РАСП ПРМР 17 мая 2017 № 381р САЗ 17-21  
»
1
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об обращениях граждан»

 

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об обращениях граждан» (папка № 448/1 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Левицким В.Ф., Дони В.М., Кравчуком В.В., Гузуном В.М., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Шевченко А.А., первого заместителя министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Жука В.В., начальника Главного управления правотворчества и юридической экспертизы Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Дроздюка А.Г.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А.Мартынов

 

г. Тирасполь

17 мая 2017 г.

№ 381р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 17 мая 2017 года № 381р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об обращениях граждан»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об обращениях граждан» (папка № 448/1 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Левицким В.Ф., Дони В.М., Кравчуком В.В., Гузуном В.М., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает возможным его принятие с учетом следующих замечаний.

1. Подпунктом «б» пункта 1 статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 8 декабря 2003 года № 367-З-III «Об обращениях граждан» (САЗ 03-50) (далее – Закон об обращениях) в редакции пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что обращение заявителя (далее − обращение) − направленные в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

При этом пунктом 4 статьи 1 законопроекта предусматривается, что заявители вправе лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном настоящим Законом порядке, обращаться в органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, в органы местного самоуправления, а также к их должностным лицам, к руководителям юридических лиц всех форм собственности, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.

Таким образом, обращение заявителя может быть направлено как в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, так и к руководителям юридических лиц всех форм собственности, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.

В этой связи, раскрывая понятие обращения заявителя, необходимо предусмотреть всех субъектов, к которым может быть направлено обращение.

Кроме того, под обращением заявителя предлагается понимать направленные в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба.

Однако в пункте 1 статьи 2 Закона об обращениях закреплены также иные виды обращений, в частности:

а) ходатайство − письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с представлением документов, их подтверждающих, а также обращения граждан, юридических лиц в поддержку просьбы иного лица о признании за ним определенного статуса, прав и свобод (подпункт «г»);

б) коллективное обращение − обращение двух или более граждан в письменном виде либо обращение, принятое на собрании, путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) либо путем сбора подписей (подпункт «д»);

в) петиция − коллективное обращение граждан в органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики о необходимости проведения общественных реформ или внесения изменений и дополнений в законодательство Приднестровской Молдавской Республики (подпункт «е»).

Таким образом, в понятии обращения заявителя ограничиваются виды обращений, которые допустимо направлять заявителям в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, руководителю юридического лица в письменной форме или в форме электронного документа.

Принимая во внимание изложенное, закрепление на законодательном уровне понятия обращение заявителя, предусмотренного пунктом 6 статьи 1 законопроекта, приведет к внутренним противоречиям Закона об обращениях, что в последствии затруднит реализацию норм закона на практике.

В рамках этого подпункт «б» пункта 1 статьи 2 Закона об обращениях в редакции пункта 6 статьи 1 законопроекта необходимо изложить в следующей редакции:

«б) обращение заявителя (далее − обращение) – направленные в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к руководителю юридического лица в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба, ходатайство, в том числе коллективное обращение или петиция, а также устное обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к руководителю юридического лица».

2. Пунктом 10 статьи 1 законопроекта предлагается наименование статьи 7 Закона об обращениях изложить в следующей редакции: «Статья 7. Направление и регистрация письменного обращения».

Стоит отметить, что исходя из содержания, статьей 7 Закона об обращениях не регулируются вопросы регистрации письменных обращений.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона об обращениях в отдельных случаях, ввиду сложного характера вопросов, поставленных в устных обращениях граждан, либо необходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов, поступившее обращение должно быть оформлено в письменной форме. Обращения регистрируются в трехдневный срок и ставятся на контроль, результаты их рассмотрения доводятся до сведения заинтересованных лиц в установленном настоящим Законом порядке.

Также пунктом 2 статьи 12 Закона об обращениях установлено, что решения по обращениям граждан принимаются органами власти, должностными лицами, а по их поручению государственными и муниципальными служащими в срок до одного месяца со дня их поступления и регистрации. При этом необходимо отметить, что момент поступления письменного обращения и период его регистрации не всегда может совпадать, в связи с чем неоднозначно понимание определения момента отсчета течения срока рассмотрения обращения, что может привести к нарушениям в установлении даты, с которой наступает ответственность соответствующих лиц за пропуск установленных сроков.

Таким образом, представляется необходимым в рамках данного законопроекта детально определить порядок регистрации письменных обращений.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 7-1 Закона об обращениях в редакции пункта 14 статьи 1 законопроекта на электронные обращения заявителей распространяются требования, указанные в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона. В то же время в пункте 1 статьи 7 Закона об обращениях в редакции пункта 11 статьи 1 законопроекта содержатся требования к письменным обращениям граждан и юридических лиц, среди которых установлено обязательное наличие личной подписи для письменных обращений граждан (подпункт «г» части второй пункта 1 статьи 7 Закона об обращениях в редакции пункта 11 статьи 1 законопроекта) и личной подписи руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенной печатью юридического лица или общественного объединения для письменных обращений юридических лиц или общественных объединений (подпункт «д» части третьей пункта 1 статьи 7 Закона об обращениях в редакции пункта 11 статьи 1 законопроекта). Согласно пункту 1 статьи 7-1 Закона об обращениях в редакции пункта 15 статьи 1 законопроекта электронные обращения, форме в которых отсутствуют сведения, указанные в пункте 1 статьи 7 Закона об обращениях, рассмотрению подлежать не будут.

Следует отметить, что институт электронной цифровой подписи, как реквизита электронного документа, не в полной мере урегулирован действующим законодательством, в связи с чем ее применение недостаточно распространено на территории Приднестровской Молдавской Республики. Такое положение может затруднить практику применения гражданами и юридическими лицами, общественными организациями электронных коммуникаций с органами государственной власти и управления. Таким образом, с учетом специфики электронной формы обращений, требования о наличии личной подписи гражданина и (или) подписи руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенной печатью юридического лица или общественного объединения для электронных обращений юридических лиц или общественных объединений представляются излишними.

4. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона об обращениях в редакции пункта 17 статьи 1 законопроекта, органам власти и их должностным лицам, руководителям юридических лиц всех форм собственности, без согласия обратившихся заявителей запрещается разглашение сведений и распространение информации, составляющей личную или иную охраняемую законом тайну, ставшей известной этим органам и должностным лицам в связи с рассмотрением обращений заявителей. По просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы.

Учитывая, что запрет на разглашение сведений и распространение информации, составляющей личную или иную охраняемую законом тайну, установлен в отношении органов власти и их должностных лиц, руководителей юридических лиц, представляется необходимым закрепить, что данные сведения могут стать известными не только органам власти и их должностным лицам, но и руководителям юридических лиц.

Также следует отметить, что кроме как руководителям юридических лиц указанные сведения могут стать известны также и иным работникам юридического лица, в силу выполняемых ими обязанностей. В связи с чем, в целях недопущения разглашения сведений и распространения информации, составляющей личную или иную охраняемую законом тайну, ставшей известной в связи с рассмотрением обращений заявителей любыми работниками юридического лица, полагаем необходимым распространить запрет и на работников юридического лица.

В этой связи пункт 17 статьи 1 законопроекта необходимо изложить в следующей редакции:

«17. Пункт 2 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«2. Органам власти и их должностным лицам, руководителям и работникам юридических лиц всех форм собственности, без согласия обратившихся заявителей запрещается разглашение сведений и распространение информации, составляющей личную или иную охраняемую законом тайну, ставшей известной этим органам и их должностным лицам, руководителям и работникам юридических лиц в связи с рассмотрением обращений заявителей. По просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы».

5. Согласно пункту 1 статьи 11 Закона об обращениях в редакции пункта 19 статьи 1 законопроекта руководителями органов власти проводится личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц, в том числе общественных объединений (далее по тексту − личный прием).

При этом подпунктом «а» пункта 1 статьи 2 Закона об обращениях в редакции пункта 6 статьи 1 законопроекта предусматривается, что заявитель – граждане Приднестровской Молдавской Республики, иностранные граждане, а также лица без гражданства, законно находящиеся на территории Приднестровской Молдавской Республики, юридические лица, в том числе общественные объединения Приднестровской Молдавской Республики (их представители).

Таким образом, законопроектом ограничивается круг заявителей, с которыми руководителями органов власти проводится личный прием, тем самым ограничивается право на обращение иностранных граждан, а также лиц без гражданства, законно находящихся на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Учитывая, необходимость закрепить обязанность руководителями органов власти проводить личный прием со всеми заявителями, пункт 19 статьи 1 законопроекта необходимо изложить в следующей редакции:

«19. Пункт 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:

«1. Руководителями органов власти проводится личный прием заявителей, их представителей (далее по тексту − личный прием)».