изменён документом от: 5 мая 2005 РАСП ППМР 15 июля 2004 № 509РП САЗ 04-29  
»
3
»
0

BAA


ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПРЕЗИДЕНТА
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА ПРОЕКТ ЗАКОНА
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
"ОБ АДВОКАТУРЕ И АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


РАСПОРЯЖЕНИЕ


ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


15 июля 2004 г.
N 509рп


(САЗ 04-29)


В соответствии со статьей 64 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:

1. Направить Официальное заключение Президента Приднестровской Молдавской Республики на проект Закона Приднестровской Молдавской Республики "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", представленный в порядке законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Радченко А.Г., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

2. Назначить официальными представителями Президента Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики начальника отдела актов законодательства Управления правовых актов и систематизации законодательства Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Евдокимову Т.Е. и начальника отдела правового обеспечения реформ Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Яковлеву Н.А.


И.СМИРНОВ
ПРЕЗИДЕНТ

    г. Тирасполь

  15 июля 2004 г.

      N 509рп


Приложение
к Распоряжению Президента
Приднестровской Молдавской Республики
от 15 июля 2004 года N 509рп


Официальное заключение
Президента Приднестровской Молдавской Республики
на проект Закона Приднестровской Молдавской Республики
"Об адвокатуре и адвокатской деятельности"
(N 8/30-15-196 от 22 июня 2004 года)


Президент Приднестровской Молдавской Республики, рассмотрев проект Закона Приднестровской Молдавской Республики "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", представленный в порядке законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Радченко А.Г., считает невозможным принятие настоящего законопроекта и считает необходимым вернуть законопроект для концептуальной переработки в связи с необходимостью устранения противоречий проекта действующему законодательству, а также содержащихся в нем внутренних противоречий:

1. В основе законопроекта должна быть предусмотрена концепция об определении правового статуса адвокатуры как самостоятельного, независимого правового института, призванного обеспечивать оказание профессиональной юридической помощи гражданам и организациям и ее взаимоотношения с органами государственной власти и управления.

Ввиду чего данный законопроект требует дополнения в виде закрепления в статье 2 принципа, регламентирующего независимость адвокатской деятельности, который, в свою очередь, должен обеспечить одну из гарантий независимости адвокатуры.

В численный состав квалификационной комиссии, указанный в пункте 2 статьи 9 законопроекта, помимо 6 членов представителей коллегии адвокатов, входят 5 членов представителей органов государственной власти, что свидетельствует о зависимости адвокатуры от органов государственной власти, что является недопустимым при определении адвокатуры в законопроекте как независимого правового института гражданского общества. Не предусмотрено в данной статье требование относительно стажа работы этих лиц по юридическим специальностям, что является обязательным, поскольку к этим лицам, осуществляющим защиту прав как граждан, так и юридических лиц, должны быть предъявлены повышенные требования к профессиональному уровню и квалификации, что может определять наличие у них таких качеств как ответственность, грамотность и опыт работы в юриспруденции.

Таким образом, с учетом изложенного, а также с учетом существующего в настоящее время численного состава, срока формирования квалификационной комиссии и стажа работы, предъявляемого к членам квалификационной комиссии, представляется целесообразным пункт 2 статьи 9 изложить в иной редакции:

"Данная комиссия формируется сроком на 2 года в количестве 5 человек из численного состава членов Коллегии адвокатов Приднестровской Молдавской Республики, избираемых общим собранием (конференцией) коллегии адвокатов. Стаж работы члена комиссии в коллегии адвокатов не может быть менее 10 лет".

2. Наряду с адвокатской деятельностью в Приднестровской Молдавской Республике правовую помощь имеют право оказывать лица, которые в силу актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики наделены таким правом, например, согласно статье 46-1 Уголовно-процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики этими лицами могут быть представители профессиональных союзов и других общественных организаций, в статье 48 Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики определен перечень лиц, которые могут быть представителями в суде, при этом этот перечень не носит исчерпывающего характера. Однако, в представленном законопроекте пункт 4 статьи 1 законопроекта содержит императивную норму, ограничивающую круг лиц, оказываемая правовая помощь которыми не подпадает под признаки адвокатской деятельности. Соответственно, данную норму следует определить как диспозитивную и дополнить подпунктом "г" следующего содержания:

"г) другими органами и лицами, которые осуществляют представительство в соответствии с действующим законодательством".

3. Регулирование адвокатской деятельности, предусмотренное статьей 3 представленного законопроекта, несомненно является одним из важнейших условий, но, исходя из содержания законопроекта, нигде не указывается кому принадлежат полномочия по регулированию данной деятельности.

4. Пункт 4 статьи 5 законопроекта необходимо дополнить ссылкой на статью 30 законопроекта.

5. Пункт 7 статьи 5 законопроекта предоставляет право оказания профессиональной юридической помощи на территории Приднестровской Молдавской Республики адвокатам других государств в порядке, предусмотренном действующим законодательством, однако определение статуса и порядка допуска иностранного адвоката к адвокатской деятельности, осуществляемой на территории Приднестровской Молдавской Республики, необходимо закрепить именно в данном законопроекте в виде отдельной статьи, именуемой как "Деятельность иностранных адвокатов".

6. Наряду с предусмотренными в статье 9 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 9 февраля 1993 года "Об адвокатуре" (СЗМР 93-1) с изменениями, внесенными Законом Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2001 года N 71-ЗИ-III "О внесении изменения в Закон Приднестровской Молдавской Республики "Об адвокатуре" (САЗ 01-49), требованиями к лицам, желающим заниматься адвокатской деятельностью, предусматриваются требования о наличии стажа работы по специальности юриста не менее 3 лет и сдача претендентами, желающими вступить в члены коллегии адвокатов, квалификационного экзамена. В редакции представленного законопроекта (пункте 1 статьи 7) статус адвоката может быть присвоен лицу, имеющему стаж работы уже не менее двух лет, что вовсе не является достаточным для предоставления такому лицу право занятия адвокатской деятельностью, поскольку претенденты на занятие адвокатской деятельностью должны в полном объеме обладать профессиональными навыками не только в теоретическом плане, но в практической сфере. Вследствие чего данный срок следует уравнять со сроком, предусмотренным статьей 9 ныне действующего Закона Приднестровской Молдавской Республики "Об адвокатуре", как укрепившимся в традиции адвокатуры, зарекомендованным как наиболее оптимальное условие о наличии стажа работы по специальности юриста и определяющим тем самым совершенствование и реализацию теоретических знаний на практике как необходимое условие. Кроме того, его уменьшение по объективным причинам приведет к затруднению реализации положений законопроекта о профессиональной и квалифицированной юридической помощи.

7. Адвокаты в соответствии с уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики допускаются к следствию и судопроизводству, наделяются определенными правами и несут обязанности по защите прав, свобод и интересов нуждающихся в ней лиц, что в совокупности говорит об обязательном наличии у адвокатов высокого уровня знаний, профессионализма и квалификации. Данную гарантию в настоящее время реализует положение, закрепленное в статье 9 действующего ныне Закона Приднестровской Молдавской Республики "Об адвокатуре" о квалификационном экзамене, который принимается уполномоченным на то органом, в компетенцию которого входит решение о соответствии либо несоответствии претендента должности адвоката. Представленный же законопроект вообще не содержит каких-либо условий о конкурсной основе присвоения статуса адвоката. Предоставление лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, необходимых документов, ни в коей мере не может являться основанием для принятия квалификационной комиссией при коллегии адвокатов Приднестровской Молдавской Республики решения о присвоении статуса адвоката. Предоставление всех необходимых документов может быть лишь основанием для допуска лица к сдаче квалификационного экзамена, а, естественно, не основанием для получения свидетельства о присвоении статуса адвоката. Таким образом, в пункт 6 статьи 7 представленного законопроекта необходимо исключить, а название и содержание статьи 8 изменить. Кроме того, непонятным представляется по каким основаниям претендовать на получение права занятия адвокатской деятельностью могут лица, проработавшие не менее двух лет исключительно в должности судьи, следователя, прокурора.

С учетом вышеуказанного пункт 1 статьи 9 законопроекта следует дополнить нормой, наделяющей квалификационную комиссию полномочиями по принятию квалификационных экзаменов и текущей аттестации адвокатов, а также дополнить законопроект самостоятельной статьей, в содержание которой должны входить общие положения о проведении текущей аттестации адвокатов, установить периоды времени ее прохождения, наделить один из органов Коллегии адвокатов Приднестровской Молдавской Республики полномочиями по принятию положения о правилах и порядке прохождения текущей аттестации адвокатами. В связи с чем необходимо в пункт 1 статьи 22 дополнить подпунктом, в силу которого в Уставе Коллегии адвокатов должен быть определен порядок создания и деятельности квалификационной комиссии.

8. В законопроекте должна предусматриваться обязательная стажировка претендентов на занятие адвокатской деятельностью, после прохождения которой данные лица допускаются к сдаче квалификационного экзамена. Данное требование должно распространяться на лиц, не имеющих опыт работы, и на лиц, которые самостоятельно изъявляют желание о прохождении таковой. Необходимо определить срок прохождения стажировки, порядок уменьшения или увеличения его, а также определить в главе 4 законопроекта статус стажера, его права и обязанности. В обязательном порядке следует определить круг лиц, которые освобождаются от прохождения стажировки в силу их стажа и опыта работы на должностях, требующих высшего юридического образования и наличие определенного стажа работы по юридической специальности, а также лиц, имеющих ученую степень и занимающихся научной или преподавательской работай по специальности.

9. В подпункте "д" пункта 2 статьи 11 законопроекта исключить слова "(в том числе в период его содержания под стражей) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики" как дублирующее пункт 5 этой же статьи.

10. В статье 12 законопроекта предусмотрены обязанности адвоката перед государством и обществом и отдельно перед клиентом (доверителем), однако ответственность за нарушение перечисленных обязанностей не устанавливается ни в этой, ни в последующих статьях законопроекта. При этом следует учесть, что в данном законопроекте следует предусмотреть общие правила о применении к лицам, нарушившим обязанности, ответственности, определив субъект, налагающий ответственность, и основания применения ответственности.

11. В статье 13 законопроекта перечислены правила, которые адвокат должен соблюдать при оказании юридической помощи, а также перечислены случаи, когда адвокат не вправе оказывать юридическую помощь лицам нуждающимся в ней. В обеих случаях перечисленные нормы поведения носят исчерпывающий характер, однако в актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики могут быть установлены и другие нормы профессионального поведения адвокатов. Поэтому целесообразным будет дополнить пункт 1 подпунктом "з" и пункт 2 подпунктом "г" статьи 13 законопроекта соответствующего содержания.

12. Статья 15 законопроекта освобождает адвоката от обязанности давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя в уголовном деле. Тем самым данная норма защищает конфиденциальность сведений, доверенных подзащитным адвокату в связи с выполнением последним возложенной на него обязанности какой является адвокатская тайна. В связи с чем на адвокатов возложены повышенные обязательства по не разглашению сведений, которые им стали известны в связи с выполнением своей профессиональной деятельностью. В данной статье, включая основания, указанные ранее, необходимо предусмотреть ответственность (санкцию), которая должна применяться к адвокатам в случае нарушения ими требований к адвокатской тайне.

13. Адвокатура в Приднестровской Молдавской Республики представляет собой самостоятельный, независимый институт гражданского общества, призванный в соответствии с законами Приднестровской Молдавской Республики обеспечить оказание на профессиональной основе квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Указанная независимость может быть реализована только путем установления в законопроекте гарантий независимости адвокатуры. В статье 16 законопроекта присутствует упоминание о таких гарантиях, но в законопроекте отсутствуют правила и нормы реализации этих гарантий, в данном случае главу 3 законопроекта необходимо дополнить отдельной статьей, нормы которой должны предусматривать гарантии независимости адвокатуры.

14. Представленный законопроект содержит ряд статей, определяющих взаимоотношения адвокатуры с правоохранительными органами, судебными органами, органами местного государственного управления и самоуправления, однако законопроект не содержит статьи, определяющей взаимоотношения адвокатуры с органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы юстиции. Ввиду чего главу 3 законопроекта необходимо дополнить отдельной статьей "Взаимоотношения адвокатуры с органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы юстиции".

15. Статья 18 законопроекта содержит норму, согласно которой соответствующие органы местного государственного управления и местного самоуправления "определяют место нахождение юридических консультаций, адвокатских бюро и кабинетов", в то время как адвокаты наделены самостоятельностью при выборе места размещения юридических консультаций, адвокатских бюро и кабинетов. Следовательно, в пункте 1 статьи 18 законопроекта слова "определяют местонахождения" следует изложить в редакции "предлагают варианты размещения". При этом представляется необоснованным оказание бесплатной юридической помощи народным депутатам, тем более, что статья 30 законопроекта не включает данную категорию лиц.

16. Статья 20 законопроекта определяет организационные формы построения адвокатуры, перечисляя коллегию адвокатов среди адвокатских бюро, адвокатских кабинетов и юридических консультаций, в то время как именно Коллегия адвокатов объединяет адвокатские бюро, адвокатские кабинеты, юридические консультации, а также фирмы и иные структурные подразделения помимо органов Коллегии адвокатов. С учетом указанного всю главу, определяющую организацию адвокатской деятельности и адвокатуры, необходимо изменить, определив при этом место каждого адвокатского образования в системе адвокатуры, его статус, правомочия и иное, отражающее его сущность.

17. В отношении юридической консультации, статус которой определен статьей 23 законопроекта, необходимо отметить, что юридическая консультация не может являться структурным подразделением (филиалом) Коллегии адвокатов. Согласно статье 57 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Юридическая консультация является адвокатским образованием, основной целью создания которой является оказание юридической помощи гражданам и организациям. При этом, юридическая консультация не наделена правом выполнять все или часть задач, которые стоят перед Коллегией адвокатов как объединения адвокатских образований, тем самым юридическая консультация не может быть филиалом Коллегии.

18. В статье 26 законопроекта определяет статус помощника адвоката в то время, как уже было отмечено выше, статус стажера законопроектом не определен.

19. Статья 30 законопроекта предусматривает исчерпывающий перечень категорий лиц, юридическая помощь которым оказывается бесплатно, однако представляется целесообразным дополнить данную статью пунктом 2, предоставляющим право Президиуму Коллегии адвокатов устанавливать иные категории граждан, юридическая помощь которым может быть оказана бесплатно.

20. В пункте 4 статьи 31 законопроекта слова "Министерством юстиции Приднестровской Молдавской Республики" следует заменить на "органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы юстиции".

Таким образом, с целью определения концепции законопроекта, приведения его в соответствие с действующим законодательством, в обязательном порядке необходимо создать рабочую группу с обязательным участием представителей адвокатуры.


МИНИСТР ЮСТИЦИИ

В.БАЛАЛА
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ