ПОС ПРМР 28 апреля 2015 № 95 САЗ 15-18  
»
4
»
7

Постановление Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении Концепции развития государственно-частного партнерства в Приднестровской Молдавской Республике на 2015-2019 годы

 

В соответствии со статьей 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьями 14, 25 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнением, внесенным Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), статьей 9 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2015 года № 32-З-V «О государственно-частном партнерстве» (САЗ 15-4), пунктом 13 таблицы раздела II Приложения к Постановлению Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 17 февраля 2015 года № 30 «Об утверждении Плана некоторых дополнительных мер, направленных на содействие стабилизации социально-экономической ситуации Приднестровской Молдавской Республики», в целях организации взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также работ и услуг, выполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями, в целях реализации общественно и социально значимых проектов Правительство Приднестровской Молдавской Республики постановляет:

 

1. Утвердить Концепцию развития государственно-частного партнерства в Приднестровской Молдавской Республике на 2015-2019 годы (прилагается).

 

2. Ответственность за исполнение настоящего Постановления возложить на министра экономического развития Приднестровской Молдавской Республики.

 

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики.

 

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

Т. Туранская

 

г. Тирасполь

28 апреля 2015 г.

№ 95

 

Приложение

к Постановлению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 28 апреля 2015 года № 95

 

Концепция

развития государственно-частного партнерства в Приднестровской Молдавской Республике на 2015-2019 годы

 

1. Общие положения

 

В настоящее время значительное число проблем, таких как: обновление социальных и инженерных инфраструктур, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие дорожной сети и прочее невозможно решить исключительно за счет средств бюджета Приднестровской Молдавской Республики. Кроме того, инфраструктурные отрасли республики испытывают как значительный дефицит инвестиций, так и нехватку высокоэффективных кадров, в том числе управленческих. В связи с этим выстраивание взаимодействия частного и государственного секторов экономики в целях инвестирования и реализации общественно и социально значимых проектов становится на ближайшие годы одной из важнейших задач для руководства Приднестровья.

Особенную значимость государственно-частное партнерство приобрело при сложившихся негативных для развития экономики Приднестровской Молдавской Республики внешнеэкономических и внешнеполитических условиях, когда многие отрасли приднестровской экономики особенно остро испытывают потребность в финансовой поддержке.

Для Приднестровской Молдавской Республики государственно-частное партнерство является инновационным инструментом использования возможностей частного капитала и управленческого опыта для реализации инфраструктурных проектов, позволяющих довести уровень развития инфраструктуры в различных сферах до мировых стандартов.

Развитие государственно-частного партнерства – это одно из актуальных и приоритетных направлений деятельности государства в части привлечения частного капитала к финансированию объектов социальной, транспортной, инженерной, образовательной и других инфраструктур, которые включают:

а) комплексы зданий, сооружений социального и бытового назначения, включая здания и сооружения организаций системы образования, культуры, искусства, физической культуры, спорта, здравоохранения, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения;

б) совокупность коммуникаций автомобильного, железнодорожного, водного, трубопроводного транспорта, предназначенных для движения транспорта, пешеходов, перемещения пассажиров, багажа и грузов, в том числе продукции по территориям населенных пунктов;

в) совокупность инженерных коммуникаций (в том числе сетей) и сооружений.

Высокое качество объектов инфраструктуры способствует стабильному экономическому росту государства и повышению ее конкурентоспособности на международных рынках.

В соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики государственно-частное партнерство представляет собой взаимовыгодное сотрудничество государственного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны (партнерские отношения), в реализации социально и общественно значимых государственных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений в государственно-частном партнерстве.

Выстраивание выгодных партнерских отношений между государством и предпринимательскими структурами призвано стать одним из инструментов в арсенале государства, благодаря которому предполагается увеличить объем инвестиций в объекты инфраструктуры и повысить их эффективность.

Существует ряд факторов, которые побуждают государство обращаться к механизму государственно-частного партнерства, а именно:

а) низкий уровень развития социальной и общественной инфраструктуры;

б) дефицит квалифицированных технических и управленческих кадров в государственном секторе;

в) потребность в инвестициях, превышающая объем имеющихся у государства ресурсов, особенно с учетом значительных затрат на начальном этапе при реализации крупных инфраструктурных проектов, а также существенных расходов на проведение периодических работ по ремонту, использованию и техническому содержанию.

Мировой опыт свидетельствует о том, что приход частных компаний, в рамках моделей государственно-частного партнерства, в ту или иную отрасль экономики повышает уровень конкуренции в ней, что, в свою очередь, способствует повышению качества оказываемых услуг и сдерживанию роста цен. Однако успешное развитие государственно-частного партнерства невозможно осуществить в рамках отдельной отрасли, так как необходимо формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей систему регулирования данного вида деятельности в масштабах государства.

На территории Приднестровской Молдавской Республики государственно-частное партнерство может осуществляться в следующих формах:

а) договор на обслуживание (оказание услуг);

б) договор доверительного управления имуществом;

в) договор имущественного найма (аренды, финансовой аренды (лизинг));

г) создание совместного предприятия;

д) договор коммерческой концессии;

е) договор простого товарищества;

ж) контракт на поставку товаров для государственных нужд в части, не противоречащей закону о поставках продукции для государственных нужд;

з) в иных формах, не запрещенных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

В качестве механизмов реализации государственно-частных партнерств в зависимости от степени вовлеченности частного партнера используются следующие схемы:

а) проектирование, строительство, эксплуатация и передача, согласно которым обязанности по строительству и эксплуатации объекта государственно-частного партнерства передаются частному партнеру в порядке и на условиях, определенных соглашением. Проект государственно-частного партнерства может полностью финансироваться частным партнером. По истечении срока действия договора, заключенного с государственным партнером, объект государственно-частного партнерства безвозмездно передается государственному партнеру в исправном и действующем состоянии, не обремененный никакими обязательствами;

б) финансирование строительства, эксплуатация, модернизация и передача, согласно которым частный партнер берет на себя финансирование строительства объекта государственно-частного партнерства, а также все расходы по его содержанию на срок, определенный в соглашении. Частный партнер может в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики взимать соответствующую плату за пользование государственным (муниципальным) имуществом в течение установленного срока в порядке и на условиях, определенных соглашением. По истечении срока действия договора объект государственно-частного партнерства безвозмездно передается государственному партнеру в исправном и действующем состоянии, не обремененный никакими обязательствами;

в) строительство, финансирование, эксплуатация и передача, согласно которым частный партнер берет на себя обязательства по строительству, финансированию, эксплуатации и содержанию государственного (муниципального) имущества. Инвестор может взимать плату за пользование в целях возмещения инвестиций и покрытия расходов по содержанию, а также в целях получения экономически обоснованной прибыли в порядке и на условиях, определённых соглашением. По истечении срока действия договора государственное (муниципальное) имущество безвозмездно передается органу государственной власти в исправном состоянии, не обремененное никакими обязательствами;

г) строительство, эксплуатация и передача, согласно которым частный партнер берет на себя обязательство по строительству объекта, который сразу же после завершения строительства передается в собственность государственному партнеру, а государственный партнер в свою очередь передает его в пользование частному партнеру в порядке и на условиях, определенных соглашением;

д) имущественный найм, реконструкция, модернизация, эксплуатация и передача, согласно которым частный партнер получает во временное пользование или во временное владение и пользование государственное (муниципальное) имущество, обязуясь выплатить его стоимость в рассрочку в течение срока действия соглашения. Если в договоре не предусмотрено иное, государственный партнер приобретает право на получение дохода от предоставления услуг частным партнером в порядке и на условиях, определенных соглашением, а по истечении срока договора государственное (муниципальное) имущество передается органу государственной власти в исправном состоянии и не обремененное никакими обязательствами;

е) восстановление, реконструкция, эксплуатация и передача, согласно которым государственное (муниципальное) имущество передается частному партнеру, который обязуется восстановить, эксплуатировать и содержать его в порядке и на условиях, определенных соглашением. По истечении срока действия договора государственное (муниципальное) имущество безвозмездно передается государственному партнеру в исправном и действующем состоянии и не обремененное никакими обязательствами.

Государственно-частное партнерство может быть реализовано посредством иных форм и механизмов (схем), установленных и не запрещенных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Разработка Концепции развития государственно-частного партнерства в Приднестровской Молдавской Республике в настоящее время является актуальной по следующим основаниям:

а) развитие приоритетных отраслей экономики, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, необходимо для стимулирования экономического роста;

б) с применением форм государственно-частного партнерства прогнозируется сокращение бюджетных расходов, в том числе в инфраструктурные проекты;

в) в существующих условиях бизнес не заинтересован участвовать в инфраструктурных проектах, в связи с чем остается низкой инвестиционная привлекательность в социальной и коммунальной сферах;

г) уровень износа основных средств в инфраструктурных отраслях экономики Приднестровской Молдавской Республики оценивается как высокий и достигает от 60 до 80%;

д) высокая доля расходов на инфраструктуру как в составе расходов бюджета, так и в валовом внутреннем продукте Приднестровской Молдавской Республики;

е) сфера государственно-частного партнерства как новое направление в экономике республике требует системного подхода для становления и дальнейшего развития.

Государственно-частное партнерство выгодно как для государства, так и для частного бизнеса.

Преимущества государственно-частного партнерства для государства:

а) положительный бюджетный и социально-экономический эффект (возможность ускоренной реализации инвестиционных проектов);

б) привлечение частного капитала для строительства объектов общественного пользования;

в) перевод части рисков на частных инвесторов;

г) оплата предоставляемых частным сектором услуг с возможностью сокращения денежных выплат в случае невыполнения требований по качеству;

д) привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора (управление проектом);

е) отсутствие бюджетных затрат на эксплуатацию объекта.

Преимущества государственно-частного партнерства для частного партнера:

а) разделение рисков с государством;

б) возможность привлечения долгового финансирования;

в) сохранение стратегического контроля за создаваемыми активами путем передачи управленческих функций специальной проектной компании;

г) затраты на проект в установленной доле;

д) гарантии со стороны государства возврата вложенных средств в виде права на получение доходов от платной эксплуатации объекта.

Универсальность государственно-частного партнерства для Приднестровской Молдавской Республики заключается в том, что оно может использоваться в большинстве отраслей экономики, с его помощью можно развивать автодорожный, железнодорожный, водный транспорт, возводить объекты социальной инфраструктуры, то есть то, что сегодня является актуальным для республики.

 

2. Цели и задачи развития государственно-частного партнерства на период 2015-2019 годы

 

Основными целями развития государственно-частного партнерства в Приднестровской Молдавской Республике являются:

а) достижение задач социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики;

б) повышение уровня жизни населения республики путем повышения уровня доступности, эффективности, качества услуг и товаров;

в) повышение эффективности использования государственного (муниципального) имущества и бюджетных средств;

г) привлечение инвестиций в экономику Приднестровской Молдавской Республики путем объединения ресурсов и компетенций государственного и частного партнеров для инвестирования и реализации общественно и социально значимых проектов;

д) техническое и технологическое развитие общественно значимых производств и объектов.

В рамках проводимой государством политики в сфере развития государственно-частного партнерства и правового регулирования отношений в области реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, необходимо решить следующие задачи:

а) сформировать правовую и методологическую базу в сфере государственно-частного партнерства для повышения эффективности применения данного механизма;

б) сформировать финансовые механизмы и инструменты, используемые при реализации проектов государственно-частного партнерства;

в) внедрить дополнительные стимулы использования механизма государственно-частного партнерства как для частных партнеров, так и для государственных партнеров;

г) сформировать комплексную систему управления сферой государственно-частного партнерства в Приднестровской Молдавской Республике;

д) повысить инвестиционную и инновационную активность хозяйствующих субъектов во всех сферах экономики, в которых возможно применение принципов государственно-частного партнерства;

е) уменьшить дефицит квалифицированных технических и управленческих кадров в республике;

ж) уменьшить уровень коррупции путем обеспечения прозрачности и ответственности за использование бюджетных средств при реализации проектов на основе государственно-частного партнерства;

з) разработать перечень инфраструктурных объектов на долгосрочную перспективу, предлагаемых в проекты государственно-частного партнерства во всех сферах экономики, в которых возможно применение принципов государственно-частного партнерства.

 

3. Приоритетные направления для развития и применения механизмов государственно-частного партнерства в Приднестровской Молдавской Республике

 

Современное состояние социально значимой инфраструктуры не обеспечивает население республики полным спектром качественных и доступных услуг в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и иных областях социальной сферы, что обусловлено низким уровнем государственных расходов в данных отраслях в течение длительного периода времени.

Кроме того, учитывая специфику экономики Приднестровской Молдавской Республики, одним из приоритетных векторов развития которой является интенсивный рост сельскохозяйственного потенциала государства, особенно важным был и остается вопрос улучшения качественных показателей земель, повышения их плодородия и получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур путем развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, приоритетными направлениями развития государственно-частного партнерства в Приднестровской Молдавской Республике на 2015-2019 годы являются следующие:

а) сфера здравоохранения;

б) сфера образования;

в) сфера жилищно-коммунального хозяйства;

г) сфера энергетики;

д) сфера транспорта и дорожного хозяйства;

е) сфера мелиорации земель и сельскохозяйственное водоснабжение;

ж) сфера туризма.

 

3.1. Сфера здравоохранения

Данная сфера включает в себя 48 подведомственных учреждений с общим количеством штатных должностей в 13 226 сотрудников и обеспечивает в год 110 000 госпитализаций на уровне стационаров, 149 000 вызовов скорой медицинской помощи, 4 900 000 обращений в поликлиники (детские, взрослые, стоматологические).

Инвестиции в отрасль за последние три года, в частности по линии автономной некоммерческой организации «Евразийская интеграция», за счет грантов от ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА-31 и других внебюджетных источников позволили достичь таких значительных результатов, как снижение перинатальной смертности с 12,7 промилле до 6 промилле, снижение смертности маловесных и недоношенных детей (на 64 ребенка по республике), отсутствие в течение 3 лет материнской смертности, возможность транспортировки пациентов, нуждающихся в нейрохирургических операциях, ожоговых пациентов, заинтересованность иностранных граждан в получении медицинской помощи на территории республики и другое.

Вместе с тем в отрасли существует немало проблем, основными среди которых являются:

1) недостаточная оснащенность лечебно-профилактических учреждений материально-техническими ресурсами (современным медицинским оборудованием);

2) высокая степень изношенности значительной части имеющегося в большинстве лечебно-профилактических учреждений медицинского оборудования;

3) потребность в капитальном ремонте большинства зданий лечебно-профилактических учреждений;

4) дефицит врачебных кадров и среднего медицинского персонала;

5) отсутствие жилья для сотрудников системы здравоохранения (порядка 500 врачей нуждаются в улучшении жилищных условий) и другие.

По оценке экспертов, для решения насущных проблем в отрасли нужны финансовые ресурсы в размере 1 013 076 923,1 рублей Приднестровской Молдавской Республики ежегодно. В бюджете на 2015 год предусмотрено 52% от необходимого финансирования.

Эффективное функционирование системы здравоохранения является одной из важнейших задач государственной политики, решение которой возможно, в том числе за счет привлечения частных инвестиций в данную отрасль в рамках действующего законодательства в области государственно-частного партнерства.

Применение государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения будет способствовать:

а) развитию инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений;

б) снижению показателей заболеваемости различного рода;

в) снижению показателя смертности (общей, материнской, младенческой);

г) развитию медицинской науки и инноваций в здравоохранении;

д) обеспечению достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Приднестровской Молдавской Республики;

е) переходу на современную систему организации медицинской помощи и другое.

 

3.2. Сфера образования

В настоящее время в системе образования Приднестровской Молдавской Республики функционирует 404 организации различного уровня образования, в которых обучается и воспитывается 121 072 ребенка и работает более 21 000 человек, из которых 11 033 педагогические работники.

Система образования республики представлена следующими уровнями: дошкольное образование (в том числе специальное (коррекционное) образование), общее образование (в том числе специальное (коррекционное) образование), профессиональное образование, дополнительное образование.

За счет средств республиканского бюджета осуществляется финансирование 31 государственной организаций образования: 7 специальных (коррекционных) школ-интернатов, подведомственных Министерству по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики, республиканских молдавского и украинского лицеев, а также системы профессионального образования республики, которая состоит из 22 организаций (4-НПО, 14-СПО, 4-ВПО) с общим количеством 20 772 студента и 1 717 педагогических работников.

Муниципальные организации дошкольного, общего и дополнительного образования финансируются за счет средств местных бюджетов и трансфертов республиканского бюджета.

За последние 3 года в сферу просвещения на цели капитального ремонта, реконструкцию, приобретение основных средств и строительство было инвестировано из внебюджетных источников, в том числе по линии автономной некоммерческой организации «Евразийская интеграция», в 6 раз больше средств, чем при бюджетном финансировании, выделенном на эти цели за последние 10 лет. Такой объем финансовых вложений значительно улучшил ситуацию в отрасли и позволил не только обеспечить соблюдение необходимых требований к учебным помещениям, но и за счет ввода в эксплуатацию 6 дополнительно открытых детских садов практически ликвидировать очередность в детские сады, а также провести частичное дооснащение организаций технологическим и мультимедийным оборудованием.

Однако комплекс оставшихся проблем также значителен, учитывая, что накапливался он не один год. Недостаток финансирования отрасли на протяжении многих лет стал причиной сложившейся ситуации в системе образования в целом, а именно: отсутствие возможности проведения капитального ремонта зданий организаций образования, моральный и материальный износ оборудования, устаревшая материально-техническая база, нехватка учебной литературы нового поколения.

На сегодняшнем этапе, по подсчетам специалистов, для обеспечения государственных гарантий, создания условий для сохранения качества приднестровского образования на долгосрочную перспективу и выполнения организациями образования республики возложенных на них функций в полном объеме необходимо финансирование в размере 2 327 589 837,0 рублей Приднестровской Молдавской Республики. В проекте же бюджета на 2015 год потребности отрасли обеспечены только на 14,1%.

Принимая во внимание дефицит бюджетных средств на субсидирование сферы просвещения, вопросы обеспечения развития образовательной системы государства на необходимом уровне могут быть частично решены путем привлечения частного капитала в рамках государственно-частного партнерства в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Реализация социально и общественно значимых проектов в образовательной системе посредством применения форм и механизмов (схем) государственно-частного партнерства позволит:

а) обеспечить доступное и качественное образование;

б) сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

в) увеличить человеческий капитал республики;

г) развить современную материально-техническую и информационную инфраструктуры учебных заведений и другое.

 

3.3. Сфера жилищно-коммунального хозяйства

Жилищный фонд Приднестровской Молдавской Республики составляет около 1,6 млн.м2, который включает в себя государственный, муниципальный, частный и смешанный жилищный фонд. Это 109 445 жилых домов, в том числе: 106 625 – индивидуальной застройки и 2 820 многоквартирных жилых домов из них: муниципальный жилищный фонд – 2 578 домов; ТСЖ – 20 домов; ЖСК – 222 дома.

Дефицит финансовых средств на развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства Приднестровской Молдавской Республики привел к накоплению ряда существенных проблем: физический износ жилищного фонда (основная доля жилых домов по республике сдана более 30 лет назад при установленной Правилами и нормами технической эксплуатацией жилищного фонда минимальной продолжительности эффективной эксплуатации зданий до их постановки на капитальный ремонт в среднем 25 лет), изношенность инженерных коммуникаций, действие тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства на уровне ниже себестоимости оказываемых услуг (разница обеспечивается датированием государства) и другие.

Мероприятия по оптимизации и модернизации жилищно-коммунального хозяйства государства требуют вложения средств в размере 1 821 665 692,0 рублей Приднестровской Молдавской Республики, при этом бюджетом на 2015 год запланировано всего 0,1% обозначенной потребности.

Привлечение инвестиций предпринимательских структур в рамках действующего законодательства в области государственно-частного партнерства будет способствовать:

а) приведению объектов жилищного фонда в надлежащее техническое состояние;

б) улучшению инженерной инфраструктуры;

в) повышению качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

г) созданию безопасных и благоприятных условий проживания граждан и другое.

 

3.4. Сфера энергетики

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства Приднестровской Молдавской Республики, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей республики. Основными государственными предприятиями данного сектора являются: государственное унитарное предприятие «ГК Днестрэнерго», государственное унитарное предприятие «Единые распределительные электрические сети», межрайонное государственное унитарное предприятие «Тирастеплоэнерго», общество с ограниченной ответственностью «Тираспольтрансгаз-Приднестровье», государственное унитарное предприятие «Дубоссарская ГЭС», государственное унитарное предприятие «Водоснабжение и водоотведение».

На сегодняшний день основной проблемой энергетического комплекса является существенный физический износ основных фондов практически на всех предприятиях данной сферы, основное назначение деятельности которых заключается в бесперебойном обеспечении приднестровских хозяйствующих субъектов и населения республики всеми видами энергии.

В целях повышения эффективности функционирования вышеуказанных предприятий энергетического сектора Приднестровской Молдавской Республики необходимо финансирование в размере 3 056 000 000,0 рублей Приднестровской Молдавской Республики. При этом следует учесть, что финансирование данных предприятий из средств республиканского бюджета не осуществляется.

Необходимый объем финансирования может быть получен за счет привлечения частного капитала в условиях применения государственно-частного партнерства, что, в свою очередь, создаст условия для:

а) стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на природный газ;

б) надежного электроснабжения экономики и населения республики;

в) повышения эффективности функционирования и обеспечения устойчивого развития электроэнергетики на базе новых современных технологий;

г) надежного снабжения тепловой энергией экономики и населения республики;

д) надежного и бесперебойного водоснабжения потребителей и другое.

 

3.5. Сфера транспорта и дорожного хозяйства

Сфера транспорта Приднестровской Молдавской Республики представлена двумя муниципальными предприятиями, осуществляющими перевозку пассажиров электротранспортом. Остальные организации, функционирующие в данной сфере и осуществляющие перевозку пассажиров автомобильным транспортом, находятся в частной собственности.

Целью государственной политики в сфере развития транспорта на 2015-2020 годы является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая:

а) развитие региональной (районной) экономики, увеличение занятости населения на вновь созданных производствах и в сельском хозяйстве и, как следствие, увеличение пассажиропотока;

б) развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства;

в) повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;

г) повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

д) снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;

е) реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства, прежде всего, на основе концессий, что будет способствовать привлечению внебюджетных инвестиций в транспортный сектор экономики;

ж) создание условий для повышения конкурентоспособности транспортной системы, включая сокращение времени доставки, снижение транспортных издержек, уменьшение рисков и контроль за движением груза на протяжении всего пути;

з) внедрение прогрессивных товаротранспортных технологий, в том числе с использованием логистических систем.

Сфера дорожного хозяйства Приднестровской Молдавской Республики представлена пятью государственными унитарными и двумя муниципальными предприятиями. Общая численность работников дорожных организаций по состоянию на 1 января 2015 года составляет 710 человек, в том числе:

а) государственных унитарных предприятий – 522 человека;

б) муниципальных унитарных предприятий – 188 человек.

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования государства составляет 4 072,5 км, в том числе: дороги государственной собственности – 1279,3 км, улично-дорожная сеть муниципальной собственности – 2793,2 км.

За последние 10 лет физический износ по городам и районам Приднестровской Молдавской Республики дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности, составил 65%, а находящихся в муниципальной собственности – 75%. При этом из года в год в республике наблюдается тенденция по увеличению количества автотранспортных средств (ежегодный прирост в среднем составляет 4 636 автотранспортных средств).

В 2014 году для обеспечения работы предприятий дорожной отрасли было приобретено 11 единиц дорожно-строительной техники, такие как: 2 автогрейдера (в государственное унитарное предприятие «Григориопольский ДЭУ» и государственное унитарное предприятие «Дубоссарский ДЭУ»), 2 экскаватора-погрузчика (в государственное унитарное предприятие «Григориопольский ДЭУ» и государственное унитарное предприятие «Дубоссарский ДЭУ»), фронтальный погрузчик, емкостью ковша 3 м3 (в государственное унитарное предприятие «Рыбницкое ДЭСУ»), комбинированная дорожная машина на базе КАМАЗ 65115 (в государственное унитарное предприятие «Каменское ДСЭУ»), 3 машины для нанесения горизонтальной разметки (в государственное унитарное предприятие «Слободзейское ДЭСУ», государственное унитарное предприятие «Григориопольский ДЭУ» и государственное унитарное предприятие «Рыбницкое ДЭСУ»), 2 пары портативных весов для определения в статическом режиме осевых нагрузок автомобилей (в государственное унитарное предприятие «Слободзейское ДЭСУ» и государственное унитарное предприятие «Рыбницкое ДЭСУ»).

Техника для дорожной отрасли не приобреталась в течение последних 12 лет. Приобретение данной техники позволило снизить себестоимость работ, увеличить производительность труда, уменьшить стоимость единицы произведенных работ и, как следствие, увеличить их объемы.

Вместе с тем ситуация в сфере дорожного хозяйства остается сложной ввиду значительного ежегодного недофинансирования. Предпринимаемые меры, как правило, направлены на решение текущих задач, исходя из имеющихся финансовых возможностей. Но в то же время ряд острых проблем так и остается нерешенным:

а) проведение капитального ремонта и усиление автомобильных дорог общего пользования и улично-дорожной сети;

б) осуществление капитального ремонта мостов и путепроводов, находящихся как в государственной (183 единиц), так и в муниципальной (100 единиц) собственности;

в) строительство многоуровневых автомобильных парковок в городах республики с целью улучшения дорожной и транспортной инфраструктуры.

Развитие современной и эффективной дорожной инфраструктуры требует вложений для реализации социально и общественно значимых государственных проектов и программ государственно-частного партнерства:

а) в сфере капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог общего пользования и улично-дорожной сети – 1 216 390 000,0 рублей. Следует отметить, что бюджетная обеспеченность на 2015 год составляет 8,1% требуемых средств;

б) по программе инструментального обследования текущего состояния 283 мостов и путепроводов Приднестровской Молдавской Республики, с целью определения их текущего технического состояния и первоочередности проведения капитального ремонта, предварительный расчет по которым составляет 163 900 000,0 рублей, в том числе:

1) по большим мостам, находящимся в государственной собственности, – 11 000 000,0 рублей (1 млн. долларов США (5 мостов х 200 000 долл.));

2) по малым мостам и путепроводам, находящимся как в государственной (в количестве 178), так и в муниципальной (в количестве 100) собственности, – 152 900 000,0 рублей (13,9 млн. долларов США (278 мостов х50 000 долл.));

в) по программе создания многоуровневых парковок (до 5-этажных) вблизи жилых массивов населенных пунктов Приднестровской Молдавской Республики с целью ликвидации стихийных парковок во дворах жилых домов городов, а также по обочинам дорог общего пользования Приднестровской Молдавской Республики.

Решение обозначенных проблем в некоторой степени станет возможным, если привлечь частные инвестиции, в частности, посредством задействования механизмов государственно-частного партнерства.

При этом необходимые финансовые ресурсы позволят обеспечить:

а) поддержание и развитие дорожной отрасли государства;

б) развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек, формирование единого транспортного пространства;

в) повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;

г) повышение конкурентоспособности дорожной и транспортной систем, их комплексной безопасности и устойчивости и другое.

Системное решение поставленных задач состоит в переходе экономики к инновационному социально ориентированному типу развития. Переход к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

 

3.6. Система мелиорации земель и сельскохозяйственное водоснабжение

Мелиорация земель и сельскохозяйственное водоснабжение – одна из сфер, входящая в состав агропромышленного комплекса, включающая в себя обширный комплекс мероприятий, осуществляющихся посредством применения различных методов и способов, и направленная на естественное улучшение земель для повышения их плодородия или общего оздоровления местности, один из видов рационального природопользования.

Приднестровская Молдавская Республика обладает важнейшим экономическим конкурентным ресурсом для производства сельскохозяйственной продукции – плодородными землями.

Государство оказывает существенную поддержку развитию сельского хозяйства, в частности путем выделения бюджетных средств на содержание и восстановление мелиоративного комплекса. Так, помимо средств, направленных в рамках реализации Государственной программы по стабилизации и развитию агропромышленного комплекса, на ремонт и восстановление мелиоративного комплекса за последние три года из республиканского бюджета было выделено 11,7 млн. рублей Приднестровской Молдавской Республики, в том числе вложение данных средств позволило увеличить реальные площади полива с 4517 га в 2011 году до 10249 га в 2014 году.

В 2014 году в республике впервые были проведены масштабные работы по инвентаризации внутрихозяйственных оросительных сетей, что позволило определить их наличие и техническое состояние.

Несмотря на субсидирование государством мелиоративного комплекса в 2012-2014 годах направляемых средств недостаточно для эффективного функционирования системы мелиорации.

В настоящее время количество насосных станций государственного учреждения «Приднестровские оросительные системы» составляет 135 единиц, из которых 47 насосных станций эксплуатируются. При этом за весь период эксплуатации оросительные системы морально и физически устарели (степень изношенности составляет от 70% до 95%), требуется проведение ремонтно-восстановительных работ оросительных систем, капитального и текущего ремонта зданий, сооружений и оборудования, а также приобретение и установка приборов учета воды.

На восстановление мелиоративных систем необходимо выделить свыше 100 000 000,0 рублей Приднестровской Молдавской Республики, однако республиканским и иными бюджетами на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов выделение денежных средств на восстановление (ремонтно-восстановительные работы) мелиоративного комплекса не предусмотрено.

В условиях отсутствия бюджетного финансирования особенно актуален вопрос возможности развития мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения за счет привлечения частного капитала в рамках государственно-частного партнерства. Взаимовыгодное сотрудничество государства и предпринимательских структур будет способствовать:

а) увеличению площади земель с гарантированным орошением;

б) росту производства сельскохозяйственной продукции;

в) укреплению продовольственной безопасности;

г) повышению продуктивности и устойчивости земледелия;

д) созданию необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель;

е) формированию рациональной структуры земельных угодий и другое.

 

3.7. Сфера туризма

Сфера туризма – это давно определившаяся экономическая система. Однако в Приднестровской Молдавской Республике данный сектор экономики слабо развит, несмотря на имеющийся богатый туристский потенциал. Доля туризма в ВВП составляет около 0,02%, доля занятых в сфере отдыха и туризма (физкультура) насчитывается всего 0,35% от общего числа занятых в республике.

Основными проблемами слабого развития туризма в Приднестровье являются: недостаточное развитие в республике туристской инфраструктуры (значительная часть имеющейся инфраструктуры нуждается в обновлении), неудовлетворительное состояние ряда объектов показа (требуется реконструкция).

Для реализации социально и общественно значимых проектов в сфере туризма необходимо финансирование в размере порядка 200 000 000,0 рублей Приднестровской Молдавской Республики. Однако республиканским и иными бюджетами на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов выделение денежных средств на развитие туристской отрасли не предусмотрено.

Вместе с тем обозначенные проблемы требуют пристального внимания и серьезного подхода к их решению. Таким решением может стать развитие государственно-частного партнерства в части развития объектов туристской инфраструктуры.

При этом следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия общественного питания, индустрия развлечений, объекты туристского показа и другое).

Ввиду того, что сфера туризма является одним из перспективных направлений притока инвестиций в экономику отдельных территорий государства, развитие туристской инфраструктуры посредством применения форм и механизмов (схем) государственно-частного партнерства обеспечит:

а) повышение доли туризма в ВВП;

б) стимулирование развития регионов;

в) увеличение занятости населения;

г) удовлетворение потребительского спроса различных категорий туристов и увеличение их потоков;

д) сохранение природного и культурного наследия, окружающей среды;

е) развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и другое.

Наряду с обозначенными приоритетными направлениями развития государственно-частного партнерства также будет уделяться внимание выстраиванию взаимовыгодных партнерских отношений государства и частного бизнеса по таким направлениям, как:

а) сфера культуры;

б) сфера спорта;

в) сфера телекоммуникаций и связи и иные общественные (социальные) сферы в соответствии с действующим законодательством в области государственно-частного партнерства.

Обозначенные сферы также нуждаются в финансировании, превышающем по объему «закладываемого» бюджетом субсидирования:

 

п/п

Наименование сферы

Запланированный бюджетом объем денежных средств на 2015 год (руб. ПМР)

Реальная потребность в финансировании (руб. ПМР)

Недофинан-

сирование

(%)

1.

Сфера культуры

18 672 245,0

31 492 003,0

40,7

2.

Сфера спорта

4 448 713,0

25 670 152,0

82,7

3.

Сфера телекоммуникаций и связи

28 603 968,0

777 000 000,0

96,3

 

Таким образом, принимая во внимание текущее состояние социально и общественно значимых сфер экономики Приднестровской Молдавской Республики и при этом отсутствие у государства ресурсов в достаточном объеме на поддержание их функционирования, темпы дальнейшего развития данных сфер напрямую зависят от объемов частных инвестиций и периодичности их вливаний.

Развитие государственно-частного партнерства в Приднестровской Молдавской Республике с учетом ограниченности финансовых ресурсов государства должно стать одним из факторов роста экономики и развития ее инфраструктурных секторов.

Внедрение института государственно-частного партнерства нацелено на достижение таких результатов, как:

а) повышение качества предоставляемых общественных и социально значимых услуг;

б) снижение нагрузки на государственный бюджет и повышение эффективности использования бюджетных средств;

в) предоставление возможности государственному сектору сосредоточиться на стратегических функциях и ключевых задачах, регулируя деятельность частного бизнеса в нужном русле развития;

г) повышение уровня частной инициативы и деловой активности;

д) реализация большего количество проектов в течение определенного срока;

е) удовлетворение совокупного интереса государства и частного партнера.

 

4. Этапы работы в рамках развития государственно-частного партнерства

 

Взаимовыгодное сотрудничество и партнерство государства и предпринимательских структур невозможно без создания единого правового пространства, регулирующего вопросы развития государственно-частного партнерства.

В Приднестровской Молдавской Республике необходимость развития законодательства в данной области обусловлена относительно недавним введением в правовое поле Приднестровской Молдавской Республике таких понятий, как: «государственный партнер», «частный партнер», «государственно-частное партнерство» и других понятий в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2015 года № 32-З-V «О государственно-частном партнерстве» (САЗ 15-4).

При этом на сегодняшний день существует ряд «препятствий» на пути практического применения форм и механизмов (схем) государственно-частного партнерства:

а) отсутствие квалифицированных кадров;

б) отсутствие правоприменительной практики;

в) наличие правового пробела в части отсутствия правовых норм, подробно регулирующих такую форму государственно-частного партнерства, как договор коммерческой концессии;

г) восприятие частным бизнесом проектов, реализация которых возможна посредством применения механизмов государственно-частного партнерства, как проектов с крайне высокими рисками и неопределенностью относительно будущих условий;

д) опасения инвестировать в долгосрочные проекты в условиях внешнеполитической нестабильности и другое.

В целях создания законодательной и институциональной основы для эффективной реализации в Приднестровской Молдавской Республике инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства первоочередными являются следующие мероприятия:

а) формирование и реализация единой государственной политики в сфере государственно-частного партнерства;

б) обучение и повышение квалификации государственных служащих в сфере государственно-частного партнерства путем подготовки программ и спецкурсов для представителей исполнительных органов государственной власти.

В дальнейшем работа по развитию государственно-частного партнерства будет направлена на реализацию следующих мероприятий:

а) составление и утверждение списка объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также списка общественно значимых услуг (работ), предложенных для государственно-частного партнерства;

б) составление и утверждение перечней проектов государственно-частного партнерства, а также основных требований по подготовке и проведению конкурсов по выбору частного партнера, по организации экспертизы проектов соглашений и конкурсной документации;

в) составление и утверждение примерных форм соглашений и методических рекомендаций по заключению соглашений в отношении определенных форм инвестиционной деятельности и (или) применительно к различным сферам реализации соглашения;

г) разработка и утверждение методики оценки эффективности бюджетных ассигнований в государственно-частных партнерствах и методики расчета основных видов рисков в проектах государственно-частного партнерства;

д) разработка и введение в действие стандартной документации для процедуры конкурса по определению частного партнера;

е) разработка и распространение рекомендаций по реализации соглашений;

ж) утверждение стандартного пакета типовых документов (образцы заявлений, предложений, информационных сообщений и так далее), а также стандартных процедур для обеспечения функционирования государственно-частного партнерства и другие мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области государственно-частного партнерства.

 

План реализации обозначенных мероприятий:

 

п/п

Наименование мероприятия

Ответственный (е) исполнитель (и)

Срок исполнения

1.

Формирование и реализация единой государственной политики в сфере государственно-частного партнерства

Министерство экономического развития Приднестровской Молдавской Республики

I-III квартал 2015 года

2.

Обучение и повышение квалификации государственных служащих в сфере государственно-частного партнерства путем подготовки программ и спецкурсов для представителей исполнительных органов государственной власти

Правительство Приднестровской Молдавской Республики,

Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики, Министерство экономического развития Приднестровской Молдавской Республики, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

По мере необходимости

3.

Составление и утверждение списка объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также списка общественно значимых услуг (работ), предложенных для государственно-частного партнерства

Правительство Приднестровской Молдавской Республики,

уполномоченные исполнительные органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики

I-III квартал 2015 года

4.

Составление и утверждение перечней проектов государственно-частного партнерства, а также основных требований по подготовке и проведению конкурсов по выбору частного партнера, по организации экспертизы проектов соглашений и конкурсной документации

Правительство Приднестровской Молдавской Республики,

уполномоченные исполнительные органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики

I-III квартал 2015 года

5.

Составление и утверждение примерных форм соглашений и методических рекомендаций по заключению соглашений в отношении определенных форм инвестиционной деятельности и (или) применительно к различным сферам реализации соглашения

Правительство Приднестровской Молдавской Республики,

Министерство экономического развития Приднестровской Молдавской Республики

I-III квартал 2015 года

6.

Разработка и утверждение методики оценки эффективности бюджетных ассигнований в государственно-частных партнерствах и методики расчета основных видов рисков в проектах государственно-частного партнерства

Министерство экономического развития Приднестровской Молдавской Республики, Министерство финансов Приднестровской Молдавской Республики

I-III квартал 2015 года

7.

Разработка и введение в действие стандартной документации для процедуры конкурса по определению частного партнера

Министерство экономического развития Приднестровской Молдавской Республики

I-III квартал 2015 года

8.

Разработка и распространение рекомендаций по реализации соглашений

Министерство экономического развития Приднестровской Молдавской Республики

I-III квартал 2015 года

9.

Утверждение стандартного пакета типовых документов (образцы заявлений, предложений, информационных сообщений и т. д.), а также стандартных процедур для обеспечения функционирования государственно-частного партнерства

Правительство Приднестровской Молдавской Республики,

Министерство экономического развития Приднестровской Молдавской Республики

I-III квартал 2015 года