BAA
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ПОРЯДКЕ
ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
14 июня 2004 г.
N 294
(САЗ 04-41)
Зарегистрирован Министерством юстиции
Приднестровской Молдавской Республики 6 октября 2004 г.
Регистрационный N 2952
В соответствии с Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 мая 2004 года N 227 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства экономики Приднестровской Молдавской Республики" (САЗ 04-20), приказываю:
1. Утвердить "Основные положения о порядке проведения аттестации работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании" (прилагается).
2. Направить настоящий Приказ в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики на государственную регистрацию.
3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня отмены Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 29 мая 1996 года N 127 "Об утверждении Основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании" (САМР 96-5).
Е. ЧЕРНЕНКО
МИНИСТР
г. Тирасполь
14 июня 2004 г.
N 294
Приложение
к Приказу Министерства экономики
Приднестровской Молдавской Республики
N 294 от 14 июня 2004 г.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
о порядке проведения аттестации работников организаций,
находящихся на бюджетном финансировании
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Аттестация - одна из наиболее эффективных форм оценки кадров, которая позволяет:
а) определить соответствие работника занимаемой должности;
б) использовать каждого работника в соответствии с полученной специальностью и квалификацией;
в) выявить перспективы применения потенциальных способностей и возможностей работника;
г) определить необходимость подготовки или переподготовки работника;
д) обеспечить возможности передвижения кадров, освобождения работника от должности, а также перевода на более или менее квалифицированную работу.
2. Основой аттестации работников служит комплексная оценка их деятельности, включая профессиональные, деловые, духовно-нравственные и личные качества работника, а также результаты его труда, на основе системы соответствующих показателей, характеризующих степень достижения работником конкретных целей, его соответствия (несоответствия) занимаемой должности.
3. Критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей.
4. Обязательная аттестация проводится в случаях, предусмотренных отдельными нормативными правовыми актами, а также по решению руководителя организации с целью установления соответствия работника занимаемой должности, на основе утвержденных в установленном порядке квалификационных требований по общеотраслевым должностям и должностям, специфическим для отдельных отраслей бюджетной сферы.
5. В зависимости от повода проведения различают:
а) очередную аттестацию - проводится периодически и является обязательной для всех работников;
б) аттестацию по истечении испытательного срока - имеет целью получение документированного вывода по результатам аттестации, а также аргументированных рекомендаций по дальнейшему служебному использованию аттестуемого;
в) аттестацию для продвижения по службе (или перевода в другое подразделение) - проводится с учетом требований новой предполагаемой должности и новых обязанностей. При этом выявляются потенциальные возможности работника и уровень его профессиональной подготовки;
г) внеочередную (повторную) аттестацию.
6. Очередной аттестации подлежат все работники организации, за исключением:
а) лиц, проработавших в занимаемой должности менее года;
б) беременных женщин;
в) выпускников средних и высших профессиональных организаций образования, окончивших аспирантуру с отрывом от производства в период трехлетнего срока их работы после окончания обучения.
Женщины, вышедшие на работу после отпуска по уходу за ребенком, а также работники, прошедшие переподготовку или повышение квалификации, подлежат очередной аттестации не ранее чем через год после выхода на работу.
Основой для очередной аттестации служит информация о профессиональной деятельности работника за определенный период и его вкладе в общий труд коллектива. Эта информация накапливается в общем банке данных и может быть использована при последующих аттестациях.
Очередная аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
7. Руководитель организации может не менее чем через 6 месяцев после проведения очередной аттестации назначить внеочередную (повторную) аттестацию при необходимости:
а) оценки деятельности и качеств работника в случаях его повышения в должности в своей организации, повышения квалификационной категории, отбора на учебу для повышения квалификации, увеличения оплаты труда, неполного соответствия занимаемой должности, установленного очередной аттестацией и проч.;
б) выявления причины неудовлетворительной работы подразделения организации или отдельного работника (в случаях снижения эффективности труда, неблагоприятного социально - психологического климата и т. п.).
Работник, прошедший внеочередную (повторную) аттестацию, не освобождается от прохождения очередной аттестации в данной организации.
8. Исполнительные органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, исходя из настоящих Основных положений, разрабатывают отраслевые положения, где конкретизируют критерии и методы оценки квалификации работников, состав аттестационных комиссий с учетом отраслевой специфики. Основные подходы к оценке деловых качеств и квалификации работника приведены в приложении N 1.
9. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации работников организаций бюджетной сферы осуществляют исполнительные органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики по подчиненности.
Методическую и консультационную работу при проведении аттестации осуществляет Министерство экономики Приднестровской Молдавской Республики.
2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ
10. Процедура аттестации состоит из трех основных этапов:
а) подготовка к проведению аттестации;
б) аттестация;
в) принятие решения по результатам аттестации.
Подготовка к проведению аттестации организуется руководителем организации при участии профсоюзных организаций.
Она включает следующие мероприятия:
а) разработку системы оценки деловых качеств и квалификации работников;
б) разработку графиков проведения аттестации;
в) определение состава аттестационных комиссий;
г) подготовку необходимых документов на аттестуемых;
д) организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
11. Руководитель совместно с кадровой службой (отделом кадров) организации разрабатывает единую систему оценки для всей организации (или несколько систем для различных категорий сотрудников - высших руководителей, руководителей среднего звена, специалистов, технических сотрудников) и обеспечивает единообразное понимание и применение этой системы во всех подразделениях.
Кроме того, кадровая служба (отдел кадров) организации готовит предложения о сроках и графике проведения аттестации. В графике проведения аттестации указываются наименования структурных подразделений, в которых работают подлежащие аттестации работники, их фамилии, имена, отчества, занимаемые должности, даты проведения аттестации.
Конкретные сроки и график проведения аттестации утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации.
12. Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия. Предложения по составу аттестационной комиссии руководителю организации представляет руководитель кадровой службы (отдела кадров). Окончательный состав аттестационной комиссии объявляется локальным актом руководителя организации. Полномочия аттестационной комиссии распространяются на весь срок, определенный в локальном акте, что обеспечивает необходимую стабильность ее работы.
13. Основным документом, который представляется в аттестационную комиссию (не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации), является отзыв (характеристика).
Отзыв составляется на каждого работника, подлежащего аттестации, руководителем соответствующего структурного подразделения и согласовывается с заместителем руководителя данной организации, ответственным за проведение аттестации.
Отзыв должен содержать полную всестороннюю объективную оценку профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого работника, мнение о соответствии профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; отражать показатели результатов его работы в данной должности за предшествующий аттестации период.
Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с составленным на него отзывом не менее чем за неделю до начала проведения аттестации. В случае несогласия с представленным на него отзывом аттестуемый вправе заявить об этом (письменное заявление) и представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей трудовой деятельности за предшествующий период.
14. Помимо отзыва, в аттестационную комиссию представляются аттестационные листы предшествующих аттестаций (если таковые проводились).
3. СОСТАВ АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЙ И РЕГЛАМЕНТ ИХ РАБОТЫ
15. В состав аттестационной комиссии входят:
а) председатель комиссии - заместитель руководителя организации;
б) заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии, члены комиссии - руководители и главные специалисты подразделений, представители кадровой и юридической служб, психолог, социолог (при наличии), представители профсоюзной организации.
Для участия в работе аттестационной комиссии, также могут быть приглашены высококвалифицированные работники из числа профессорско - преподавательского состава организаций высшего профессионального образования и работники других организаций по профилю (специальности) аттестуемых.
В зависимости от уровня, масштаба и численности работников организации может быть сформирована не одна, а несколько аттестационных комиссий, в состав которых, при необходимости, включаются представители исполнительных органов государственной власти.
16. На заседании аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы и беседует с аттестуемым о его работе, о его планах в области совершенствования трудовой деятельности, улучшения условий и повышения результативности его труда. Кроме того, заслушивается краткое сообщение непосредственного руководителя аттестуемого работника с оценкой его профессиональных, деловых и личных качеств. Важно, чтобы на заседании комиссии состоялся обмен мнениями, всестороннее обсуждение успехов и недостатков в работе аттестуемого. Обсуждение должно проходить в обстановке объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.
Чтобы обеспечить объективность оценок работников при аттестации, рекомендуется придерживаться следующих принципов:
а) единства условий для всех аттестуемых;
б) объективности;
в) действенности - то есть аттестация должна влиять на улучшение качественных характеристик и количественных показателей в труде работника, прошедшего аттестацию.
В ходе аттестации ведется протокол (приложение N 2).
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей ее членов.
17. В случае неявки аттестуемого на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине рассмотрение материалов на аттестуемого откладывается до его прибытия на заседание. При неявке аттестуемого без уважительной причины комиссия проводит аттестацию в его отсутствие. В этом случае на все вопросы членов комиссии относительно трудовой деятельности аттестуемого должен отвечать непосредственный руководитель аттестуемого.
Если аттестуемый работник выразил свое несогласие с представленным на него отзывом, то после представления аттестуемым работником дополнительных сведений о своей трудовой деятельности за предшествующий период, аттестационная комиссия переносит аттестацию на очередное заседание.
18. Обсуждение деятельности работника и формирование заключения производятся в отсутствие аттестуемого.
На основе материалов, представленных в комиссию, с учетом обсуждения результатов работы, деловых и личных качеств работника аттестационная комиссия аттестует работника и дает заключение:
а) о соответствии занимаемой должности;
б) о неполном соответствии занимаемой должности;
в) о несоответствии занимаемой должности (с обязательным указанием причин и мотивов несоответствия).
19. Решения и рекомендации аттестационной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии путем открытого голосования. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим занимаемой должности.
В случае положительных результатов аттестационная комиссия может давать рекомендации о продвижении на вышестоящую должность, поощрении за достигнутые успехи, изменении заработной платы и т.д.
В случае заключения аттестационной комиссии о неполном соответствии занимаемой должности работнику даются рекомендации по улучшению его работы и устанавливается срок до 6 месяцев для устранения недостатков, после чего должна быть проведена повторная аттестация.
При неудовлетворительных результатах аттестации комиссия вносит предложения о понижении в должности или освобождении работника от занимаемой должности, необходимости повышения квалификации и улучшения результатов работы.
20. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (приложение N 3) и сообщаются аттестуемому непосредственно после голосования.
Аттестационный лист составляется в одном экземпляре, подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, участвующими в голосовании.
Отзыв и аттестационный лист после завершения аттестации хранятся в личном деле работника.
21. Руководитель организации в недельный срок должен ознакомиться с результатами аттестации и принять соответствующее рекомендациям аттестационной комиссии решение.
В случае несогласия работника на понижение в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность руководитель вправе принять решение об увольнении работника.
Все решения по результатам проведенной аттестации должны быть реализованы в срок не более двух месяцев со дня ее проведения. По истечении указанного срока снижение размера должностного оклада, понижение в должности, а также увольнение работника по результатам данной аттестации не допускаются. Время болезни и отпуска работника не засчитывается в двухмесячный срок.
После проведения аттестации работников организации издается локальный акт, которым утверждаются разработанные мероприятия, изменения в расстановке кадров и должностных окладах, поощряются положительно аттестованные работники. Результаты аттестации обсуждаются на совещаниях. При этом анализируются итоги аттестации, соблюдение порядка и условий ее проведения, утверждаются мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Приложение N 1
к Основным положениям о
порядке проведения аттестации
работников организаций,
находящихся на бюджетном
финансировании
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ
И КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА
1. Критерии и показатели оценки деловых качеств и квалификации работников при определении их соответствия той или иной должности, необходимо предусматривать дифференцированно и применительно к отдельным конкретным категориям работников (руководители, специалисты, другие служащие), а также видам деятельности, специфическим для различных отраслей бюджетной сферы.
2. В отраслевых положениях по аттестации должны быть предусмотрены конкретные количественные и качественные характеристики по каждому из показателей, учитываемых при оценке деловых качеств и квалификации работников и решении вопроса о соответствии их занимаемой должности.
3. Кроме показателей, общих для всех категорий работников: уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, а также должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по данной должности, для каждой отрасли и группы работников должны быть предусмотрены свои особые показатели и критерии оценки.
Например, степень самостоятельности выполнения должностных обязанностей, качество их выполнения и ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем, а также умение организовать труд подчиненных, обеспечить руководство их работой, стиль общения с подчиненными, реально осуществляемый масштаб руководства и т.п. (таблица к приложению N 1).
4. По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетенции работника, необходимо в отраслевых положениях предусмотреть конкретные критерии, позволяющие характеризовать соответствие работника предъявляемым требованиям, с тем чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе материалов, представленных на каждого аттестуемого, и по результатам собеседования дать объективную оценку его деятельности.
Таблица к приложению N 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЛЯ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
-----------------------------T-------------------------------------¬
¦Показатели, характеризующие ¦ Категории работников ¦
¦ квалификацию работника ¦ ¦
¦ +------------T------------T-----------+
¦ ¦Руководители¦ Специалисты¦ Другие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ служащие ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦1. Образование ¦ + ¦ + ¦ + ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦2. Стаж работы по ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦специальности ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦3. Профессиональная ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦компетентность ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦а) знание необходимых ¦ + ¦ + ¦ ¦
¦нормативных актов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦регламентирующих развитие ¦ ¦ ¦ ¦
¦отрасли ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦б) знание отечественного и ¦ + ¦ + ¦ ¦
¦зарубежного опыта ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦в) умение оперативно ¦ + ¦ ¦ ¦
¦принимать решения по ¦ ¦ ¦ ¦
¦достижению поставленных ¦ ¦ ¦ ¦
¦целей ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦г) качество законченной ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦работы ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦д) способность ¦ + ¦ + ¦ ¦
¦адаптироваться к новой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ситуации и принимать новые ¦ ¦ ¦ ¦
¦подходы к решению ¦ ¦ ¦ ¦
¦возникающих проблем ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦е) своевременность ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦выполнения должностных ¦ ¦ ¦ ¦
¦обязанностей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ответственность за ¦ ¦ ¦ ¦
¦результаты работы ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦ж) интенсивность труда ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦(способность в короткие ¦ ¦ ¦ ¦
¦сроки справляться с большим ¦ ¦ ¦ ¦
¦объемом работы) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦з) умение работать с ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦документами ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦и) способность ¦ + ¦ ¦ ¦
¦прогнозировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦планировать,организовывать, ¦ ¦ ¦ ¦
¦координировать и ¦ ¦ ¦ ¦
¦анализировать работу ¦ ¦ ¦ ¦
¦подчиненных ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦к) способность в короткие ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦сроки осваивать технические ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства, обеспечивающие ¦ ¦ ¦ ¦
¦повышение производительности¦ ¦ ¦ ¦
¦труда и качества работы ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦4. Производственная этика, ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦стиль общения ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦5. Способность к творчеству,¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦предприимчивость ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+------------+-----------+
¦6. Способность к самооценке ¦ + ¦ + ¦ + ¦
L----------------------------+------------+------------+------------
Приложение N 2
к Основным положениям о
порядке проведения аттестации
работников организаций,
находящихся на бюджетном
финансировании
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
N _______ от "_____" _____________ 20 ___ г.
Присутствовали:_____________________________________________________
(фамилии, инициалы председателя, секретаря
____________________________________________________________________
и членов аттестационной комиссии)
____________________________________________________________________
(фамилии, инициалы руководителей подразделений,
____________________________________________________________________
в которых работают аттестуемые)
Повестка дня:
1. Аттестация_______________________________________________________
(фамилии, инициалы аттестуемых на данном заседании
____________________________________________________________________
работников)
____________________________________________________________________
Слушали: Аттестационные материалы на________________________________
(фамилия, инициалы, должность,
____________________________________________________________________
подразделение)
____________________________________________________________________
Вопросы к аттестуемому и ответы на них______________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Замечания и предложения, высказанные аттестуемым работником_________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Оценка деятельности работника_______________________________________
____________________________________________________________________
Количество голосов за__________________ против_____________________
Рекомендации аттестационной комиссии________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Слушали: Аттестационные материалы на________________________________
----------------------------
и т. д. по каждому аттестуемому работнику на данном заседании
Председатель аттестационной комиссии
Секретарь аттестационной комиссии
Приложение N 3
к Основным положениям о
порядке проведения аттестации
работников организаций,
находящихся на бюджетном
финансировании
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. Фамилия, Имя, Отчество___________________________________________
____________________________________________________________________
2. Год рождения_____________________________________________________
3. Сведения об образовании и повышении квалификации_________________
____________________________________________________________________
(что окончил и когда, специальность и квалификация по образованию,
____________________________________________________________________
ученая степень, ученое звание)
4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения
(избрания, утверждения) на эту должность____________________________
____________________________________________________________________
5. Общий трудовой стаж______________________________________________
6. Вопросы к аттестуемому и ответы на них___________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной
комиссии____________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Замечания и предложения, высказанные аттестуемым работником______
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
9. Оценка деятельности работника по результатам голосования:
- соответствие должности____________________________________________
Количество голосов за ______________ против ________________________
10. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по
которым они даются)_________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
11. Примечания______________________________________________________
Председатель аттестационной комиссии
Секретарь аттестационной комиссии
Члены аттестационной комиссии
Дата аттестации
С аттестационным листом ознакомился_________________________________
(подпись аттестованного и дата)