровской Молдавской Республики за 2007 год составило 328,4 млн. долл., за I полугодие 2008 года - 270,6 млн. долл.
1.2. Денежно-кредитная политика в I полугодии 2008 года
Деятельность центрального банка в сфере денежно-кредитного регулирования на протяжении рассматриваемого периода в целом соответствовала принципам, определённым в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год". В её основу были положены подходы, выработанные и закреплённые в IV квартале 2007 года. Продолжалась реализация мер, направленных на поддержку предприятий АПК. Кроме того, в зависимости от изменения ситуации Приднестровский республиканский банк осуществлял взаимосвязанные мероприятия по поддержанию на приемлемом уровне ликвидности банковской системы.
Политика центрального банка в сфере обязательного резервирования на протяжении I полугодия 2008 года оставалась неизменной. Так, норматив обязательных резервов составлял как по рублёвым, так и по валютным обязательствам 7%. Обязательства банков в национальной валюте подлежали депонированию в обязательные резервы в рублях ПМР; обязательства банков в иностранной валюте - в долларах США либо евро. Сохранилась на неизменном уровне и норма размера обязательных резервов, поддерживаемых в виде неснижаемых остатков на корреспондентских счетах банков, открытых в Приднестровском республиканском банке, - 100% от суммы обязательных резервов, задепонированных в предыдущем отчётном периоде.
Совокупный размер обязательных резервов, подлежащих депонированию, по состоянию на 01.07.2008 г. достиг 71,9 млн. руб. (темпы прироста за январь-июнь составили 15,8%), в том числе в национальной валюте - 21,1 млн. руб. (+19,2%), в иностранной валюте - 50,8 млн. руб. (+14,4%). Подобная динамика связана с ростом привлечённых банками средств юридических лиц, подлежащих депонированию.
Оставался в силе льготный режим депонирования обязательных резервов для банков, осуществляющих кредитование предприятий АПК, введённый Приднестровским республиканским банком с отчётной даты на 16.10.2007 г., при котором на суммы средств, направляемых банками на кредитование предприятий АПК, происходит уменьшение резервируемых средств, но не более чем на 20% от средств, подлежащих депонированию.
Ситуация с ликвидностью банковской системы в первом полугодии в целом соответствовала тем параметрам деятельности кредитных организаций, которые определялись потребностями экономики, а именно спросом на банковские услуги со стороны хозяйствующих субъектов реального сектора и населения. Реализуя функцию кредитора последней инстанции, Приднестровский республиканский банк за январь-июнь 2008 года выдал коммерческим банкам республики кредитов на поддержание краткосрочной ликвидности в объёме 14,5 млн. руб., из которых 4,0 млн. руб. было предоставлено во II квартале.
Следует также отметить, что в целях краткосрочного влияния на уровень ликвидности банковского сектора в I квартале 2008 года было осуществлено 10 (десять) выпусков облигаций номинальной стоимостью 100 тыс. руб., общий объём эмиссии составил 100,0 млн. руб. Объём фактического размещения облигаций был зафиксирован на отметке 68,0 млн. руб. (или 68,0% выпущенных в обращение), тогда как в I квартале предыдущего года он достигал 245,0 млн. руб. Средневзвешенный срок обращения облигаций сложился на уровне 28 (двадцати восьми) дней при средневзвешенной процентной ставке 6,75% против 22 (двадцати двух) дней и 6,41% соответственно в базисном периоде. При этом Приднестровский республиканский банк оставил без изменения установленные с 1 августа 2007 года процентные ставки: сроком обращения 7 дней - 5,0%, 14 дней - 6,5%, 30(31) дней - 7,0%, 60 (61) дней - 7,5%, 91 (92) день - 8% годовых.
В то же время во втором квартале банки, в основном, были способны в требуемом объёме выдавать кредиты и обслуживать платежи клиентов, при этом не испытывая дефицита либо избытка ликвидности. В результате Приднестровский республиканский банк в этом периоде не использовал инструментов денежно-кредитной политики ни по абсорбированию банковской ликвидности, ни по её поддержанию. В частности, не осуществлялись операции с собственными краткосрочными бескупонными облигациями Приднестровского республиканского банка и депозитные операции. В то же время за апрель-июнь было погашено краткосрочных облигаций ПРБ на сумму 13,0 млн. руб., в том числе по срокам обращения 30(31) дней - 11,0 млн. руб. и 60(61) дней - 2,0 млн. руб., соответственно по состоянию на 01.07.2008 г. данный вид ценных бумаг в портфелях банков отсутствовал.
При этом следует учитывать, что инструменты абсорбирования банковской ликвидности ограничены в силу действия норм пункта 4 статьи 5 Закона Приднестровской Молдавской Республики "О республиканском бюджете на 2008 год". Портфель государственных ценных бумаг Приднестровского республиканского банка с нерыночными характеристиками на протяжении всего периода оставался неизменным и составлял 154,0 млн. руб.
Необходимо также отметить, что определённое влияние на ситуацию с ликвидностью банковского сектора во втором квартале 2008 года оказало предоставление Приднестровским республиканским банком кредитов с использованием двухуровневой процедуры кредитования, осуществлявшееся в рамках реализации Постановления Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики "О некоторых особенностях порядка распределения помощи Российской Федерации для предоставления технических кредитов в целях оказания поддержки хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса Приднестровской Молдавской Республики" N 1394 от 04.03.2008 г. и Временного положения Приднестровского республиканского банка "О порядке кредитования хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса Приднестровской Молдавской Республики" от 19.03.2008 г., с участием кредитных организаций.
Так, во втором квартале состоялось семь заседаний Банковского совета Приднестровского республиканского банка, на которых были приняты решения о выделении кредитных ресурсов по 28 (двадцати восьми) проектам в сумме 205,1 млн. руб. РФ. Фактически было предоставлено кредитов в объёме 119,1 млн. руб. РФ, при этом в апреле-июне погашено 0,9 млн. руб. РФ. Таким образом, ссудная задолженность банковских учреждений по данным кредитам по состоянию на 01.07.2008 г. составила 118,2 млн. руб. РФ, что эквивалентно 42,6 млн. руб. ПМР. При этом хозяйствующими субъектами агропромышленного комплекса ПМР, получившими кредиты на исполнение обязательств перед резидентами Приднестровской Молдавской Республики за поставляемую технику и на финансирование затрат, связанных с закладкой многолетних насаждений, было направлено средств в сумме эквивалентной 7,6 млн. руб. ПМР.
Что касается системы официальных процентных ставок Приднестровского республиканского банка, то она продолжает формироваться и имеет сложную структуру; так, по операциям абсорбирования банковской ликвидности диапазон ставок варьирует от 5% до 8%, по поддержанию ликвидности - от 7% до 12%. При этом с 1 сентября 2006 года уровень базовой ставки - ставки рефинансирования - остаётся неизменным, дифференцированным по срокам: краткосрочная - 9%, среднесрочная - 8%, долгосрочная - 7% годовых.
В условиях достаточно стабильной ситуации с валютной ликвидностью банков и хозяйствующих субъектов действия Приднестровского республиканского банка в области валютного регулирования были направлены на эффективное использование имеющихся инструментов с целью сохранения равновесия на внутреннем валютном рынке и выполнения функций по достижению приемлемого уровня валютной обеспеченности государства.
В частности, действующий норматив обязательной продажи части валютной выручки хозяйствующих субъектов в размере 25% позволил проводить политику, призванную, с одной стороны, поступательно наращивать валютные резервы, с другой, планомерно увеличивать объёмы конвертации средств со специального газового счёта в рублях ПМР в иностранную валюту с целью осуществления платежей за потреблённый природный газ без ущерба стабильности валютного курса. В части обязательной продажи на валютном аукционе Приднестровского республиканского банка в I полугодии 2008 года было реализовано 95,0 млн. долл.
На наличном сегменте валютного рынка складывалась достаточно равновесная обстановка, в связи с чем Приднестровский республиканский банк практически не проводил валютных интервенций. Основной объём проданных валютных средств пришёлся на I квартал 2008 года и составил всего 750,0 тыс. долл. против 4,0 млн. долл. в аналогичном периоде 2007 года. При этом в апреле-июне 2008 года потребности внутреннего валютного рынка удовлетворялись опосредованно через операции на валютном аукционе Приднестровского республиканского банка.
2. ПРОГНОЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В 2009 ГОДУ
Исходным ориентиром при выработке основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год послужил прогноз основных макроэкономических показателей, представленный центральному банку Министерством экономики Приднестровской Молдавской Республики.
В соответствии с предложенными условиями по целому ряду ключевых параметров в 2009 году ожидается отрицательная динамика. Так, в реальном выражении валовой внутренний продукт уменьшится на 12,2%. При этом номинальный объём ВВП составит 8 375,0 млн. руб., или 100,1% к оценочному уровню 2008 года (табл. 1).
Объём инвестиционных вложений, с учётом оценки субъектов малого предпринимательства и индивидуальных застройщиков, сложится на уровне 1 080,0 млн. руб. При этом темпы сокращения данного показателя составят 28,0%. На самом низком уровне ожидаются темпы расширения потребительского спроса - 114,0% (-18,4 п.п. по отношению к показателю 2008 года). В абсолютном выражении объём розничного товарооборота ориентировочно составит 7 260,0 млн. руб. Безусловно, развитие ситуации на внутреннем рынке будет определяться и складывающимися ценовыми тенденциями: Министерство экономики Приднестровской Молдавской Республики прогнозирует уровень инфляции в пределах 16%.
В то же время производственная активность промышленных предприятий упадёт на 13,4%, против роста показателя по итогам 2008 года на 28,4%, валовая продукция сельского хозяйства сузится на 6,0%. Если принять во внимание, что данные расчёты произведены в текущих ценах, то в реальном выражении, с учётом динамики инфляционных процессов, можно ожидать ещё более значительного сокращения величины отдельных параметров. В 2009 году объём бюджетных расходов обусловит дефицитность государственного бюджета на уровне 10,6% к номинальному ВВП.
Таблица 1
Макроэкономические показатели развития
Приднестровской Молдавской Республики
-------------------------------------------------------------
| | Прогноз |
| | на 2009 год |
|---------------------------------------------|-------------|
| Валовой внутренний продукт, млн. руб. | 8 375,0 |
|---------------------------------------------|-------------|
| % к 2008 году (в текущих ценах) | 100,1 |
|---------------------------------------------|-------------|
| % к 2008 году (в сопоставимых ценах) | 87,8 |
|---------------------------------------------|-------------|
| Дефлятор ВВП, % | 114,0 |
|---------------------------------------------|-------------|
| Объём промышленного производства, млн. руб. | 8 068,4 |
|---------------------------------------------|-------------|
| % к 2008 году (в текущих ценах) | 86,6 |
|---------------------------------------------|-------------|
| Валовая продукция сельского хозяйства, млн. | 802,0 |
| руб. | |
|---------------------------------------------|-------------|
| % к 2008 году (в текущих ценах) | 94,0 |
|---------------------------------------------|-------------|
| Инвестиции в основной капитал, млн. руб. | 1 080,0 |
|---------------------------------------------|-------------|
| % к 2008 году (в текущих ценах) | 72,0 |
|---------------------------------------------|-------------|
| Объём розничного товарооборота, млн. руб. | 7 260,0 |
|---------------------------------------------|-------------|
| % к 2008 году (в текущих ценах) | 114,0 |
|---------------------------------------------|-------------|
| Объём платных услуг населению, млн. руб. | 1 503,8 |
|---------------------------------------------|-------------|
| % к 2008 году (в текущих ценах) | 116,0 |
|---------------------------------------------|-------------|
| Темпы инфляции, % | 116,0 |
-------------------------------------------------------------
Платёжный баланс
На основе проведённого анализа текущих тенденций и перспектив развития внешнеэкономического сектора республики, при условии выполнения прогнозных оценок Министерства экономики Приднестровской Молдавской Республики, Приднестровский республиканский банк прогнозирует следующие показатели платёжного баланса Приднестровской Молдавской Республики (табл. 2).
Таблица 2
Платёжный баланс Приднестровской Молдавской Республики (сальдо)
млн. долл.
--------------------------------------------------------
| Показатели | Прогноз на 2009 год |
| |------------------------------|
| | реалистичный | оптимистичный |
|-----------------------|--------------|---------------|
| Счёт текущих операций | -643,1 | -651,6 |
|-----------------------|--------------|---------------|
| Торговый баланс | -702,4 | -702,4 |
|-----------------------|--------------|---------------|
| Баланс услуг | -56,0 | -77,7 |
|-----------------------|--------------|---------------|
| Баланс доходов | -14,2 | -16,0 |
|-----------------------|--------------|---------------|
| Баланс трансфертов | 129,5 | 144,5 |
--------------------------------------------------------
По итогам 2009 года дефицит счёта текущих операций при неизменности макроэкономических условий прогнозируется в размере 643,1-651,6 млн. долл. Основное влияние на его динамику будет оказывать состояние торгового баланса, сальдо которого сложится на уровне -702,4 млн. долл. При этом экспорт сократится на 24,6% и составит 700,4 млн. долл., импорт сократится на 14,6% и составит 1 402,8 млн. долл.
Определяющими факторами, обуславливающими динамику экспортных поставок на внешние рынки и поступления денежных средств из-за рубежа, будут являться:
- неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на основные товары приднестровского экспорта;
- снижение объёмов промышленного производства;
- усиление протекционизма в мировой торговле;
- сохранение низкого уровня цен на сырьевые товары на мировых рынках;
- замедление темпов прироста либо снижение объёмов трансфертных поступлений из-за рубежа по каналам денежных переводов вследствие ухудшения экономической ситуации в странах-центрах трудовой миграции.
Движение импортных потоков будет происходить под воздействием следующих основных тенденций:
- динамика потребительских цен в основных странах-контрагентах;
- сокращение спроса как со стороны населения, так и со стороны реального сектора;
- сохранение существующей ценовой конъюнктуры на основные энергоносители;
- сужение физического и стоимостного объёма сырьевой составляющей импорта в условиях прогнозируемого спада отечественного производства.
Прогнозируется формирование отрицательного сальдо по балансу услуг - -56,0 - -77,7 млн. долл., определяющим останется отрицательный баланс грузовых перевозок; по балансу доходов - -14,2 - -16,0 млн. долл. в связи с осуществлением выплат процентов по привлечённым ранее ссудам и займам, а также инвестициям. Определённое нивелирующее воздействие будет оказывать положительное сальдо баланса трансфертов (129,5-144,5 млн. долл.), динамика которого обусловлена поступлением средств в республику по каналам денежных переводов.
3. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2009 ГОДУ
Политика Приднестровского республиканского банка в сфере валютного и денежно-кредитного регулирования в 2009 году будет ориентирована на достижение основных целей экономической и финансовой политики государства. В то же время её реализация будет осуществляться в контексте складывающихся макроэкономических условий.
Анализ ситуации даёт основания предположить, что развитие социально-экономических процессов в республике в 2009 году будет проходить в условиях усиления негативного влияния тенденций, сформированных в IV квартале 2008 года. Среди определяющих факторов необходимо выделить следующие:
во-первых, это дальнейшее развитие мирового финансового и экономического кризиса;
во-вторых, снижение производственной активности в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры;
в-третьих, усиление напряжённости в сфере государственных финансов;
в-четвёртых, сохранение неопределённости в развитии внешнеполитической ситуации.
Принимая во внимание данные факторы, для поддержания стабильности в финансовой сфере Приднестровский республиканский банк в своей деятельности сохранит преемственность целевых ориентиров денежно-кредитной политики. Такой подход представляется наиболее целесообразным на краткосрочную перспективу, так как действующие механизмы прошли апробацию в различных экономических условиях и в целом доказали свою эффективность.
Таким образом, Приднестровский республиканский банк в качестве конечной цели монетарной политики, как и в предыдущие годы, определил параметры курса доллара США к приднестровскому рублю; контрольно-индикативными будут выступать показатели денежной программы (табл. 3). В случае существенного отклонения фактических макроэкономических показателей от прогнозных и в целях недопущения дестабилизации финансового рынка и денежно-кредитной сферы республики центральным банком принимаются соответствующие меры по поддержанию установленных ориентиров денежно-кредитной политики. При условии, когда предпринимаемые центральным банком меры не могут обеспечить поддержание указанных ориентиров, на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по инициативе центрального банка вносятся предложения об изменении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год.
Предложение об изменении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год должно быть экономически обоснованным и содержать описание мер, которые предпринимались центральным банком для поддержания текущих ориентиров денежно-кредитной политики.
Таблица 3
Ориентиры денежно-кредитной политики в 2009 году
------------------------------------------------------------------
| | Реалистичный | Оптимистичный |
| | прогноз | прогноз |
|---------------------------------|--------------|---------------|
| Средневзвешенный валютный курс, | 9,0 | 8,8 |
| руб. ПМР/долл. США | | |
|---------------------------------|--------------|---------------|
| Уровень девальвации, % | 105,0 | 102,3 |
|---------------------------------|--------------|---------------|
| Национальная денежная масса | 2 500,0 | 2 200,0 |
| на конец года, млн. руб. | | |
------------------------------------------------------------------
3.1. Политика валютного курса
Таргетирование валютного курса приднестровского рубля в 2009 году будет осуществляться в рамках режима управляемого плавания. Переход на другие принципы регулирования валютного курса в условиях макроэкономической нестабильности представляется нецелесообразным.
Основной объём внешнеторговых операций хозяйствующих субъектов, по-прежнему, осуществляется в долларах США; американская валюта продолжает доминировать и в качестве средства сбережения для физических лиц. Данные факторы выступают для Приднестровского республиканского банка предпосылками для сохранения в качестве главного ориентира монетарной политики на 2009 год курсового соотношения рубль ПМР/доллар США.
Основным условием реализации прогноза, в условиях ограничения валютных поступлений в республику, служит состояние и динамика валютных резервов Приднестровского республиканского банка. Уровень девальвации рубля ПМР по оптимистичному варианту прогноза может составить порядка 2,3%.
При этом в случае реализации реалистичного сценария развития экономической ситуации верхняя граница средневзвешенного валютного курса по итогам года ограничена уровнем 9,0 руб./долл. К основным последствиям восходящего тренда покупательной способности американской валюты следует отнести рост объёма материальных благ и услуг, которые можно будет приобрести за одинаковую сумму данной валюты на внутреннем рынке товаров и услуг в 2009 году по сравнению с базисным годом.
Уровень обменного курса национальных валют других стран к приднестровскому рублю будет определяться на основе кросс-курса данных валют к доллару США, а также с учётом спроса и предложения на данную валюту.
3.2. Денежная программа
Оценка денежной программы центрального банка в 2009 году производилась исходя из необходимости обеспечения достаточной насыщенности экономики денежными средствами, а также минимального воздействия на уровень инфляции. Для анализа той части национальной денежной массы, которая финансово обеспечивает деятельность субъектов экономики и формирование валового внутреннего продукта, центральный банк использует такой показатель, как денежная масса, обслуживающая товарный оборот, которая включает наличные деньги, обслуживающие платёжный оборот и безналичные денежные средства, находящиеся на счетах в коммерческих банках.
Ожидается, что на конец 2009 года объём национальной денежной массы может достигнуть порядка 2 500,0 млн. руб., из которых 50-60% составят средства, реально обслуживающие товарооборот. Рублёвая денежная база по итогам года сложится на уровне порядка 700,0 млн. руб. В относительном выражении прирост данных показателей ожидается ориентировочно в пределах 40%. Коэффициент монетизации экономики рублёвыми денежными средствами (отношение М2х к ВВП), сложится в пределах 30%. На 1% инфляции придётся порядка 2,5% прироста денежной массы.
3.3. Инструменты денежно-кредитного регулирования
Опыт применения инструментов денежно-кредитной политики продемонстрировал необходимость поиска такого их набора, который мог бы применяться с одинаковой эффективностью при различных состояниях денежно-кредитной сферы и способствовать достижению целей денежно-кредитной политики.
Основной задачей центрального банка в 2009 году является поддержание на приемлемом уровне ликвидности банковской системы с целью недопущения возможных негативных явлений в осуществлении расчётов и выполнении обязательств перед вкладчиками. Поскольку ситуация с ликвидностью зависит от действия целого ряда факторов краткосрочного конъюнктурного характера, может наблюдаться как её дефицит, так и избыток. Для сглаживания возможного широкого диапазона колебания ликвидности банковской системы Приднестровский республиканский банк будет применять постоянно действующие инструменты стерилизации и рефинансирования, среди которых нормы обязательного резервирования и механизм резервирования и др.
Процентная политика Приднестровского республиканского банка будет реализовываться посредством установления узкого коридора процентных ставок по операциям рефинансирования кредитных организаций и абсорбирования их свободных средств, что позволит воздействовать на изменения границ колебаний ставок денежного рынка. Данные действия должны способствовать расширению возможности влияния денежно-кредитной политики на динамику инфляционных процессов с помощью процентной ставки. Базовая ставка центрального банка - ставка рефинансирования - в 2009 году может быть установлена на уровне не менее 7% годовых.
В 2009 году обязательные резервные требования будут использоваться центральным банком в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В случае значительного роста банковской ликвидности, когда применение иных инструментов для её абсорбирования не сможет дать должного эффекта, Приднестровский республиканский банк допускает вероятность повышения нормативов обязательных резервов. При этом максимальная норма резервирования не будет превышать установленный Законом Приднестровской Молдавской Республики "О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики" уровень - 15%. Вместе с тем в целях предоставления кредитным организациям возможности оперативно управлять собственной ликвидностью центральный банк рассмотрит варианты изменения условий поддержания и хранения резервов.
Будет активизирована работа по созданию благоприятных условий для реального сектора экономики. Приднестровский республиканский банк предполагает рефинансировать банки, активно кредитующие отечественных товаропроизводителей, при этом объёмы рефинансирования будут зависеть от складывающейся макроэкономической ситуации с учётом сохранения ориентира на политику реального кредитования банков.
Операции Приднестровского республиканского банка на открытом рынке будут зависеть от действующего законодательства, функционирования полноценного фондового рынка и обращения на нём рыночных ценных бумаг. Приднестровский республиканский банк продолжит участвовать в работе по совершенствованию законодательства о финансовом рынке совместно с уполномоченными органами исполнительной и законодательной власти.
4. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И БАНКОВСКОГО
НАДЗОРА В 2009 ГОДУ
В целях эффективной реализации основных направлений денежно-кредитной политики необходимо поддерживать дальнейшее развитие и модернизацию банковского сектора и банковского надзора посредством реализации мер, направленных на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, создание эффективной системы страхования вкладов, повышение капитализации банков, укрепление устойчивости банковской системы.
В число приоритетных направлений входит дальнейшее развитие риск-ориентированного надзора, совершенствование мониторинга устойчивости банковского сектора и отдельных кредитных организаций. Это связано с решением следующих задач:
- создание системы страхования вкладов, что будет содействовать повышению доверия населения и активизации привлечения сбережений в банковскую систему. Создание системы страхования вкладов требует принятия Закона "Об обязательном коллективном гарантировании (страховании) вкладов (депозитов) физических лиц в банках Приднестровской Молдавской Республики";
- подготовка и принятие пакета законодательных инициатив, направленных на укрепление юридической защиты прав кредиторов, в особенности при реализации залогов;
- оптимизация регулятивных и надзорных процедур центрального банка в целях укрепления стабильности банковского сектора и выполнения "Основных принципов эффективного банковского надзора";
- развитие, с учётом международно-признанной практики, содержательной компоненты надзора, в том числе консолидированного надзора, что будет способствовать повышению качества надзорной оценки экономического положения кредитных организаций, выявлению проблем в банковской деятельности на ранних стадиях их возникновения, дальнейшему совершенствованию пруденциальной отчётности, своевременному и адекватному применению корректирующих мер в отношении кредитных организаций;
- разработка подходов к определению стандартов внутренних процедур организации риск-менеджмента и оценки достаточности капитала для банков и их оценке;
- совершенствование подходов к управлению риском потери ликвидности, ориентированных на использование концепции денежных потоков и оценку состояния систем управления рисками ликвидности в кредитных организациях;
- повышение финансовой грамотности и информированности населения о банковских услугах, в том числе путём проведения совместной работы Приднестровского республиканского банка и банковского сообщества по разработке и принятию стандартов качества раскрытия информации и их применения кредитными организациями.
В целях повышения эффективности операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций центральный банк в течение 2009 года будет проводить работу по созданию единого механизма рефинансирования. При этом основной задачей будет являться формирование системы, которая предоставит любой финансово стабильной кредитной организации возможность получать кредиты под обеспечение, предусмотренное действующим законодательством и нормативными актами Приднестровского республиканского банка. Планируемые меры направлены на расширение возможностей оперативного доступа кредитных организаций к достаточному объёму денежных средств, предоставляемых центральным банком.
В сфере валютного регулирования и контроля одной из приоритетных задач Приднестровского республиканского банка в следующем году станут: автоматизация валютного контроля за поступлением в Приднестровскую Молдавскую Республику товаров, работ, услуг и валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг; создание электронных баз данных, обеспечение возможности получения информации от кредитных организаций и обмена информацией с таможенными органами в электронном виде. В результате проведения указанных мероприятий повысится эффективность проводимого Приднестровским республиканским банком валютного контроля с одновременным упрощением обработки необходимой для его осуществления информации.
Совершенствование правового регулирования банковской
деятельности
В целях совершенствования нормативной базы Приднестровского республиканского банка будет продолжена работа по приведению её в соответствие с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, в том числе с Законом Приднестровской Молдавской Республики "О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики" от 07.05.2007 г. Так, планируется разработать и принять нормативный документ, регламентирующий порядок назначения временной администрации и ее деятельности по управлению кредитной организацией, а также Положение о регистрации и лицензировании банков и кредитных организаций.
В связи с ожидаемым принятием законодательного акта о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма планируется разработка соответствующего методологического обеспечения и механизма контроля, необходимых для реализации законодательных норм.
Продолжится работа по совершенствованию принципов и механизма организации бухгалтерского учёта в кредитных организациях.
Кроме того, в рамках гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации, в 2009 году будет вестись разработка проекта закона Приднестровской Молдавской Республики "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции. Планируется в сотрудничестве со специалистами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики осуществлять подготовку ко второму чтению проекта закона Приднестровской Молдавской Республики "О банках и банковской деятельности в Приднестровской Молдавской Республике" в новой редакции. Будет продолжена работа над подготовкой к рассмотрению Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики проектов законов Приднестровской Молдавской Республики "О кредитных историях", "О страховании банковских вкладов", "О банкротстве кредитных организаций", а также над статьями Кодекса Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушения в области банковского и валютного законодательства.
Принятие Закона Приднестровской Молдавской Республики "О банкротстве кредитных организаций" повлечёт за собой также разработку нормативного документа, регламентирующего деятельность уполномоченного представителя центрального банка при ликвидации кредитной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка центральным банком базового документа, определяющего целевые ориентиры денежно-кредитной политики государства на краткосрочную перспективу, осуществлялась с учётом необходимости его соответствия стратегическим подходам развития финансового сектора Приднестровской Молдавской Республики.
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год" призваны представить субъектам экономики и широкой общественности информацию о действиях органов денежно-кредитного регулирования в области монетарной политики. Как и в предыдущие годы, главные усилия будут направлены на содействие обеспечению макроэкономической стабильности и недопущению снижения уровня жизни населения.
Приоритетной для центрального банка останется задача сохранения устойчивости приднестровского рубля, поддержания равновесия на валютном рынке. Годовое значение средневзвешенного валютного курса будет выступать основным контрольным параметром. Его выполнение будет осуществляться исходя из состояния и динамики валютных резервов центрального банка и макроэкономической ситуации. Показатели денежной программы и процентные ставки по операциям центрального банка являются индикативными, характеризующими спрос и предложение денег в экономике республики.
Применяемый инструментарий денежно-кредитной политики будет ориентирован на поддержание на достаточном уровне ликвидности банковского сектора с целью недопущения развития возможных негативных явлений. В зависимости от складывающейся ситуации предусматривается использование Приднестровским республиканским банком различных комбинаций инструментов денежно-кредитного регулирования.
Опыт последних лет наглядно продемонстрировал неустойчивость вектора экономического развития Приднестровской Молдавской Республики. Это определяет необходимость расширения полномочий центрального банка по оперативному применению действующего инструментария денежно-кредитной политики в целях сохранения финансовой стабильности в республике в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, требующих принятия адекватных решений.