4 августа 2008 г.
№ 525-ЗИД-IV
(САЗ 08-31)
Закон Приднестровской Молдавской Республики
О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Приднестровской Молдавской Республики (Редакция на 30.07.2013)
Текст нижеприведенной редакции закона официально не опубликован (Редакция подготовлена ГУ «Юридическая литература» с учетом изменений, внесенных законами Приднестровской Молдавской Республики от 26.09.11, 30.07.13)
Принят Верховным Советом
Приднестровской Молдавской Республики 16 июля 2008 года
Статья 1. Внести в Жилищный кодекс Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года № 162-З-III (САЗ 02-29) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 30 июня 2003 года № 298-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 27 декабря 2004 года № 508-ЗИ-III (САЗ 05-1); от 29 июня 2007 года № 241-ЗИ-IV (САЗ 07-27); от 2 августа 2007 года № 282-ЗИД-IV (САЗ 07-32); от 19 декабря 2007 года № 360-ЗИ-IV (САЗ 07-52); от 1 февраля 2008 года № 394-ЗИ-IV (САЗ 08-4), следующие изменения и дополнения:
1. Статью 2 дополнить частями одиннадцатой - пятнадцатой следующего содержания:
«Помещение - часть жилого дома, выделенная в натуре, предназначенная для самостоятельного использования для жилых, нежилых целей, находящаяся в собственности физических или юридических лиц, а также в государственной или муниципальной собственности.
Объекты общего пользования в многоквартирном доме - общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, а также земельный участок многоквартирного жилого дома, предоставленный в соответствии с земельным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном жилом доме - межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и предназначенное для обслуживания более одного помещения.
Управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, оказывающее услуги по управлению многоквартирным домом, за исключением товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов».
2. Части одиннадцатую - тридцатую статьи 2 считать соответственно частями шестнадцатой - тридцать пятой.
3. Главу 4 раздела 2 изложить в следующей редакции:
«ГЛАВА 4. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ЖИЛОМ ДОМЕ.
Статья 51. Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме
1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме является органом управления многоквартирным домом.
2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме относятся:
а) принятие решений о реконструкции многоквартирного жилого дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
б) принятие решений об использовании земельного участка многоквартирного жилого дома в рамках прав, определенных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
в) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном жилом доме;
г) выбор способа управления многоквартирным жилым домом;
д) другие вопросы, отнесенные законодательством Приднестровской Молдавской Республики к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Статья 52. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме
1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме (представители), обладающие более чем 50 процентами голосов от общего числа, определенного в порядке, установленном пунктом 2 статьи 54 настоящего Кодекса.
2. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за 5 (пять) дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме должно быть размещено в помещении данного дома, определенном решением собрания собственников и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
3. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны дата, место, время проведения и повестка дня данного собрания.
Статья 53. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме
1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме, за исключением предусмотренных подпунктами а)-г) пункта 2 статьи 51 настоящего Кодекса решений, которые принимаются количеством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме оформляются в порядке, установленном общим собранием собственников помещений.
2. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений лицом, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения в доступном для всех собственников помещении, определенном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через 10 (десять) дней со дня принятия этих решений.
3. Решения общего собрания собственников в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.
4. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к его компетенции, является обязательным для всех собственников помещений в данном доме, в том числе для собственников, которые не участвовали в голосовании.
5. Собственник помещения в многоквартирном жилом доме вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием собственников помещений с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление может быть подано в суд в течение 6 (шести) месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
6. В многоквартирном жилом доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме.
7. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Статья 54. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме
1. Правом голоса на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения как лично, так и через своего представителя.
2. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном жилом доме на общем собрании собственников помещений, равно количеству объектов права собственности (квартир и (или) выделенных в качестве самостоятельных объектов права собственности нежилых помещений) в данном многоквартирном доме».
4. Раздел 2 дополнить главой 5 следующего содержания:
«ГЛАВА 5. ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ЖИЛОМ ДОМЕ
Статья 55. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном жилом доме
1. Собственникам помещений в многоквартирном жилом доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество многоквартирного жилого дома.
2. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством Приднестровской Молдавской Республики пределах распоряжаются общим имуществом многоквартирного жилого дома.
3. По решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома объекты общего имущества в многоквартирном жилом доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Статья 55-1. Доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме
1. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
2. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение, если иное не установлено законом.
3. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном жилом доме доля в праве общей собственности на общее имущество нового собственника равна доле в праве общей собственности на общее имущество предшествующего собственника.
4. При приобретении в собственность помещения в многоквартирном жилом доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме.
5. Условия договора, которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, являются ничтожными.
6. Собственник помещения в многоквартирном жилом доме не вправе:
а) требовать выдела в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме;
б) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение, за исключением случаев, предусмотренных законом».
5. Раздел 2 дополнить главой 6 следующего содержания:
«ГЛАВА 6. ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ. ЖИЛИЩНЫЕ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ
Статья 55-2. Товарищество собственников жилья
1. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме для совместного управления объектами общего пользования в многоквартирном жилом доме, обеспечения эксплуатации общего имущества, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном жилом доме образуют на добровольной основе товарищество собственников жилья.
2. Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Приднестровской Молдавской Республики о товариществах собственников жилья.
Статья 55-3. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
1. Жилищный кооператив - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье путем объединения их имущественных паевых взносов для приобретения жилого дома (домов) с последующим управлением жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
2. Жилищно-строительный кооператив - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье путем объединения их имущественных паевых взносов для участия в строительстве либо реконструкции жилого дома (домов) с последующим управлением жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
3. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
4. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве и последующем содержании многоквартирного дома.
5. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.
6. Член жилищного или жилищно-строительного кооператива приобретает право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме в случае полной выплаты паевого взноса.
7. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы создаются и действуют в соответствии с настоящим Кодексом и действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики».
6. Раздел 9 изложить в следующей редакции:
«РАЗДЕЛ 9. ПЛАТА ЗА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Статья 125. Структура платежей за жилое помещение и коммунальные услуги
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений включает в свой состав:
а) плату за содержание и ремонт жилого помещения;
б) плату за наем жилого помещения;
в) плату за коммунальные услуги.
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений включает в свой состав:
а) плату за содержание и ремонт жилого помещения;
б) плату за коммунальные услуги.
Кроме того, собственники жилых помещений уплачивают установленные законом налоги, в том числе при сдаче жилого помещения внаем или в аренду, а также другие установленные законом обязательные платежи.
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности либо оказывающими соответствующие виды услуг.
Статья 126. Плата за коммунальные услуги
1. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение.
2. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными исполнительными органами государственной власти.
3. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по ценам (тарифам), установленным в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
4. Коммунальные услуги предоставляются потребителям производителями данных услуг на основе договоров, заключенных с организациями, осуществляющими управление многоквартирным домом, или с собственником помещений в многоквартирном доме, в случае управления многоквартирным домом способом, определенным подпунктом а) статьи 133 настоящего Кодекса.
5. В случае управления многоквартирным домом способом, определенным подпунктами а) и в) статьи 133 настоящего Кодекса, оплата коммунальных услуг осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственно производителям соответствующих услуг по ценам (тарифам), установленным в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
В случае управления многоквартирным домом способом, определенным подпунктом б) статьи 133 настоящего Кодекса, оплата коммунальных услуг членами товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива - собственниками помещений в многоквартирном жилим доме осуществляется непосредственно производителям соответствующих услуг или товариществу собственников жилья, жилищному или жилищно-строительному кооперативу по ценам (тарифам) и в порядке, установленным в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, с последующим перечислением средств производителю соответствующих коммунальных услуг. Определение организации, осуществляющей прием денежных средств в оплату коммунальных услуг, производится на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива.
Собственники помещений в многоквартирном жилом доме, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, осуществляют оплату коммунальных услуг непосредственно производителям соответствующих услуг по ценам (тарифам), установленным в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
6. Изменение формы собственности на помещение, оснований пользования помещением, образование или ликвидация товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива не являются основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
7. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 127. Плата за наем жилого помещения
1. Наниматели жилых помещений по договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за наем жилого помещения наймодателю этого жилого помещения.
2. Плата за наем жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде взимается исходя из тарифов, устанавливаемых на один квадратный метр общей площади, а в коммунальных квартирах - на один квадратный метр жилой площади.
3. Плата за наем жилого помещения в общежитиях взимается:
а) при поквартирном заселении - исходя из тарифов, установленных на один квадратный метр общей площади жилых помещений;
б) при покомнатном заселении, а также при предоставлении места в общежитии - на один квадратный метр жилой площади.
4. Плата за наем жилых помещений в иных специализированных домах определяется органами, определенными статьей 120 настоящего Кодекса.
5. Предельный размер платы за наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде устанавливается исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы регулирования цен и тарифов, в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Конкретный размер платы за наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде устанавливается местными представительными органами государственной власти в зависимости от местоположения, качества и благоустройства жилищного фонда (материал стен, этажность, наличие лифта и мусоропровода, износ и др.), наличия отдельных видов коммунальных услуг (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, канализация, горячее водоснабжение).
Статья 128. Плата за содержание и ремонт жилого фонда, санитарное содержание здания и придомовой территории
1. Плата за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное содержание здания и придомовой территории включает в себя плату за услуги (работы) по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества и придомовой территории, определяемую соразмерно площади жилого помещения собственника. Плата за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное содержание здания и придомовой территории устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики.
2. Услуги (работы) по содержанию и ремонту многоквартирного дома предоставляются организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, или сторонней организацией, с которой был заключен соответствующий договор.
Услуги (работы) по уборке территории, вывозу мусора предоставляются с определенной договором периодичностью по ценам (тарифам), не превышающим утвержденные в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики цены (тарифы). Услуги по ремонту многоквартирного дома (включая капитальный) предоставляются с определенной договором периодичностью по ценам (тарифам), не превышающим утвержденные в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики цены (тарифы), которые с согласия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут быть увеличены.
3. Обслуживание внутридомовых коммуникаций осуществляется организацией - поставщиком соответствующего вида услуг. Оплата работ (услуг) по обслуживанию внутридомовых коммуникаций осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме производителям данных услуг по ценам (тарифам), установленным в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе отказаться от работ (услуг) по обслуживанию внутридомовых коммуникаций организацией - поставщиком соответствующего вида услуг путем принятия такого решения на общем собрании собственников помещений. В случае отказа собственники помещений в многоквартирном доме могут самостоятельно (через избранную организацию по управлению многоквартирным домом) осуществлять услуги (работы) по содержанию и ремонту внутридомовых коммуникаций.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме выразили отказ от самостоятельного (через избранную организацию по управлению многоквартирным домом) выполнения работ (услуг) по содержанию и ремонту внутридомовых коммуникаций, уполномоченные органы государственной власти или исполнительные органы местного самоуправления самостоятельно определяют организацию, которая будет осуществлять работы (услуги) по обслуживанию внутридомовых коммуникаций.
4. Размер платы за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное содержание здания и придомовой территории для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается наймодателем в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иных некоммерческих организаций, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, а также собственники помещений многоквартирного жилого дома, не являющиеся членами (участниками) данных юридических лиц, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке и в размерах, установленных решением общего собрания членов товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или иной некоммерческой организации.
6. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иная некоммерческая организация, целью деятельности которой является удовлетворение потребностей граждан в жилье, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное содержание здания и придомовой территории вносят этой управляющей организации.
7. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме, осуществляющие непосредственное управление домом, вносят плату за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное содержание здания и придомовой территории лицам, оказывающим соответствующие услуги, в соответствии с условиями договоров.
8. Размер платы за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное содержание здания и придомовой территории для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
9. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией на каждый многоквартирный дом в кредитном учреждении открывается субсчет для зачисления и расходования денежных средств, поступающих в качестве оплаты содержания и ремонта жилищного фонда, содержания здания и придомовой территории.
10. Размер платы за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное содержание здания и придомовой территории в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем 1 (один) год.
11. Изменение размера платы за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное содержание здания и придомовой территории в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 129. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
а) нанимателя жилого помещения по договору социального найма - с момента заключения договора социального найма;
б) нанимателя жилого помещения по договору коммерческого найма - с момента заключения договора коммерческого найма;
в) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения соответствующего договора аренды (если иное не установлено договором аренды) либо с момента государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
г) члена жилищного или жилищно-строительного кооператива - с момента предоставления жилого помещения жилищным или жилищно-строительным кооперативом;
д) собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на данное помещение.
3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут собственники жилых помещений.
4. Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для освобождения от платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 130. Срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до двадцать пятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором на предоставление соответствующих услуг.
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором на предоставление соответствующих услуг.
3. Несвоевременное внесение платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги влечет взимание пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования центрального банка Приднестровской Молдавской Республики, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. В случаях, предусмотренных подпунктом а) пункта 1 статьи 96 настоящего Кодекса, за весь период невнесения гражданином платы пеня не взимается.
4. Увеличение установленного в настоящей статье размера пени не допускается.
Статья 131. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
1. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики. Органами местного самоуправления также могут устанавливаться льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
2. Установленные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг применяются в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в расчете на гражданина, которому предоставлена льгота, и на членов его семьи в установленных законом случаях.
3. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в форме понижения стоимости услуг, а также субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Порядок и условия предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, установленных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, определяются уполномоченными исполнительными органами государственной власти, а в отношении льгот, установленных решениями органов местного самоуправления, - органами местного самоуправления.
4. В случае если гражданин имеет льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по двум и более основаниям, ему предоставляется право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг по одному основанию по выбору этого гражданина.
Если два и более совместно проживающих члена семьи пользуются льготой по оплате жилья и коммунальных услуг:
а) в случае предоставления кому-либо из них льготы вместе с членами семьи имеющееся право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг у прочих льготников поглощается этой льготой;
б) в случае предоставления льготы каждому из членов семьи без распространения таковой на прочих лиц каждый из них пользуется предоставленной ему льготой.
5. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются с учетом совокупного дохода семьи, если занимаемое жилое помещение является единственным жильем.
Размер, порядок и условия предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг устанавливается Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
6. Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, наем, утрачивают право на льготы и субсидии при оплате жилья и коммунальных услуг.
7. Источники финансирования льгот и субсидий определяются законодательством Приднестровской Молдавской Республики».
7. Раздел 10 изложить в новой редакции:
«РАЗДЕЛ 10. УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ
Статья 132. Основные принципы управления многоквартирным домом
1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать:
а) благоприятные и безопасные условия проживания граждан;
б) надлежащее использование, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
в) решение вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме;
г) организацию предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме;
д) расчет с подрядными организациями и поставщиками услуг, а также иную деятельность, направленную на создание необходимых условий для проживания граждан.
2. Содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется с обязательным соблюдением правил и норм технической эксплуатации, устанавливаемых законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 133. Способы управления многоквартирным домом
Управление многоквартирным домом осуществляется одним из следующих способов:
а) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
б) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иной некоммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;
в) управление управляющей организацией.
Статья 134. Выбор способа управления многоквартирным домом.
1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса.
2. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Способ управления многоквартирным домом, определенный общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
3. Исполнительный орган государственной власти города (района) или исполнительный орган местного самоуправления села (поселка) проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано.
Исполнительный орган государственной власти города (района) или исполнительный орган местного самоуправления села (поселка) в течение 20 (двадцати) дней со дня проведения открытого конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, выбранной по результатам проведенного открытого конкурса.
4. Исполнительный орган государственной власти города (района) или исполнительный орган местного самоуправления села (поселка) не позднее чем за 1 (один) месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом обязан созвать собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
5. Собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать исполнительный орган государственной власти города (района) или исполнительный орган местного самоуправления села (поселка) выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями пункта 3 настоящей статьи.
6. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
7. Избранный способ управления должен обеспечивать предоставление следующего минимального набора услуг:
а) услуги, оказание которых осуществляется постоянно и оплата за предоставление которых не должна превышать установленных тарифов:
1) уборка территории;
2) вывоз мусора;
3) оплата электроэнергии, потребляемой в ходе эксплуатации лифтов, освещения подъездов;
б) услуги, оказание которых направлено на восстановление технического состояния объекта.
Статья 135. Договор управления многоквартирным домом
1. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иной некоммерческой организации, созданной в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
а) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес многоквартирного дома;
б) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень коммунальных услуг, организацию предоставления которых обеспечивает управляющая организация;
в) срок договора управления;
г) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения и изменения размера такой платы;
д) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
4. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 (тридцать) дней со дня его подписания.
5. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем 1 (один) год.
6. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного пунктом 3 статьи 134 настоящего Кодекса, по истечении 1 (одного) года со дня заключения указанного договора в случае если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления многоквартирным домом.
7. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
8. Управляющая организация за 30 (тридцать) дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию многоквартирного жилого дома, отчет о движении денежных средств и иные связанные с исполнением обязательств по договору управления документы вновь выбранной управляющей организации или товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, либо в случае непосредственного управления многоквартирным жилым домом собственниками помещений в таком доме - одному из собственников, указанному в решении общего собрания.
9. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно до 1 апреля текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме, а также уполномоченным исполнительным органам государственной власти отчет о выполнении договора управления за предыдущий год и отчет о движении денежных средств по форме, утвержденной уполномоченным Президентом Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти.
10. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 135-1. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений
1. В случае если многоквартирный дом имеет в своем составе не более чем 4 (четыре) квартиры, собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять непосредственное управление многоквартирным домом в порядке, определенном исполнительным органом государственной власти города (района) или исполнительным органом местного самоуправления села (поселка).
2. При непосредственном управлении многоквартирным домом договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества заключаются собственниками помещений на основании решений общего собрания собственников. При этом все собственники помещений выступают на одной стороне договора.
3. Договоры на оказание коммунальных услуг с организациями, предоставляющими соответствующие услуги, заключаются каждым собственником помещения от своего имени.
4. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от имени собственников помещений в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной в письменной форме ему всеми собственниками помещений в таком доме.
Статья 135-2. Создание исполнительным органом государственной власти города (района) или исполнительным органом местного самоуправления села (поселка) условий для управления многоквартирными домами
1. В целях создания условий для управления многоквартирными домами исполнительные органы государственной власти города (района) или исполнительные органы местного самоуправления села (поселка):
а) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
б) содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;
в) при первичном избрании способа управления многоквартирным домом, в случае если износ дома превышает 80 процентов, предоставляют средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;
г) финансируют мероприятия, предусмотренные пунктом 2 статьи 144 настоящего Кодекса, по передаче многоквартирных домов в управление собственникам помещений в многоквартирном доме;
д) за счет средств соответствующего бюджета компенсируют управляющей организации льготы, предоставленные собственникам жилых помещений в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
2. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (органом управления товарищества собственников жилья либо органом управления жилищного кооператива или органом управления иной некоммерческой организации, созданной в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье) решения о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, часть помещений в котором находится в государственной или муниципальной собственности, из средств соответствующего бюджета финансируются расходы на проведение капитального ремонта пропорционально доле государственной или муниципальной собственности в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Оплата расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома осуществляется за счет средств соответствующего бюджета соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
3. Органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их обращениям информацию об установленных ценах и тарифах на содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное содержание здания и придомовой территории, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги.
Статья 135-3. Управление многоквартирным домом, часть помещений в котором находится в государственной или муниципальной собственности
1. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти должен до проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого внесен вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом, принять решение по вопросу о выборе способа управления многоквартирным домом, часть помещений в котором находится в государственной или муниципальной собственности.
В указанном решении должны содержаться адрес многоквартирного дома и способ управления многоквартирным домом, на выборе которого при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должен настаивать представитель уполномоченного исполнительного органа государственной власти.
2. В срок не позднее чем за 7 (семь) дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включен вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом, наниматели жилых помещений по договорам социального и коммерческого найма в многоквартирном доме вправе провести собрание и принять на нем решение о рекомендациях нанимателей в вопросах выбора способа управления многоквартирным домом.
Такое решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа нанимателей жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма в многоквартирном доме, и оформляется в виде отдельного документа, который должен быть подписан каждым участником собрания, проголосовавшим за его принятие.
3. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти должен быть уведомлен о принятии решения о рекомендации нанимателей по вопросу о выборе способа управления многоквартирным домом не позднее чем за 5 (пять) дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включен вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом.
Статья 135-4. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
Управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в государственной или муниципальной собственности Приднестровской Молдавской Республики осуществляется путем заключения договора управления с организацией, определяемой по результатам открытого конкурса.
Статья 135-5. Право управляющей организации на оферту
1. Любая управляющая организация вправе обратиться к собственникам помещений в многоквартирном доме (органам управления товарищества собственников жилья либо органам управления жилищного кооператива или органам управления иной некоммерческой организации, созданной в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье) с предложением о заключении договора управления данным многоквартирным домом.
Такое предложение может быть направлено (озвучено на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме представителем управляющей организации) как до, так и после принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией и должно содержать все существенные условия договора управления многоквартирным домом.
2. При рассмотрении вопроса о выборе управляющей организации и о заключении с ней договора управления многоквартирным домом общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме должен присутствовать представитель управляющей организации, претендующей на заключение договора управления многоквартирным домом, обладающий надлежащим образом оформленными полномочиями на согласование условий договора управления многоквартирным домом.
Статья 135-6. Обращение к управляющей организации с предложением о заключении договора управления многоквартирным домом
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение об обращении к управляющей организации с предложением о заключении договора управления.
Статья 135-7. Установление исполнительными органами государственной власти города (района) или исполнительными органами местного самоуправления сел (поселков) размера платы за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное обслуживание здания и придомовой территории
1. Исполнительные органы государственной власти города (района) или исполнительные органы местного самоуправления села (поселка) самостоятельно устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное обслуживание здания и придомовой территории в случае если:
а) собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом;
б) собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное обслуживание здания и придомовой территории;
в) все помещения в многоквартирном доме находятся в муниципальной собственности.
2. Уполномоченный Президентом Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти самостоятельно устанавливает размер платы за содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное обслуживание здания и придомовой территории в случае если все помещения в многоквартирном доме находятся в государственной собственности.
Статья 135-8. Управление многоквартирным домом до выбора способа управления
1. До выбора способа управления многоквартирным домом, где жилые помещения находятся как в государственной, муниципальной, так и в частной собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственной или муниципальной формы собственности, обязаны продолжать управление и содержание жилого дома, а также обеспечивать или принимать меры к обеспечению предоставления основных коммунальных услуг, как если бы все жилые помещения в многоквартирном жилом доме находились в государственной или муниципальной собственности.
2. В случае если указанные в пункте 1 настоящей статьи организации не выполняют предписанных обязательств по управлению и содержанию жилого дома, собственник государственного или муниципального жилищного фонда обязан обеспечить его надлежащее управление и содержание.
Статья 135-9. Передача многоквартирного дома в управление собственникам помещений в многоквартирном доме
1. Для принятия многоквартирного дома в управление собственниками лицо, уполномоченное собственниками помещений (при непосредственном управлении), товарищество собственников жилья либо жилищный или иная некоммерческая организация, созданная в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, управляющая организация обращаются в исполнительный орган государственной власти города (района) или исполнительный орган местного самоуправления села (поселка) с заявлением о передаче многоквартирного дома в управление, с обязательным приложением копий следующих документов (при предоставлении оригиналов):
а) документа, подтверждающего полномочия лица, подавшего заявление;
б) свидетельства о государственной регистрации управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива;
в) протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления (непосредственное управление собственниками помещений, создание товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или определение конкретной управляющей организации).
2. Исполнительный орган государственной власти города (района) или исполнительный орган местного самоуправления села (поселка) в течение
3 (трех) месяцев на основании представленных документов:
а) готовит и передает лицу, уполномоченному собственниками помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении), товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу, управляющей организации по акту приема-передачи техническую и иную документацию многоквартирного дома;
б) производит формирование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав имущественного комплекса объекты недвижимого имущества, и предоставляет его в соответствии с земельным законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
в) составляет дефектную ведомость на дефекты, подлежащие устранению передающей стороной, с указанием сроков их устранения;
г) подписывает акт сдачи дома в управление и готовит проект решения органов местного самоуправления о передаче многоквартирного дома в непосредственное управление собственникам помещений в многоквартирном доме, в управление товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу, управляющей организации;
д) издает распоряжение о снятии с муниципального учета многоквартирного дома;
е) составляет акт сверки расчетов жильцов дома за содержание и обслуживание дома и коммунальные услуги с определением кредиторской задолженности на дату передачи дома;
ж) информирует о необходимости переоформления договоров на техническое обслуживание, обеспечение многоквартирного дома жилищно-коммунальными услугами, разрабатывает типовые договоры и оказывает содействие в их переоформлении;
з) заключает договор на содержание и ремонт жилищного фонда, санитарное содержание здания и придомовой территории (в части объектов муниципального жилищного фонда) с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом (при способе управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом);
и) заключает договор управления (в части объектов муниципального жилищного фонда) с управляющей организацией (при способе управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией)».
Статья 2. Президенту Приднестровской Молдавской Республики, исполнительным органам государственной власти городов (районов) и исполнительным органам местного самоуправления сел (поселков) в трехмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона издать соответствующие нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Закона, и привести в соответствие с настоящим Законом подзаконные нормативные правовые акты.
ГУ «Юридическая литература». Ретроспектива изменения статьи 3:
Редакция 2 - Закон ПМР от 26.09.11 № 146-ЗИ-V (САЗ 11-39);
Редакция 3 - Закон ПМР от 30.07.13 № 174-ЗИ-V (САЗ 13-30).
Статья 3.
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 3 (трех) месяцев со дня официального опубликования, за исключением подпункта б) пункта 2 статьи 51, пункта 3 статьи 134, подпункта б) пункта 2 статьи 135-9 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции статьи 1 настоящего Закона.
2. Подпункт б) пункта 2 статьи 51 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции статьи 1 настоящего Закона, вступает в силу со дня вступления в силу законодательного акта, вносящего соответствующие изменения в земельное законодательство Приднестровской Молдавской Республики.
3. Пункт 3 статьи 134 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции статьи 1 настоящего Закона вступает в силу по истечении 8 (восьми) лет со дня официального опубликования настоящего Закона.
4. Подпункт б) пункта 2 статьи 135-9 Жилищного кодекса Приднестровской Молдавской Республики в редакции статьи 1 настоящего Закона, вступает в силу со дня вступления в силу законодательного акта, вносящего соответствующие изменения в земельное законодательство Приднестровской Молдавской Республики.
Президент
Приднестровской Молдавской Республики И. Смирнов
г. Тирасполь
4 августа 2008 г.
№ 525-ЗИД-IV
Текст подготовлен ГУ «Юридическая литература» с учетом изменений, внесенных в первоначальную редакцию (Закон ПМР от 04.08.08) на основе следующих нормативных актов:
Редакция 2 - Закон ПМР от 26.09.11 № 146-ЗИ-V (САЗ 11-39);
Редакция 3 - Закон ПМР от 30.07.13 № 174-ЗИ-V (САЗ 13-30).