изменён документом от: 24 июля 1997 ЗН ППМР 27 июня 1997 № 48-З СЗМР 96-2 утратил силу документом от: 23 июля 2002  
»
3
»
1

BAA

                      О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ

ЗАКОН


ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


27 июня 1997 г.
N 48-З


(СЗМР 96-2)


Принят Палатой Законодателей Верховного Совета

4 апреля 1996 года
Приднестровской Молдавской Республики

Одобрен Палатой Представителей Верховного Совета

24 апреля 1996 года
Приднестровской Молдавской Республики

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, Законом Приднестровской Молдавской Республики "О безопасности", определяет исчерпывающий перечень особых мер, предназначенных для устранения реальных угроз человеку, обществу и государству в различных сферах их жизнедеятельности, устанавливает пределы допустимых ограничений конституционных прав человека и гражданина, других прав, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики, и является правовой основой деятельности органов государственной власти и управления, местного самоуправления в условиях чрезвычайного положения.


    РАЗДЕЛ  I.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Статья 1


Чрезвычайное положение - это предусмотренный Конституцией Приднестровской Молдавской Республики особый правовой режим, вводимый на определенный период в силу исключительных обстоятельств и допускающий применение особых мер для обеспечения жизнедеятельности человека, общества и государства.


    Статья 2


Чрезвычайное положение вводится с целью:

- обеспечения безопасности человека, общества и государства, максимального уменьшения ущерба народному достоянию в условиях исключительных обстоятельств;

- сосредоточения всех сил и средств государства на устранение реальной угрозы человеку, обществу и государству и их эффективного использования;

- нормализации обстановки в кратчайшие сроки.

     РАЗДЕЛ  II. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ
                 ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 3


Исключительными обстоятельствами, которые могут служить основанием для введения чрезвычайного положения, являются:

1) стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии и эпизоотии, создающие угрозу жизни и здоровью населения;

2) массовые нарушения правопорядка, сопровождаемые насилием над гражданами, ограничивающие их права и свободы, а также крупномасштабные террористические акты;

3) блокирование или захват отдельных особо важных объектов, угрожающий безопасности граждан и нарушающий нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также местного самоуправления;

4) попытка захвата государственной власти или изменения конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики насильственным путем;

5) посягательство на территориальную целостность государства, угрожающее изменением его границ;

6) необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.


    Статья 4


Чрезвычайное положение на всей территории Приднестровской Молдавской Республики или на отдельной ее части вводится Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики, который в последующем подлежит утверждению Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 5


До введения чрезвычайного положения при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных пунктами 2,3,4,5,6 статьи 3 настоящего Закона, Президент Приднестровской Молдавской Республики либо Председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики обязан обратиться через средства массовой информации или иным возможным способом к группам лиц, организациям, учреждениям, являющимся инициаторами либо участниками действий, которые могут послужить причиной для введения чрезвычайного положения, с требованием прекратить свои противоправные действия в течение установленного в обращении срока и с предупреждением о возможности ввода чрезвычайного положения.

При обстоятельствах, требующих неотложных мер для спасения жизни людей и недопущения их гибели, чрезвычайное положение может быть введено без предупреждения.


    Статья 6


В Указе Президента Приднестровской Молдавской Республики "О введении чрезвычайного положения" должны быть изложены:

- исключительные обстоятельства, послужившие причиной для введения чрезвычайного положения в соответствии со статьей 3 настоящего Закона;

- обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

- перечень и пределы чрезвычайных мер, а также исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан, предусмотренных настоящим Законом;

- государственные органы, осуществляющие меры чрезвычайного положения и пределы их чрезвычайных полномочий;

- границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

- срок, на который вводится чрезвычайное положение;

- время, с которого вводится чрезвычайное положение.

Начало действия чрезвычайного положения устанавливается не ранее чем через 6 часов после обнародования Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 5 настоящего Закона.


    Статья 7


При введении чрезвычайного положения Президент Приднестровской Молдавской Республики не позднее чем через 3 часа после подписания Указа о введении чрезвычайного положения представляет его на утверждение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, который обязан рассмотреть Указ о введении чрезвычайного положения не позднее чем через 48 часов.

С объявлением Указа о введении чрезвычайного положения депутаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики обязаны незамедлительно прибыть на внеочередное заседание Верховного Совета, в чем им должны всячески содействовать все органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица. Решение по утверждению Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики "О введении чрезвычайного положения" Верховный Совет принимает простым большинством голосов от числа депутатов, установленного Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 8


Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики утрачивает силу, если Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики не утвердил его, о чем незамедлительно сообщается через средства массовой информации либо иным способом.


    Статья 9


Если в течение 48 часов после передачи Президентом Приднестровской Молдавской Республики Указа "О введении чрезвычайного положения" в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, Верховный Совет не сможет рассмотреть его и принять решение, Указ действует до принятия Верховным Советом соответствующего решения.

Это положение действует и в дальнейшем в отношении Указов Президента Приднестровской Молдавской Республики по введению дополнительных и других мер чрезвычайного положения.


    Статья 10


Чрезвычайное положение может быть введено:

- на всей территории Приднестровской Молдавской Республики на срок до 30 суток;

- в отдельных местностях на срок до 60 суток.

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики вправе продлить действие чрезвычайного положения не более чем на 30 суток. Решение о продлении срока действия чрезвычайного положения принимается по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики.

Продление срока действия чрезвычайного положения может быть многократным, но общая продолжительность действия чрезвычайного положения не должна превышать:

- на всей территории Приднестровской Молдавской Республики - 6 месяцев;

- в отдельных местностях - 9 месяцев.

Если Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики не продлит срок действия чрезвычайного положения, то по истечении установленного ранее срока действие чрезвычайного положения прекращается, о чем сообщается через средства массовой информации.

По мере нормализации обстановки Президент Приднестровской Молдавской Республики может поэтапно отменять часть мер чрезвычайного положения.

В случае, если обстоятельства, приведшие к введению чрезвычайного положения будут устранены ранее срока, на который было введено чрезвычайное положение, Президент Приднестровской Молдавской Республики своим Указом может отменить его.

     РАЗДЕЛ III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И
                 УПРАВЛЕНИЯ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСОБЫХ ФОРМ
                 ПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 11


В условиях действия чрезвычайного положения органы государственной власти и управления, местного самоуправления продолжают свою деятельность на основе Конституции Приднестровской Молдавской Республики, настоящего Закона, законодательства Приднестровской Молдавской Республики и Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики "О введении чрезвычайного положения".

В период действия чрезвычайного положения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики продолжает свою деятельность без перерыва между сессиями.


    Статья 12


Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики в период действия чрезвычайного положения вправе приостанавливать любое решение местных представительных органов власти, а Президент Приднестровской Молдавской Республики - решения органов государственной администрации.


    Статья 13


В условиях чрезвычайного положения органы, осуществляющие управление на соответствующей территории, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для нормализации обстановки.


    Статья 14


Органы государственной исполнительной власти, органы государственной администрации территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямую подчиненность Президенту Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 15


В случае неисполнения своих функций органами государственной исполнительной власти или органами государственной администрации, где введено чрезвычайное положение, Президентом Приднестровской Молдавской Республики могут быть образованы временные чрезвычайные органы. При этом деятельность органов государственной исполнительной власти и органов государственной администрации приостанавливается.

Временные чрезвычайные органы выполняют функции органов государственной исполнительной власти, местных органов государственной администрации, осуществляют меры, предписанные Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики "О введении чрезвычайного положения" в соответствии с разделом IY настоящего Закона, несут ответственность за нормализацию обстановки и соблюдение законности на подконтрольной территории.


    Статья 16


В исключительных случаях для координации действий по обеспечению режима чрезвычайного положения при его введении по обстоятельствам, предусмотренным пунктами 2,3,4,5,6 статьи 3 настоящего Закона, Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики может быть создан оперативный штаб с включением в его состав представителей Министерств внутренних дел, государственной безопасности и обороны, а также назначен комендант территории (района), на которого возлагается ответственность за поддержание правопорядка и обеспечение безопасности граждан.

Чрезвычайные полномочия оперативного штаба и коменданта определяются Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 17


Органы, указанные в статьях 14, 15, 16 настоящего Закона по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения наделяются правом издавать приказы и распоряжения, обязательные к исполнению на соответствующей территории всеми юридическими и физическими лицами.


    Статья 18


Решения о введении, отмене или продлении срока действий особых форм правления, предусмотренных статьями 14,15,16 настоящего Закона, вступают в силу с момента принятия, если иное не оговорено особо, и незамедлительно обнародываются.


    Статья 19


Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни и здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан в условиях чрезвычайного положения в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики могут использоваться силы и средства Министерств внутренних дел и государственной безопасности, а в исключительных случаях и Министерства обороны.


    Статья 20


Все государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также граждане, на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны содействовать органам, которые осуществляют управление на этой территории и выполнять их решения.


    Статья 21


Правовые акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с прекращением действия чрезвычайного положения без специального на то уведомления.


    РАЗДЕЛ IY.  МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ


    Статья 22


В период действия чрезвычайного положения государство может принимать такие меры, предусмотренные настоящим Законом, какие диктует острота положения. Принимаемые меры не должны быть несовместимыми с основными общепризнанными нормами международного права и вести к дискриминации на основе национальности, языка, пола, религии или социального положения.


    Статья 23


Перечень и пределы чрезвычайных мер, применяемых при чрезвычайных обстоятельствах в соответствии с настоящим Законом, устанавливаются Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики о вводе чрезвычайного положения.

Дополнительные меры при необходимости могут вводиться Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики после утверждения этого Указа отдельным Постановлением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 24


Перечень основных чрезвычайных мер, которые могут осуществляться в условиях чрезвычайного положения с целью стабилизации обстановки:

1) установление особого режима въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, где действует чрезвычайное положение;

2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

3) усиление охраны общественного порядка и объектов, имеющих жизненно важное значение;

4) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

5) запрещение забастовок.


    Статья 25


В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пунктах 2,3,4,5,6 статьи 3 настоящего Закона, к мерам, предусмотренным статьей 24, дополнительно могут быть приняты следующие меры:

1) введение комендантского часа (запрещение находиться в установленные часы на улицах и других общественных местах без специальных пропусков и документов, удостоверяющих личность);

2) приостановление после соответствующего предупреждения деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений и самодеятельных объединений граждан, если эта деятельность препятствует нормализации обстановки;

3) проверка у граждан документов, а в необходимых случаях, при наличии данных об имеющемся у граждан оружии, проведение личного досмотра, досмотра личных вещей, транспортных средств, багажа, грузов, служебных и жилых помещений;

4) ограничение или временное запрещение продажи оружия, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, а также спиртных напитков;

5) временное изъятие у населения зарегистрированного гражданского оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций - учебной военной техники, взрывчатых, отравляющих и сильнодействующих веществ, радиоактивных веществ и материалов;

6) введение цензуры, ограничение на выпуск газет;

7) запрещение на изготовление и распространение информационных материалов, дестабилизирующих обстановку;

8) введение особых правил пользования средствами связи;

9) высылка нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, в места их проживания или за пределы местности, где действует чрезвычайное положение.


    Статья 26


При введении чрезвычайного положения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики на основании, предусмотренном пунктами 2,3,4,5,6 статьи 3 настоящего Закона, в Вооруженных Силах Приднестровской Молдавской Республики могут вводиться высшие степени боевой готовности.


    Статья 27


В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона, к мерам, предусмотренным статьей 24 дополнительно могут приниматься следующие меры:

1) осуществление мобилизации ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных мероприятий и восстановительных работ;

2) использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, лежащих в их основе, для устранения угрозы, проведения аварийно-спасательных мероприятий и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;

3) временное выселение людей из мест опасных для проживания с обязательным предоставлением им стационарного или временного жилья;

4) временное запрещение строительства новых, расширения действующих предприятий и других объектов;

5) установление карантинных и проведение других обязательных санитарно-противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий;

6) введение особого порядка распределения продуктов и предметов первой необходимости;

7) предоставление руководителям предприятий, учреждений и организаций права в необходимых случаях временно переводить рабочих и служащих без их согласия на работу, не обусловленную трудовым договором.


    Статья 28


В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководители государственных предприятий, учреждений и организаций, от деятельности которых зависит нормализация обстановки, могут быть отстранены от должности с назначением других лиц временно исполняющими обязанности временно отстраненных указанных руководителей.


    Статья 29


В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения неотложных аварийно-спасательных мероприятий, допускается привлечение в обязательном порядке трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения указанных работ, при условии обязательного обеспечения безопасности труда, при этом привлечение несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут отрицательно повлиять на их здоровье, запрещается.


    Статья 30


В условиях чрезвычайных обстоятельств, связанных со стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, эпидемиями и эпизоотиями, в соответствии с нормативными актами Приднестровской Молдавской Республики по гражданской защите, общее руководство осуществлением мер чрезвычайного положения, проведением аварийно-спасательных мероприятий и восстановительных работ возлагается на Государственную комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с Председателем Правительства Приднестровской Молдавской Республики и комиссии по чрезвычайным ситуациям на местах с наделением их чрезвычайными полномочиями в объеме, предусмотренном настоящим Законом и нормативными актами по гражданской защите.


    Статья 31


В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона, когда под угрозу поставлены жизнь и здоровье населения и требуется проведение большого объема аварийно-спасательных мероприятий и восстановительных работ, для их проведения могут привлекаться воинские части Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики, а также призываться на срок до двух месяцев военнообязанные запаса, являющиеся специалистами, необходимыми для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.


    Статья 32


Предусмотренный статьями 24, 25,27 настоящего Закона перечень мер является исчерпывающим и может быть дополнен только решением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

     РАЗДЕЛ Y. ПРЕДЕЛЫ ВРЕМЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И
               ГРАЖДАНИНА, ДРУГИХ ПРАВ И НОРМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
               ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
               В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 33


На основании статьи 18 Конституции Приднестровской Молдавской Республики при чрезвычайном положении временно могут быть ограничены конституционные права и свободы человека и гражданина, гарантируемые статьями 20,24,25,27,28,31,32,33,35,37 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Никакие другие права и свободы человека и гражданина, предусмотренные другими статьями Конституции Приднестровской Молдавской Республики, ограничению или отмене не подлежат.

Из перечня других прав физических и юридических лиц, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики, могут быть ограничены только те и постольку, поскольку это вытекает из сущности мер по нормализации обстановки, предусмотренных в разделе IY настоящего Закона.

Установленные настоящим Законом пределы ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также других прав, которые могут осуществляться в условиях чрезвычайного положения, являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат.


    Статья 34


В условиях действия чрезвычайного положения, введенного по основаниям п.п.2,3,4,5 статьи 3 настоящего Закона, допускается следующее отклонение от установленных законодательством Приднестровской Молдавской Республики общих правовых норм:

- в случае истечения срока полномочий Верховного Совета, Президента Приднестровской Молдавской Республики, представительных органов местного самоуправления, глав государственных администраций сел (поселков), их полномочия продлеваются на срок действия чрезвычайного положения;

- не может быть распущен или самораспущен Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики;

- не проводятся референдумы;

- не проводятся выборы;

- не вносятся изменения в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики, избирательные законы и законы о судопроизводстве;

- не может быть изменен порядок применения силы, специальных средств, использования и применения оружия, предусмотренные статьей 19 Закона Приднестровской Молдавской Республики "Об оружии" и статьями 16,17,18 Закона Приднестровской Молдавской Республики "О милиции".

     РАЗДЕЛ YI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО
                ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 35


Нарушение требований режима чрезвычайного положения влечет ответственность, установленную настоящим Законом и другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 36


Нарушение правил комендантского часа влечет задержание нарушителя до окончания комендантского часа. Задержанные за такие нарушения подлежат личному досмотру и досмотру вещей, находящихся при них.

Лица, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до установления личности, но не более чем на 8 часов после окончания комендантского часа.


    Статья 37


Нарушение других требований режима чрезвычайного положения (за исключением правил комендантского часа) влечет административное взыскание в виде штрафа в размере до пяти минимальных заработных плат, налагаемого в установленном порядке, или административный арест на срок до 15 суток, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности.


    Статья 38


Злостное или неоднократное нарушение требований режима чрезвычайного положения, совершение действий, провоцирующих нарушение правопорядка или разжигающих национальную вражду, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их прав и обязанностей, неповиновение законным требованиям или распоряжениям сотрудника органов внутренних дел, государственной безопасности или военнослужащего Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики либо других лиц, исполняющих обязанности по охране общественного порядка, а также нарушение правил административного надзора, совершенное в местности, где действует чрезвычайное положение, влечет наложение в установленном порядке штрафа в размере от трех до семи минимальных заработных плат или административный арест на срок до тридцати суток, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности.

Те же действия, совершенные должностным лицом, влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти минимальных заработных плат или административный арест сроком до тридцати суток.


    Статья 39


По всем случаям нарушения установленных требований режима чрезвычайного положения уполномоченными на то лицами составляются протоколы.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение трех суток единолично судьей районного (городского) суда в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях, действующем на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Лица, совершившие административные правонарушения требований режима чрезвычайного положения могут быть задержаны до рассмотрения дела в суде, но не более чем на 3 суток.


    Статья 40


Привлечение к уголовной ответственности за противоправные деяния, связанные с нарушением режима чрезвычайного положения, а также судопроизводство по таким делам осуществляются в установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке.


    Статья 41


Органы прокуратуры в условиях чрезвычайного положения осуществляют свою деятельность в обычном порядке, уделяя особое внимание прокурорскому надзору по восстановлению правопорядка, направленному на недопущение превышения своих полномочий органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, другими лицами, привлеченными для обеспечения режима чрезвычайного положения и произвола с их стороны.


    Статья 42


Отмена чрезвычайного положения влечет прекращение производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и незамедлительное освобождение лиц, в отношении которых применено взыскание в виде административного ареста.

     РАЗДЕЛ YII. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ
                 ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 43


Конституционные права и свободы человека и гражданина, другие права физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Приднестровской Молдавской Республики, в условиях действия чрезвычайного положения гарантируются Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Законом, другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики и не могут быть ограничены более, чем предусмотрено это настоящим Законом.


    Статья 44


Права народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики ограничению не подлежат.


    Статья 45


Неправомерные решения и действия органов государственной власти и управления, местного самоуправления, других органов, наделенных властными полномочиями должностных лиц, других лиц, выполняющих обязанности по обеспечению режима чрезвычайного положения, ущемляющие права и свободы человека и гражданина, другие права физических и юридических лиц в большей мере, чем это предусмотрено настоящим Законом и Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики "О введении чрезвычайного положения", могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.


    Статья 46


Превышение должностными лицами своих полномочий во время действия чрезвычайного положения, а равно неправомерное применение силы лицами, исполняющими обязанности по охране правопорядка, влекут ответственность согласно действующему законодательству Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 47


Лицам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств или в связи с проведением работ по их предотвращению или ликвидации их последствий, соответствующие государственные органы предоставляют жилье при условии невозможности его восстановления, возмещают причиненный ущерб в полном объеме, содействуют в трудоустройстве и оказывают иную необходимую помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 48


Юридическим лицам, имущество и ресурсы которых использовались для предотвращения или ликвидации последствий обстоятельств, послуживших причиной введения чрезвычайного положения, причиненные им убытки возмещаются в полном объеме в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 49


Лицам, переведенным в соответствии со статьей 27 настоящего Закона на работу, не обусловленную трудовым договором, а также привлеченным для работ по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, гарантируется оплата труда в соответствии с действующим законодательством.


    РАЗДЕЛ YIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Статья 50


Верховный Совет и Президент Приднестровской Молдавской Республики в течение всего периода действия чрезвычайного положения осуществляют контроль за выполнением настоящего Закона и Указа Президента Приднестровской Молдавской Республики "О введении чрезвычайного положения".

Направляемые на места представители Верховного Совета и Президента Приднестровской Молдавской Республики наделяются полномочиями, обязывающими все органы государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц всячески содействовать им в выполнении их задач.


    Статья 51


При введении чрезвычайного положения Президент Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах не позднее трех дней со дня его введения уведомляет представителей Миссии ОБСЕ и другие международные организации об ограничении прав и свобод граждан, составляющих отклонение от обязательств по упомянутому Международному пакту, о пределах этих отклонений и причинах принятия такого решения, а также сообщает ориентировочную дату прекращения введенных ограничений.


И.Н.СМИРНОВ
ПРЕЗИДЕНТ
г.Тирасполь
27 июня 1997 года