изменён документом от: 25 февраля 2009 ПРИК МЮМР 29 августа 2001 № 431 САЗ 01-40  
»
3
»
0

BAA


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О
СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА


ПРИКАЗ


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


29 августа 2001 г.
N 431


(САЗ 01-40)


Зарегистрирован Министерством юстиции
Приднестровской Молдавской Республики 27 сентября 2001 г.
Регистрационный N 1253


В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об охране и безопасности труда", для улучшения работы, направленной на предупреждение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производствах Приднестровской Молдавской Республики, приказываю:

1. Утвердить Типовое положение о службе охраны труда, согласно Приложению.

2. Министерствам, ведомствам и другим объединениям предприятий, созданных по отраслевому принципу, предприятиям, учреждениям и организациям разработать с учетом специфики производства и утвердить на основании данного Типового положения соответствующие Положения о службе охраны труда.

3. Контроль по исполнению данного Приказа возложить на начальника Государственной службы технического контроля Г.П. Кравцова.

4. Настоящий Приказ ввести в действие со для официального опубликования.


В. ГРИГОРЬЕВ
И.О. МИНИСТРА ЮСТИЦИИ

  г. Тирасполь

29 августа 2001 г.

      N 431


Приложение
к Приказу Министра юстиции
Приднестровской Молдавской Республики
от 29 августа 2001 года N 431


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о службе охраны труда


I. Общие положения


1. В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об охране и безопасности труда" служба охраны труда создается руководителем или уполномоченным им органом (далее - собственник) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и видов их деятельности для организации исполнения правовых, организационно-технических, санитарно- гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в процессе труда.

2. В соответствии с целями, указанными в пункте 1 настоящего Типового положения, служба охраны труда решает задачи:

а) безопасности производственных процессов, оборудования, зданий и сооружений;

б) обеспечения работающих, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

в) профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганды безопасных методов работы;

г) выбора оптимальных режимов труда и отдыха работающих;

д) профессионального отбора исполнителей для определенных видов работ.

3. Служба охраны труда входит в структуру предприятия, учреждения, организации как одна из основных производственно- технических служб. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия.

4. Служба охраны труда в зависимости от численности работающих может функционировать как самостоятельное структурное подразделение либо в виде группы специалистов или одного специалиста, в том числе по совместительству.

5. Служба охраны труда комплектуется специалистами, имеющими высшее образование и стаж работы по профилю производства н е менее 3 лет. Специалисты со средним специальным образованием принимаются в службу охраны труда в исключительных случаях. Ограничения не касаются; по производственному стажу - лиц, имеющих специальное образование по охране труда; по уровню образования - лиц, которые приняты на должность до утверждения, данного Типового положения.

6. Проверка знаний по охране труда работников службы охраны труда производится в установленном порядке до начала исполнения ими своих функциональных обязанностей и периодически, один раз в три года.

7. На основании данного Типового положения с учетом специфики производства разрабатываются и утверждаются руководителем Положения о службе охраны труда предприятий, учреждений и организаций. Положение о службе охраны труда министерства, государственного комитета, концерна, корпорации и другого объединения предприятий, образованных по отраслевому принципу, согласовывается с Государственной службой технического надзора.

8. Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательством о труде, межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами об охране труда и Положением о службе охраны труда.

9. Работники службы охраны труда имеют право выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных недостатков. Предписание специалиста по охране труда, в том числе об остановке работ, может отменить в письменной форме только должностное лицо, которому подчинена служба охраны труда.

10. Работники службы охраны труда не могут привлекаться к выполнению функций, не предусмотренных Законом "Об охране и безопасности труда" и данным Типовым положением.


II. Служба охраны труда предприятия


11. Служба охраны труда создается на предприятиях, в производственных и научно-производственных объединениях , подчиненных центральным органам исполнительной власти, кооперативных, коллективных и других организациях (далее - предприятие) с числом работающих 50 и более человек. В других случаях функции этой службы могут исполнять в порядке совмещения лица, которые прошли проверку знаний по охране труда.

12. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия.

13. По своему служебному положению и условиями оплаты труда руководитель службы охраны труда (специалист по охране труда) приравнивается к руководителям основных производственно-технических служб предприятия.

14. Служба охраны труда выполняет такие основные функции:

а) разрабатывает эффективную целостную систему управления охраной труда,способствует совершенствованию деятельности в этом направлении каждого структурного подразделения и каждого должностного лица;

б) Осуществляет оперативно-методическое руководство всей работой по охране труда;

в) Составляет вместе со структурными подразделениями предприятия комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды (повышения существующего уровня охраны труда, если установленные нормативы достигнуты), а также раздел "Охрана труда" коллективного договора;

г) проводит работникам вводный инструктаж по вопросам охраны труда;

д) организует вместе с соответствующими службами: обеспечение работающих правилами, стандартами, нормами, положениями, инструкциям и другими нормативными документами об охране труда; паспортизацию цехов, участков, рабочих мест на соответствие их требованиям охраны труда; учет, анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий; подготовку статистических отчетов предприятия по вопросам охраны труда; разработку перспективных и текущих планов работы предприятия по созданию безопасных и безвредных условий труда; работу методического кабинета охраны труда, пропаганду безопасных и безвредных условий труда путем проведения консультаций, смотров, конкурсов, бесед, лекций, распространения средств наглядной агитации, оформления информационных стендов и др.; помощь комиссии по вопросам охраны труда предприятия в разработке необходимых материалов и реализации ее рекомендаций; повышение квалификации и проверку знаний должностных лиц по вопросам охраны труда.

е) Принимает участие в: расследовании несчастных случаев и аварий; работе комиссии по вопросам охраны труда предприятия; работе комиссии по вводу в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией или техническим перевооружением объектов производственного и социального назначени, отремонтированного или модернизированного оборудования; разработке положений, инструкций, других нормативно-правовых актов по охране труда, действующих в пределах предприятия; работе постоянно действующей комиссии по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда; содействует внедрению в производство достижений науки и техники, в том числе эргономики, прогрессивных технологий, современных средствколлективной и индивидуальной защиты работающих.

ж) Рассматривает письма, заявления и жалобы трудящихся по вопросам охраны труда;

з) оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений предприятия в разработке мероприятий по вопросам охраны труда;

и) готовит проекты приказов и распоряжений по вопросам охраны труда, общих для всего предприятия;

к) рассматривает факты наличия производственных ситуаций, опасных для жизни или здоровья работающих либо для окружающих их людей и природной среды, в случае отказа работников от выполнения порученной им работы по этим причинам.

л) контролирует: соблюдение действующего законодательства, межотраслевых,отраслевых и других нормативных актов, выполнение работающими должностных инструкций по вопросам охраны труда; исполнение предписаний органов государственного надзора, предложений и представлений уполномоченных трудовых коллективов и профсоюзов по вопросам охраны труда; соответствие нормативным актам об охране труда машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, технологических процессов, средств противоаварийной, коллективной и индивидуальной защиты работающих; наличие технологической документации на рабочих местах; своевременное проведение обучения и инструктажей работающих, аттестации и переаттестации по вопросам охраны труда должностных лиц и лиц, выполняющих работы повышенной опасности, а также соблюдение требований безопасности при выполнении этих работ; обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, моющими средствами, санитарно-бытовыми помещениями; организацию питьевого режима, предоставление работникам предусмотренных законодательством льгот и компенсаций, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда; использование труда несовершеннолетних, женщин и инвалидов согласно действующему законодательству; прохождение предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, либо таких, где есть необходимость в профессиональном отборе; выполнение мероприятий, приказов, распоряжений по вопросам охраны труда, а также мероприятий, направленных на устранение причин несчастных случаев и аварий, указанных в актах расследования; осуществляет связь с медицинскими учреждениями, научными и другими организациями по вопросам охраны труда, организует внедрение их рекомендаций.

15. Специалисты службы охраны труда имеют право:

а) представлять предприятие в государственных и общественных учреждениях при рассмотрении вопросов охраны труда;

б) беспрепятственно в любое время посещать производственные объекты, структурные подразделения предприятий, приостанавливать работу производств, участков, машин, механизмов , оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих; получать от должностных лиц необходимые сведения, документы и объяснения (письменно или устно) по вопросам охраны труда;

в) проверять состояние безопасности, гигиены труда и производственной среды на объектах предприятия, выдавать руководителям проверенного объекта, цеха, производства обязательное для исполнения предписание по форме согласно приложению;

г) требовать от должностных лиц отстранения от работы лиц, не прошедших медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний по охране труда, не имеющих допуска к соответствующим работам или нарушающих нормативные акты об охране труда.

д) вносить руководителю предприятия предложения о привлечении к ответственности работников, которые нарушают требования охраны труда; ходатайствовать о поощрении работников, которые принимают активное участие в повышении безопасности и улучшении условий труда.


III. Служба охраны труда объединения предприятий


16. Для выполнения делегированных корпорациям, концернам и другим объединениям предприятий (далее - объединения) функций в области охраны труда в их аппарате создаются службы охраны труда.

17. Устав объединения (иной документ о его создании) должен содержать конкретные положения об организации службы охраны труда, ее полномочиях и правах.

18. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю объединения.

19. Предприятия, образовавшие объединение, делегируют его службе охраны труда, как правило, функции, предусмотренные подпунктами а, б, д, е, ж,л пункта 14 настоящего Типового положения, а также:

а) Разработку рекомендаций, направленных на повышение уровня безопасности, гигиены труда и улучшение состояния производственной среды на предприятиях;

б) обеспечение предприятий информацией по вопросам охраны труда, в том числе о причинах аварий и несчастных случаев, подготовку редложений по их предупреждению;

в) формирование раздела "Охрана труда" в коллективном договоре в случае его заключения объединением;

г) предоставление помощи предприятиям объединения в решении вопросов, предусмотренных подпунктом "д" пункта 14 а также: использовании отечественного и зарубежного опыта охраны труда; пропаганде безопасных и безвредных условий труда; координации работы лабораторий, производящих оценку санитарно; гигиенических условий труда; формирование нормативно-правовой базы по охране труда; привлечении научно-исследовательских, учебных и других организаций к разработкам по охране труда.

20. Организацию обучения работников служб охраны труда предприятий, проведение с ними семинаров.

21. Координацию работы служб охраны труда предприятий и методическое руководство этими службами.

22. Специалисты службы охраны труда объединения имеют права, предусмотренные пунктами "а" и "б" пункта 15 настоящего Типового положения; кроме этого они имеют право: проверять работу служб охраны труда на подведомственных предприятиях; привлекать специалистов предприятий (с разрешения их руководителей) к проверкам соблюдения законодательства об охране труда.


III. Служба охраны труда министерства, или объединения
предприятий, образованных по отраслевому принципу


23. В центральном аппаратате министерства, или объединений предприятий, организованных по отраслевому принципу, служба охраны труда подчиняется первому заместителю министра, руководителя объединения предприятий (далее - министерство).

24. Служба охраны труда выполняет функции, предусмотренные подпунктами а, б, е, ж, з, л пункта 14, подпунктами б, г, ж пункта 19 настоящего Типового положения, а также:

а) осуществляет методическое руководство деятельностью предприятий, объединений отрасли по вопросам охраны труда; готовит материалы для ежегодного подведения итогов работы по созданию безопасных и безвредных условий труда, рассмотрению важнейших вопросов охраны труда на заседаниях коллегии, совещаниях, семинарах и т. п;

б) Координирует научно-исследовательские и проектно- конструкторские работы, разрабатывает совместно с предприятиями и структурными подразделениями аппарата министерства комплексные меры по улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды; сотрудничает с государственными и общественными международными организациями по вопросам охраны труда;

в) Отрабатывает с соответствующим отраслевым профсоюзом проект соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда.

г) Организует: отраслевые конкурсы, направленные на разработку эффективных инженерно-технических решений для улучшения безопасности труда, предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний; выполнение решений органов государственного надзора за охраной труда и профсоюзов, которые относятся к компетенции министерства; разработку проекта новых, пересмотр или отмену действующих нормативных актов об охране труда; подготовку предложений о финансировании указанных работ.

д) Принимает участие в:

1) рассмотрении вопросов о внесении изменений в списки производств,работ,профессий, должностей и показателей, дающих право на льготы и компенсации согласно действующему законодательству;

2) специальном расследовании несчастных случаев в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях, в учреждениях и организациях;

ж) взаимодействует с аварийно-спасательными формированиями;

з) осуществляет ведомственный контроль на предприятиях, в объединениях (государственных и арендных) отрасли за: функционированием системы управления охраной труда; состоянием охраны труда, реализацией комплексных мер, отраслевых соглашений, научно-исследовательских и проектно- конструкторских работ по улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды;

и) специалисты службы охраны труда министерства имеют права, предусмотренные пунктами 9, 15 настоящего Типового положения.


V. Службы охраны труда городских и районных органов
Государственной исполнительной власти


25. В аппарате городских и районных органов государственной исполнительной власти создается служба охраны труда.

26. Служба охраны труда совместно с другими структурными подразделениями органа государственной исполнительной власти выполняет функции, предусмотренные подпунктами а, б, е, ж, з, пункта 14, под пунктами д, з пункта 19 данного Типового положения, а также:

а) разрабатывает и вносит на утверждение органа государственной исполнительной власти предложения по обеспечению реализации государственной политики в вопросах охраны труда в пределах соответствующей территории;

б) с учетом предложений предприятий формирует при участии профсоюзов региональную программу мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, имеющих межотраслевое значение;

в) дает оперативную информацию предприятиям региона о причинах крупных аварий, групповых и смертельных несчастных случаях на производстве;

г) осуществляет на предприятиях (в первую очередь не имеющих вышестоящей хозяйственной организации) контроль, предусмотренных подпунктом "л" пункта 14 настоящего Типового положения;

д) взаимодействует с региональными аварийно- спасательными формированиями;

ж) принимает участие в расследовании групповых и смертельных несчастных случаев на предприятиях, не имеющих вышестоящей хозяйственной организации.

27. Специалисты службы охраны труда местных органов государственной исполнительной власти имеют права, предусмотренные пунктом 15 настоящего Типового положения.

28. Работники Государственной службы технического надзора оказывают методическую помощь службам охраны труда городских и районных органов государственной исполнительной власти.


VI. Ответственность работников службы охраны труда


29. Работники службы охраны труда предприятий, объединений, министерств, других центральных и местных органов государственной исполнительной власти несут персональную ответственность за:

а) несоответствие принятых ими решений требованиям действующего законодательства об охране труда;

б) неисполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных Положением о службе охраны труда и должностными инструкциями;

в) недостоверность и несвоевременность подготовки статистической отчетности по охране труда;

г) низкое качество проводимого ими расследования несчастных случаев на производстве.


Приложение N 1
к Типовому положению о службе
охраны труда Форма 1-ОП,
утвержденного Приказом
Министра юстиции
от 29 августа 2001 года N 431

                         СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА
______________________________________________________________________
     (наименование предприятия, учреждения, организаций которому
                   принадлежит служба охраны труда)
                            ПРЕДПИСАНИЕ
 от "___"___________ 200_года                                   N_____
Кому  ________________________________________________________________
       (ф. и. о., должность лица, которому выдается и предписание)
______________________________________________________________________
Согласно Закону Приднестровской Молдавской Республики "Об   охране   и
безопасности труда, с  целью   обеспечения  безопасных  и   безвредных
условий  труда  предлагаю  Вам  устранить   следующие   нарушения    и
недостатки:

-------------------------------------------------------------------
| N    | Выявленные нарушения | Предложенный срок    | Отметка о  |
| п.п. | и недостатки         | устранения нарушений | выполнении |
|      |                      | и недостатков        |            |
|------|----------------------|----------------------|------------|
|      |                      |                      |            |
|------|----------------------|----------------------|------------|
|      |                      |                      |            |
-------------------------------------------------------------------
Нарушения, указанные в пунктах __________________________ предписания,
привели  к  созданию  производственной  ситуации,   угрожающей   жизни
(здоровью)  работающих.
Руководствуясь ст. 12 Закона ПМР "Об охране и безопасности  труда",
запрещаю  с_____часов"____"_____200__ года эксплуатацию ______________
                                                            (указать
______________________________________________________________________
наименование объекта,  участка, цеха, производства)

Приостановленные работы могут быть возобновлены с моего письменного (устного) разрешения после устранения указанных нарушении.

О выполнении предписания по истечении указанных в нем сроков прошу письменно (устно) сообщить мне.


Предписание выдал

___________________
______________________________

(ф. и. о., должность специалиста по охране труда) (подпись)


Предписание получил

___________________
_____________________________

(ф. и. о) (подпись)


Примечание. Лицо, допустившее самовольный пуск в эксплуатацию приостановленного объекта, привлекается к ответственности согласно действующему законодательству.


ПОЯСНЕНИЕ
к заполнению предписания службы охраны труда


1. Предписание составляется в двух экземплярах, один из которых выдается руководителю проверенного объекта, цеха, предприятия, второй остается в службе охраны труда.

2. Предписание регистрируется в службе охраны труда и хранится в течение 5 лет.

3. В графе 2 "Выявленные нарушения и недостатки" указывается сущность нарушений, пункты и наименование нарушенных нормативных актов охраны труда, а также недостатки в системе управления охраной труда.

4. В графе 3 "Предложенный срок устранения нарушений и недостатков" указывается дата, месяц и год устранения нарушений. Не рекомендуется вместо конкретных сроков писать "постоянно", "в течение месяца, квартала" и т. п.

5. В графе 4 "Отметка о выполнении" лицо, выдавшее предписание, и лицо, его получившее, после устранения указанных в предписании нарушений указывает дату фактического выполнения мероприятий и расписывается.

6. Если разрешение на возобновление приостановленных работ дается представителем службы охраны труда данного предприятия (либо руководителем этого предприятия), то и м делается запись "Эксплуатацию разрешаю" (подпись) в графе 4, напротив пунктов выявленных нарушений.

7. В случае приостановки работ представителем службы охраны труда вышестоящей хозяйственной организации или местного органа государственной исполнительной власти разрешение на возобновление работ дается телефонограммой с последующей отметкой в предписании.

8. Если руководитель структурного подразделения предприятия отказывается от подписи в получении предписания, специалист по охране труда напротив надписи "Предписание получил" делает запись: "От подписи отказался" и указывает дату. Предписание с соответствующим представлением направляется на имя руководителя, которому административно подчинен данный руководитель структурного подразделения, либо руководителю предприятия.

9. В случае, если руководитель предприятия отказывается от подписи в получении предписания и данное предприятие не имеет вышестоящей хозяйственной организации, то специалист по охране труда приглашает двух свидетелей (членов комиссии по вопросам охраны труда предприятия, уполномоченных трудового коллектива по вопросам охраны труда или от профсоюза), и они расписываются напротив надписи "От подписи отказался" с указанием даты и своей фамилии. Это предписание с соответствующим пояснением может быть направлено в районную прокуратуру по месту нахождения предприятия.