BAA
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА
РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
15 декабря 2009 г.
N 876
(САЗ 09-51)
В соответствии со статьей 72 Конституции Приднестровской Молдавской Республики и статьей 100 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года N 161-З-III (САЗ 02-29) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 7 июля 2003 года N 305-ЗИД-III (САЗ 03-28), от 1 октября 2003 года N 338-ЗД-III (САЗ 03-40), от 11 июня 2004 года N 424-ЗИ-III (САЗ 04-24), от 6 июля 2004 года N 441-ЗИ-III (САЗ 04-28), от 23 июля 2004 года N 442-ЗИД-III (САЗ 04-30), от 5 октября 2004 года N 475-ЗИД-III (САЗ 04-41), от 2 ноября 2004 года N 485-ЗИД-III (САЗ 04-45), от 17 декабря 2004 года N 505-ЗИ-III (САЗ 04-51), от 27 декабря 2004 года N 509-ЗИ-III (САЗ 05-1), от 10 марта 2006 года N 9-ЗИД-IV (САЗ 06-11), от 22 ноября 2006 года N 121-ЗД-IV (САЗ 06-48), от 27 декабря 2006 года N 139-ЗИ-IV (САЗ 07-1), от 26 марта 2007 года N 193-ЗИД-IV (САЗ 07-14), от 26 сентября 2007 года N 295-ЗИД-IV (САЗ 07-40), от 27 сентября 2007 года N 298-ЗИ-IV (САЗ 07-40), от 25 декабря 2007 года N 369-ЗИ-IV (САЗ 07-53), от 18 ноября 2008 года N 587-ЗИ-IV (САЗ 08-46), от 24 декабря 2008 года N 625-ЗИ-IV (САЗ 08-51), от 21 января 2009 года N 655-ЗИД-III (САЗ 09-4), от 8 апреля 2009 года N 710-ЗД-IV (САЗ 09-15), от 18 июня 2009 года N 781-ЗИ-IV (CАЗ 09-25), от 6 августа 2009 года N 830-ЗИ-IV (САЗ 09-32), постановляю:
1. Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников организаций образования (прилагается).
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
ПРЕЗИДЕНТ
И. СМИРНОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. Тирасполь
15 декабря 2009 г.
N 876
Приложение
к Указу Президента
Приднестровской Молдавской Республики
от 15 декабря 2009 года N 876
Положение об особенностях режима рабочего времени
и времени отдыха педагогических и других работников
организаций образования
1. Общие положения
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников организаций образования (далее - Положение) устанавливает порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников с учетом особенностей деятельности организаций образования различных типов и видов.
2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников организаций образования, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности организации образования (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы организации образования) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации образования в соответствии с трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики, коллективным договором, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя - трудовым договором.
3. Режим работы руководителей организаций образования, их заместителей, других руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспечения руководства деятельностью организации образования.
4. Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам организации образования обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.
2. Режим рабочего времени учителей, преподавателей,
педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей
организаций образования в период учебного года
5. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
6. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее - учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе "динамический час" для обучающихся первого класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом организации образования с учетом соответствующих санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка организации образования.
7. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом организации образования, правилами внутреннего трудового распорядка организации образования, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает:
а) выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
б) организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (опекунам, попечителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
в) время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
г) периодические кратковременные дежурства в организации образования в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в организации образования в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы организации образования, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по организации образования педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
д) выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом (классное руководство, проверка тетрадей, заведование учебными кабинетами и др.).
8. Дни недели (периоды времени, в течение которых организация образования осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.
9. Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, определяется с учетом догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем которой регулируется организацией образования.
10. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:
а) учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
б) учителям 1-4 классов общеобразовательных организаций, находящимся в сельском населенном пункте, с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
в) учителям русского языка начальных общеобразовательных школ, находящимся в сельском населенном пункте, с нерусским языком обучения;
г) учителям физической культуры общеобразовательных организаций, находящимся в сельском населенном пункте.
11. Режим рабочего времени учителей первых классов определяется с учетом Гигиенических требований к условиям обучения в организациях общего образования на территории Приднестровской Молдавской Республики СанПиН N 03-2005 (введены в действие Приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Приднестровской Молдавской Республики от 16 марта 2005 года N 125 "О введении в действие СанПиН МЗиСЗ ПМР N 03-2005 "Гигиенические требования к условиям обучения в организациях общего образования" на территории Приднестровской Молдавской Республики" (САЗ 05-18), предусматривающих в первом полугодии "ступенчатый" метод наращивания учебной нагрузки режима обучения, а также динамическую паузу, что не должно отражаться на объеме учебной нагрузки, определение которой производится один раз в год на начало учебного года в соответствии с учебным планом.
12. Режим рабочего времени учителей общеобразовательных организаций, преподавателей организаций начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам (сокращение количества часов по учебному плану и учебным программам и (или) классов, групп и др.), в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной им на начало учебного года, до конца учебного года определяется количеством часов пропорционально сохраняемой им заработной платы, в порядке, установленном пунктом 13 настоящего Положения, с учетом времени, необходимого для выполнения педагогической работы, предусмотренной в пункте 7 настоящего Положения.
13. Учителям общеобразовательных организаций и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:
а) заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
б) заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;
в) заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.
Преподавателям других организаций начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.
Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца.
3. Разделение рабочего дня на части
14. При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
15. При составлении расписаний учебных занятий организация образования обязана исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые "окна"), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.
16. В исключительных случаях в организациях образования с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями работы сверх установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.
В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более 2 часов режим их работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени в целом за учетный период (неделя, месяц, квартал) не превышала норму рабочего времени работника, установленную на данный период.
4. Режим рабочего времени работников
организаций образования в каникулярный период
17. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников организаций образования и не совпадающие с ежегодным оплачиваемым (основным, удлиненным основным, дополнительным) отпуском работников (далее - каникулярный период), являются для них рабочим временем.
18. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
19. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.
20. Режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период определяется в пределах установленной продолжительности рабочего времени для конкретных работников. Указанные работники в установленном законодательством порядке могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.
21. Преподаватели организаций начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.
22. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами организаций образования и графиками работ с указанием их характера.
5. Режим рабочего времени работников организаций образования
в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий
(образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим,
климатическим и другим основаниям
23. Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников организаций образования.
24. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по организации образования по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных в разделе 4 настоящего Положения.
6. Режим рабочего времени работников в оздоровительных
организациях образования, организациях образования, организующих
летний отдых в той же или другой местности, а также при проведении
туристских походов, экскурсий
25. Режим рабочего времени педагогических работников, привлекаемых в период, не совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, на срок не более одного месяца, в оздоровительные образовательные лагеря и другие оздоровительные организации образования с дневным пребыванием детей, создаваемые в каникулярный период в той же местности на базе организаций общего образования и других организаций образования, определяется в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Положения.
26. Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодным оплачиваемым отпуском, к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоровительные организации образования, находящиеся в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экскурсий за пределами населенного пункта, может иметь место только с письменного согласия работников.
7. Режим рабочего времени профессорско-преподавательского
состава организаций высшего профессионального образования
и организаций дополнительного образования
(повышения квалификации) специалистов
27. Режим рабочего времени лиц из числа профессорско- преподавательского состава организаций высшего профессионального образования и организаций дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо- исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.
28. Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется организацией образования самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году - в организациях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году - в организациях дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов.
29. Режим выполнения профессорско-преподавательским составом обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо- исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно- методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации образования, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.
Правила внутреннего трудового распорядка организации образования, другие локальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в организации образования, так и за ее пределами.
8. Регулирование рабочего времени отдельных категорий
педагогических работников организаций образования
30. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации образования с учетом:
а) выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
б) подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации образования, так и за ее пределами.
31. В организациях дошкольного образования (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учетом выполнения каждым воспитателем педагогической работы в течение 36 часов в неделю.
Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка организации образования и иными локальными актами.