ОПР КСПР 18 мая 2017 № 18-О/17 САЗ 17-21  
»
1
»
0

Определение Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики

 

О прекращении производства по делу о проверке конституционности отдельных положений Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2015 года № 120 «Об установлении на 2016 год предельных уровней тарифов на услуги газоснабжения, на услуги в сфере электроэнергетики, на услуги по снабжению тепловой энергией (отопление и подогрев воды), на услуги водоснабжения и водоотведения (канализация)» по жалобе гражданина Чеботаренко Иона Федоровича

 

18 мая 2017 года                                                                                    город Тирасполь

 

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики в составе: председательствующего – Председателя Конституционного суда Кабалоева О.К., судей –

Карамануцы В.И., Стародуба Н.И., Степанова С.М., Томачинской Г.Н., Тульбы В.К.,

с участием заявителя Чеботаренко И.Ф., представителей Правительства Приднестровской Молдавской Республики – первого заместителя председателя Комитета цен и антимонопольной деятельности Приднестровской Молдавской Республики Тимченко А.В., начальника Управления правового и кадрового обеспечения Комитета цен и антимонопольной деятельности Приднестровской Молдавской Республики Гарницкого О.Д., заместителя начальника Управления по регулированию деятельности естественных монополий Комитета цен и антимонопольной деятельности Приднестровской Молдавской Республики Бескоровайного С.А.,

руководствуясь статьей 87 (пункт 3) Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьей 9 (подпункт в) части первой), статьей 27 (часть первая), статьями 102, 103 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2015 года № 120 «Об установлении на 2016 год предельных уровней тарифов на услуги газоснабжения, на услуги в сфере электроэнергетики, на услуги по снабжению тепловой энергией (отопление и подогрев воды), на услуги водоснабжения и водоотведения (канализация)».

Заслушав сообщение судьи-докладчика Томачинской Г.Н., объяснения заявителя, представителей Правительства Приднестровской Молдавской Республики, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

 

установил:

 

1. Гражданин Чеботаренко И.Ф. обратился в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики с жалобой на нарушение его конституционных прав в результате применения отдельных положений Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2015 года № 120 «Об установлении на 2016 год предельных уровней тарифов на услуги газоснабжения, на услуги в сфере электроэнергетики, на услуги по снабжению тепловой энергией (отопление и подогрев воды), на услуги водоснабжения и водоотведения (канализация)».

Заявитель оспаривает конституционность тех положений Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики, в соответствии с которыми для лиц, работающих в органах государственной власти (управления) и (или) организациях, учреждениях, а также унитарных предприятиях Республики Молдова, проживающих на территории Приднестровской Молдавской Республики, услуги по снабжению тепловой энергией на 2016 год оказываются по тарифам, значительно превышающим тарифы, установленные для иных категорий потребителей – физических лиц.

Как следует из жалобы и приложенных к ней документов, Чеботаренко И.Ф. работает главным лесничим в государственном лесохозяйственном предприятии «Tighina», которое входит в Агентство «Moldsilva» и включено в перечень государственных и муниципальных предприятий Республики Молдова, утвержденный Законом Республики Молдова от 12 июля 2013 года № 204.

Заявитель является гражданином Приднестровской Молдавской Республики и проживает на территории Приднестровской Молдавской Республики в городе Бендеры в квартире, собственником которой является. Услуги отопления и горячего водоснабжения заявителю по месту проживания предоставляет муниципальное унитарное предприятие «Бендерытеплоэнерго».

Поскольку Чеботаренко И.Ф. отнесен к категории потребителей «лица, работающие в организациях, учреждениях, а также унитарных предприятиях Республики Молдова, проживающие на территории Приднестровской Молдавской Республики», расчет стоимости по предоставляемым ему услугам отопления и горячего водоснабжения в 2016 году производился в соответствии с пунктом 1.2. Приложения № 3 к Постановлению Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2015 года № 120 исходя из тарифа 10,17 рубля за один квадратный метр площади квартиры в месяц.

В связи с неоплатой Чеботаренко И.Ф. предоставленных услуг отопления и горячего водоснабжения по указанному тарифу муниципальное унитарное предприятие «Бендерытеплоэнерго» обратилось в суд с иском о взыскании с Чеботаренко И.Ф. долга в сумме 7279,71 рубля, образовавшегося за период с декабря 2015 года по октябрь 2016 года включительно.

Решением от 11 ноября 2016 года Бендерский городской суд удовлетворил исковые требования и взыскал с Чеботаренко И.Ф. задолженность за услуги отопления и горячего водоснабжения в заявленной сумме. В том числе суд взыскал с Чеботаренко И.Ф. задолженность за 2016 год в сумме 6559,63 рубля, размер которой был исчислен в соответствии с оспариваемыми положениями Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2015 года № 120.

По мнению заявителя, оспариваемые положения подзаконного нормативного акта необоснованно ущемляют его права человека и гражданина Приднестровской Молдавской Республики, которые могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, а также нарушают конституционный принцип равенства всех перед законом.

На основании изложенного гражданин Чеботаренко И.Ф. просит проверить положения пункта 6 Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2015 года № 120 и пункта 1.2. Приложения № 3 к указанному Постановлению Правительства Приднестровской Молдавской Республики на соответствие статьям 17 и 18 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

2. В судебном заседании заявитель пояснил, что оспариваемые положения устанавливают необоснованно высокие тарифы на услуги по снабжению тепловой энергией, которые ведут к дискриминации лиц, работающих на предприятиях Республики Молдова, ставят их в неравное положение с другими гражданами Приднестровской Молдавской Республики. При этом дискриминация происходит по несущественному признаку – в зависимости от государственной принадлежности предприятия, на котором эти граждане работают.

Заявитель полагает, что в результате применения оспариваемых положений ограничено его право на равный с другими гражданами Приднестровской Молдавской Республики доступ к услугам естественных монополий. При этом заявитель признал, что оспариваемые положения Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2015 года № 120 не затрагивают непосредственно права и свободы, гарантированные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.

Представители Правительства Приднестровской Молдавской Республики в судебном заседании привели доводы в обоснование позиции о соответствии оспариваемых положений Конституции и законам Приднестровской Молдавской Республики. Суть этой позиции заключается в том, что предельные уровни тарифов для всех категорий потребителей - физических лиц установлены ниже экономически обоснованных тарифов. В том числе, снижен тариф и для категории потребителей, к которой принадлежит заявитель.

Из пояснений представителей Правительства следует, что при формировании предельных уровней тарифов на услуги теплоснабжения учитываются стоимость природного газа, необходимого для выработки тепловой энергии («газовая составляющая»), расходы субъекта естественных монополий по переработке природного газа и транспортировке тепловой энергии (остальные затраты) и прибыль (рентабельность - 10%). При этом определяющее значение в структуре тарифа имеет «газовая составляющая».

При установлении тарифов на услуги теплоснабжения на 2016 год контрактная цена природного газа составляла 3452 рубля за 1 тысячу кубических метров. Формируя предельные уровни тарифов для всех категорий потребителей теплоснабжения для бытовых нужд на 2016 год, Правительство оказало каждой из них государственную поддержку путем снижения стоимости «газовой составляющей» в структуре тарифов.

Так, для лиц, работающих в органах государственной власти (управления), организациях, учреждениях, а также унитарных предприятиях Республики Молдова (категория пункта 1.2. Приложения № 3 к Постановлению Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2015 года № 120) предельный уровень тарифа установлен исходя из стоимости природного газа в сумме 2654,69 рубля за 1 тысячу кубических метров (при контрактной цене 3452 рубля). При этом размер государственной поддержки для данной категории потребителей составил 797,31 рубля при исчислении стоимости 1 тысячи кубических метров природного газа, необходимого для выработки тепловой энергии.

Социальной категории потребителей (пункт 1.1. Приложения № 3 к Постановлению Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2015 года № 120) предельный уровень тарифа установлен исходя из стоимости природного газа в размере 278,61 рубля за 1 тысячу кубических метров, что ниже контрактной цены на 3173,39 рубля. Для иных физических лиц, не относящихся к категориям пунктов 1.1. и 1.2., стоимость природного газа («газовая составляющая») при установлении тарифа составила 338,04 рубля за 1 тысячу кубических метров.

При формировании предельных уровней тарифов на услуги теплоснабжения учитываются также расходы субъекта естественной монополии по переработке природного газа и транспортировке тепловой энергии (остальные затраты). Эти расходы учтены в предельном уровне тарифов в сумме 199,21 рубля за 1 гигакалорию тепла в равной мере для всех категорий потребителей.

В подтверждение приведенной позиции представители Правительства Приднестровской Молдавской Республики предоставили Суду соответствующие таблицы и расчеты.

Из доводов представителей Правительства следует, что всем категориям физических лиц - потребителей услуги теплоснабжения, хотя и в различных объемах, оказана государственная поддержка в виде снижения стоимости природного газа, принятой при расчете предельных уровней тарифов относительно контрактной цены природного газа. По утверждению представителей Правительства, дифференциация размера государственной поддержки различным категориям потребителей не противоречит требованиям Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики.

3. Оценив доводы сторон и обстоятельства, выявленные в ходе судебного разбирательства, Конституционный суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу ввиду неподведомственности Конституционному суду вопросов, поставленных в жалобе гражданина Чеботаренко И.Ф.

Конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в сфере правового регулирования предполагает разграничение законодательной функции, возлагаемой на Верховный Совет, и функции обеспечения исполнения законов, возлагаемой на Правительство Приднестровской Молдавской Республики.

В соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики Правительство, в том числе, обеспечивает проведение единой финансовой, экономической, кредитной и денежной политики (подпункт б) пункта 1 статьи 76-5), осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан (подпункт ж) пункта 1 статьи 76-5) и при этом действует на основании и во исполнение Конституции, законов и указов Президента Приднестровской Молдавской Республики (пункт 1 статьи 76-6).

Принятие правовых актов правотворческого характера является обязательным атрибутом функционирования Правительства Приднестровской Молдавской Республики, что объясняется необходимостью претворения законодательных норм в действительность. Поскольку нормы законов носят, как правило, общий характер, они требуют дальнейшей конкретизации, которая осуществляется на подзаконном уровне.

Правотворческая деятельность Правительства должна отвечать требованиям, соблюдение которых призвано обеспечить принцип разделения властей. Прежде всего при осуществлении правотворческой деятельности Правительство должно соблюдать границы компетенции, обозначенные Конституцией и законами Приднестровской Молдавской Республики, не превышать свои полномочия и не вмешиваться в компетенцию органа законодательной власти. Кроме того, подзаконное регулирование, осуществляемое Правительством, должно соответствовать смыслу закона, на конкретизацию которого оно направлено. Несогласованность или противоречивость норм закона и конкретизирующих его подзаконных нормативных правовых актов недопустимы. Постановление Правительства Приднестровской Молдавской Республики не может устанавливать норм, которые противоречили бы положениям закона, во исполнение которого оно принято. В случае выявления такого противоречия законность нормативного правового акта Правительства Приднестровской Молдавской Республики может быть оспорена в судебном порядке (подпункт а) пункта 1 статьи 28 Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики, подпункт а) статьи 21-2 Арбитражного процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики).

В судебном заседании гражданин Чеботаренко И.Ф. пояснил, что оспариваемые положения ограничивают его право на равный с другими гражданами Приднестровской Молдавской Республики доступ к услугам по снабжению тепловой энергией. При этом заявитель признал, что оспариваемые положения непосредственно не затрагивают права и свободы, гарантированные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.

По мнению Конституционного суда, правовое регулирование в сфере снабжения населения услугами естественных монополий должно осуществляться в соответствии с принципами и положениями соответствующих законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики.

Одним из таких законодательных актов является Закон Приднестровской Молдавской Республики «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий (преамбула). Закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Приднестровской Молдавской Республики и в которых участвуют хозяйствующие субъекты, субъекты естественных монополий, органы государственной власти и потребители (пункт 1 статьи 1).

В соответствии с данным Законом услуги по снабжению тепловой энергией (отопление и подогрев воды) отнесены к сфере естественных монополий (подпункт б) статьи 7-1); установлен запрет навязывать условия доступа к товарам (работам, услугам) субъектов естественной монополии или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей товаров (работ, услуг) субъектов естественной монополии (подпункт а) пункта 1 статьи 8); субъект естественной монополии обязан предоставлять равные условия потребителям товаров (работ, услуг) субъекта естественной монополии, за исключением случаев предоставления товаров (работ, услуг) с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики (подпункт в) статьи 9).

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «О ценах (тарифах) и ценообразовании» при установлении для отдельных групп потребителей льготных цен (тарифов), предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, не допускается повышение цен (тарифов) для других групп потребителей (пункт 4 статьи 16).

Как следует из приведенных норм, законодатель, определяя пределы компетенции Правительства в сфере снабжения населения услугами естественных монополий, исключает саму возможность установления тарифов, влекущих дискриминацию отдельных категорий потребителей.

Вместе с тем, по утверждению заявителя, оспариваемые положения, устанавливая для отдельной категории потребителей необоснованно завышенные тарифы, ограничивают их доступ к услуге по снабжению тепловой энергией и ставят их в неравные условия с другими гражданами Приднестровской Молдавской Республики.

Из изложенного следует, что заявитель фактически оспаривает не конституционность, а законность отдельных положений Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики, их соответствие законам, в том числе Закону Приднестровской Молдавской Республики «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Однако такая проверка не входит в полномочия Конституционного суда, это сфера юрисдикции других судов (Верховного суда и Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики). Гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Приднестровской Молдавской Республики, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, подсудны Верховному суду Приднестровской Молдавской Республики (подпункт а) пункта 1 статьи 28 Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики). Конституционный суд в соответствии с пунктом 1 статьи 87 Конституции Приднестровской Молдавской Республики устанавливает соответствие закона, нормативного акта только положениям Конституции, а не другим законам и нормативным актам.

Кроме того, в полномочия Конституционного суда, который решает исключительно вопросы права, не входит оценка целесообразности и финансово-экономической обоснованности оспариваемых положений, а также установление фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и органов (части вторая и третья статьи 9 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики»).

Между тем утверждение представителей Правительства о законности формирования предельных уровней тарифов требует установления ряда фактических обстоятельств, например, контрактной цены природного газа на соответствующий период, предельных уровней тарифов, установленных нормативными актами Республики Молдова, оценки достоверности представленных данных.

В полномочия Конституционного суда не входит также оценка целесообразности снижения стоимости природного газа ниже контрактной цены в структуре тарифов, оценка обоснованности размера государственной поддержки для каждой категории потребителей, достоверности представленных расчетов. Проверка финансово-экономической обоснованности оспариваемых положений означала бы в том числе оценку обоснованности расходов субъекта естественных монополий по переработке природного газа и транспортировке тепловой энергии.

Ранее Конституционный суд неоднократно отказывал в принятии к рассмотрению обращений, рассмотрение которых означало бы оценку целесообразности и экономической обоснованности нормативных актов (Определения от 26 декабря 2013 года № 12–О/13, от 8 мая 2014 года № 07–О/14, от 8 октября 2015 года № 13–О/15, от 6 сентября 2016 года № 16–О/16). Правовая позиция Конституционного суда по данному вопросу, сформированная в перечисленных решениях, имеет общеобязательный характер и сохраняет свою силу.

Согласно подпункту а) статьи 50 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» Конституционный суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному суду Приднестровской Молдавской Республики.

В соответствии со статьей 75 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» Конституционный суд прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 9, 12, подпунктом а) статьи 50, статьями 75, 78, 79, 80, 84, 85 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики», Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

 

определил:

 

1. Прекратить производство по делу № 166-399/17 о проверке конституционности отдельных положений Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2015 года № 120 «Об установлении на 2016 год предельных уровней тарифов на услуги газоснабжения, на услуги в сфере электроэнергетики, на услуги по снабжению тепловой энергией (отопление и подогрев воды), на услуги водоснабжения и водоотведения (канализация)» по жалобе гражданина Чеботаренко Иона Федоровича ввиду несоответствия требованиям Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики».

2. Настоящее Определение Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Собрании актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики» и «Вестнике Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики».

 

Конституционный суд

Приднестровской Молдавской Республики

 

№ 18-О/17