изменён документом от: 9 апреля 2001 ЗН ППМР 9 июня 2000 № 304-З СЗМР 00-2 Tекущая редакция    
»
8
»
10

BAA


О ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ


ЗАКОН


ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


9 июня 2000 г.
N 304-З


(СЗМР 00-2)


Принят Палатой Законодателей Верховного Совета

20 апреля 2000 года
Приднестровской Молдавской Республики

Одобрен Палатой Представителей Верховного Совета

23 мая 2000 года
Приднестровской Молдавской Республики

Настоящий Закон определяет назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики, а также порядок выполнения ими возложенных задач.


    ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Внутренние войска Министерства внутренних дел
Приднестровской Молдавской Республики


Внутренние войска Приднестровской Молдавской Республики (далее именуются - внутренние войска) являются составной частью военной организации государства и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Внутренние войска подведомственны Министерству внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики (далее именуется - Министерство внутренних дел).

         Статья 2. Общие задачи внутренних войск

1. На внутренние войска возлагается:

а) участие совместно с органами внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики (далее именуются - органы внутренних дел) в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

б) охрана исправительно-трудовых учреждений, конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;

в) охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

г) участие в территориальной обороне Приднестровской Молдавской Республики.

2. Привлечение внутренних войск для выполнения задач, не связанных с их прямым предназначением, осуществляется Президентом Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики (далее именуется - законодательство).


    Статья  3. Принципы деятельности внутренних войск


Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления.


    Статья 4. Правовые основы  деятельности  внутренних войск


Деятельность внутренних войск основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики, настоящем Законе и иных нормативных правовых актах Приднестровской Молдавской Республики

    Статья 5. Деятельность внутренних  войск  по  защите  прав  и
              свобод человека и гражданина

1. Внутренние войска защищают права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, религии, убеждений, личного и общественного положения.

2. Военнослужащим внутренних войск запрещается прибегать к обращению, унижающему человеческое достоинство.

3. Любое ограничение прав и свобод человека и гражданина военнослужащими внутренних войск при исполнении ими служебных обязанностей допустимо лишь на основании и в порядке, предусмотренных законодательством.

    ГЛАВА  2.  ПОЛНОМОЧИЯ    ОРГАНОВ    ГОСУДАРСТВЕННОЙ    ВЛАСТИ
               ПРИДНЕСТРОВСКОЙ  МОЛДАВСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ  В   СФЕРЕ
               ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
    Статья  6.  Полномочия  Верховного  Совета    Приднестровской
                Молдавской  Республики  в   сфере    деятельности
                внутренних войск

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики:

а) осуществляет законодательное регулирование деятельности внутренних войск;

б) устанавливает гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы во внутренних войсках, членов их семей и гражданского персонала;

в) осуществляет контроль за исполнением законодательства в деятельности внутренних войск.

    Статья 7. Полномочия  Президента  Приднестровской  Молдавской
              Республики в сфере деятельности внутренних войск  и
              по руководству ими

Президент Приднестровской Молдавской Республики:

а) осуществляет общее руководство внутренними войсками;

б) утверждает состав, численность и структуру внутренних войск;

в) принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск;

г) принимает решение о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного и военного положения;

д) присваивает в установленном порядке высшие воинские звания;

е) определяет количество лиц, подлежащих призыву на военную службу и военные сборы во внутренние войска;

ж) утверждает военную форму одежды и знаки различия для военнослужащих внутренних войск;

з) принимает меры по обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы во внутренних войсках (далее именуются - граждане, уволенные с военной службы), членов их семей и гражданского персонала внутренних войск (далее именуется - гражданский персонал);

и) осуществляет иные полномочия в сфере деятельности внутренних войск.

    Статья 8. Полномочия Правительства Приднестровской Молдавской
              Республики в сфере деятельности  внутренних войск

Правительство Приднестровской Молдавской Республики:

а) учитывает выделение финансовых средств для обеспечения деятельности внутренних войск в планируемом ассигновании из республиканского бюджета деятельности Министерства внутренних дел;

б) утверждает перечень видов оружия и боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении внутренних войск, и правила их применения;

в) утверждает численность внутренних войск, выполняющих задачи по охране исправительно-трудовых учреждений, конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

г) устанавливает органам исполнительной власти задания по подготовке и передаче во внутренние войска транспортных средств, средств связи и иных материально-технических средств в связи с введением режимов чрезвычайного либо военного положения и объявлением мобилизации, а также устанавливает другие мобилизационные задания;

д) утверждает перечни важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране внутренними войсками;

е) осуществляет мероприятия по социальной защите, материальному и бытовому обеспечению военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала.

    Статья 9. Обязанности  органов  исполнительной  власти  и  их
              должностных лиц по содействию внутренним войскам  в
              их деятельности

Органы исполнительной власти Приднестровской Молдавской Республики в пределах своей компетенции и полномочий обязаны всячески содействовать внутренним войскам в их деятельности по выполнению возложенных на них задач.


    ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ СЛУЖБА ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ


    Статья  10. Личный состав внутренних войск


1. Личный состав внутренних войск включает военнослужащих и гражданский персонал (рабочих и служащих).

2. Комплектование внутренних войск осуществляется в соответствии с законодательством по экстерриториальному принципу:

а) военнослужащими - путем призыва на военную службу в порядке исполнения воинской обязанности граждан, не состоящих в запасе, и путем поступления граждан на военную службу в добровольном порядке (по контракту);

б) гражданским персоналом (служащими) - путем заключения трудовых соглашений.

3. Статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются законами Приднестровской Молдавской Республики (далее именуются - законы) и иными нормативными правовыми актами.

4. Военнослужащие внутренних войск пользуются правами и свободами человека и гражданина в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики. Права и свободы военнослужащих внутренних войск могут быть ограничены законом в случаях, предусмотренных Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.

5. Военнослужащие внутренних войск должны иметь необходимую профессиональную, правовую и физическую подготовку, умело владеть табельным оружием, специальными средствами и закрепленной за ними техникой.

6. Трудовые отношения гражданского персонала регулируются законодательством о труде и о государственной службе.


    Статья 11.  Основы  военной  службы  во  внутренних войсках


1. Во внутренних войсках устанавливается военная служба, являющаяся особым видом государственной службы.

2. Военная служба во внутренних войсках строится на принципе единоначалия, предусматривающего наделение командиров и начальников по отношению к подчиненным всей полнотой распорядительной власти и возложение на них полной ответственности за все стороны жизни и деятельности войск.

3. Военнослужащие внутренних войск принимают Военную присягу. Текст Военной присяги утверждается законом.

4. Повседневная деятельность военнослужащих, жизнь, быт, несение военной службы во внутренних войсках регламентируется общевоинскими уставами Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики.

5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в порядке исполнения всеобщей воинской обязанности, не состоявшие в запасе, располагаются в казармах на территории воинской части. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, а также призванные в порядке исполнения всеобщей воинской обязанности, имеющие офицерские звания, проживают вне расположения воинской части.

6. Кроме выполнения возложенных на внутренние войска задач, основным содержанием их повседневной деятельности в мирное время является боевая и специальная подготовка, призванная обеспечить обучение и воинское воспитание личного состава, а также боевое слаживание подразделений и частей внутренних войск.

Боевая и специальная подготовка организуется и проводится на плановой основе.

7. Управление войсками и обучение личного состава внутренних войск осуществляется на русском языке.

8. Во внутренних войсках устанавливается единая форма одежды и знаки различия. Для обозначения государственной принадлежности военнослужащих, а также военной техники, предусматривается наличие на форме одежды и военной технике отличительных знаков, указывающих на их принадлежность к внутренним войскам.

9. Для воинских частей внутренних войск учреждено Боевое Знамя части, являющееся символом воинской чести, доблести и геройства, которое вручается части при ее формировании.

10. Военнослужащие внутренних войск не могут быть членами политических партий и других объединений граждан, преследующих политические цели. Деятельность политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур во внутренних войсках не допускается.

11. Надзор за законностью во внутренних войсках и расследование дел о преступлениях, совершенных военнослужащими внутренних войск, осуществляет Прокурор Приднестровской Молдавской Республики через подчиненного ему военного прокурора.

12. Иные вопросы организации военной службы во внутренних войсках определяются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

    Статья  12.  Исполнение  военнослужащими  внутренних    войск
                 обязанностей военной службы

1. Военнослужащие внутренних войск считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях, определенных законодательством о всеобщей воинской обязанности и военной службе.

2. Должностные обязанности военнослужащих внутренних войск, порядок их исполнения определяются настоящим Законом, общевоинскими уставами Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики, боевым уставом внутренних войск Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики, иными нормативными правовыми актами.

3. Исполнение обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск в составе караула, гарнизона, войскового наряда, а также в составе воинской части (подразделения) при выполнении возложенных на внутренние войска задач является несением боевой службы.

4. Порядок и условия несения боевой службы военнослужащими внутренних войск, а также размеры надбавок (дополнительных денежных выплат) за несение ими боевой службы устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

5. Продолжительность несения боевой службы военнослужащими внутренних войск определяется временем фактического нахождения военнослужащих в составе караула, гарнизона, войскового наряда, а также в составе воинских частей (подразделений), при выполнении задач, возлагаемых на внутренние войска.

    ГЛАВА 4. СОСТАВ ВНУТРЕННИХ  ВОЙСК.  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ  И  ЗАДАЧИ
             ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ  (ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ)  ВНУТРЕННИХ  ВОЙСК.
             ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ  ВОЙСК  ПРИ  НЕСЕНИИ
             БОЕВОЙ СЛУЖБЫ
    Статья  13. Состав внутренних войск. Предназначение воинских
                частей (подразделений) внутренних войск

1. Внутренние войска организуются по армейскому принципу и состоят из отдельных воинских частей и подразделений.

2. По своему предназначению воинские части (подразделения) внутренних войск могут быть:

а) оперативного назначения;

б) специальные моторизованные воинские части;

в) по охране исправительно-трудовых учреждений и конвоированию;

г) по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

д) специального назначения;

е) обеспечения и учебные.

3. Отдельные задачи по охране важных государственных объектов, специальных грузов, борьбе с терроризмом и вооруженными преступными группировками могут возлагаться на воинские части (часть), подразделения внутренних войск, имеющих иное предназначение.

    Статья 14. Задачи воинских частей (подразделений) оперативного
               назначения и  специальных  моторизованных  воинских
               частей внутренних войск

1. На воинские части (подразделения) внутренних войск оперативного назначения возлагается:

а) участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в городах и иных населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;

б) участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов, в которых введено чрезвычайное положение, а также районов массовых беспорядков, пресечении в указанных районах вооруженных вылазок экстремистов, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации;

в) участие совместно с органами внутренних дел в принятии мер по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах, примыкающих к районам действия режима чрезвычайного положения или развертывания боевых действий;

г) участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительно-трудовых учреждениях;

д) участие совместно с органами внутренних дел в проведении неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного (военного) положения;

е) участие совместно с органами внутренних дел в борьбе с преступностью в порядке, определяемом законодательством.

2. На специальные моторизованные воинские части внутренних войск возлагается:

а) участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;

б) принятие при самостоятельном несении боевой службы по охране общественного порядка необходимых мер по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;

в) участие совместно с органами внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного (военного) положения;

г) участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости, и в исправительно-трудовых учреждениях.

3. Запрещается привлекать внутренние войска для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования ненасильственного характера.

    Статья 15. Задачи воинских частей (подразделений)  внутренних
               войск по охране исправительно-трудовых  учреждений
               и конвоированию

На части (подразделения) внутренних войск по охране исправительно-трудовых учреждений и конвоированию возлагаются следующие задачи:

а) охрана исправительно-трудовых учреждений;

б) конвоирование осужденных из охраняемых внутренними войсками исправительно-трудовых учреждений на производственные объекты и обратно, охрана этих объектов во время работы на них осужденных;

в) конвоирование осужденных и заключенных под стражу лиц из следственных изоляторов в исправительно-трудовые учреждения, а подсудимых - на судебные заседания Верховного Суда Приднестровской Молдавской Республики, охрана этих лиц во время судебных заседаний;

г) участие в розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск;

д) участие в пресечении массовых беспорядков в исправительно-трудовых учреждениях.

    Статья 16. Задачи воинских частей (подразделений)  внутренних
               войск по охране важных государственных объектов  и
               специальных грузов

На части (подразделения) внутренних войск, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по охране важных государственных объектов, сооружений на коммуникациях и специальных грузов возлагается:

а) охрана важных государственных объектов, сооружений на коммуникациях и специальных грузов в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Приднестровской Молдавской Республики;

б) участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств на охраняемых объектах и сооружениях на коммуникациях;

в) участие в поиске и задержании лиц, противоправным способом проникших на территорию охраняемых объектов и сооружений или покинувших их.

    Статья  17.  Задачи  подразделений  специального   назначения
                 внутренних войск

1. На подразделения специального назначения внутренних войск во взаимодействии с органами внутренних дел возлагается:

а) участие в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, сопровождаемых вооруженным насилием, изъятие у населения незаконно хранящегося оружия;

б) участие в пресечении актов терроризма;

в) участие в обезвреживании лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания государственных органов власти.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи задачи, подразделения специального назначения выполняют во взаимодействии с органами внутренних дел, а также иными частями и подразделениями внутренних войск.

3. Порядок деятельности подразделений, предназначенных или привлекаемых для борьбы с терроризмом при выполнении возложенных на них задач, устанавливается нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики.


Статья 18. Участие внутренних войск в территориальной обороне


С введением военного положения внутренние войска, в соответствии с Планом территориальной обороны Приднестровской Молдавской Республики, привлекаются к выполнению задач по поддержанию режима военного положения, защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных и террористических актов.

    Статья 19. Права военнослужащих внутренних войск при  несении
               боевой службы

1. Военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы имеют право и обязаны:

а) пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, требовать от граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее именуются - граждане и другие лица) соблюдения общественного порядка;

б) проверять у граждан и других лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

в) составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в органы или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях;

г) принимать необходимые меры по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;

д) задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение или покушающихся на их совершение, либо в целях установления их личности;

е) задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях внутренних войск до передачи в милицию лиц, посягавших на охраняемые внутренними войсками важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, склады, территории, на которых постоянно или временно размещаются воинские части (подразделения) внутренних войск, а также их объекты, технику и иное имущество (далее - охраняемые внутренними войсками объекты), производить личный досмотр указанных лиц, досмотр их транспортных средств и вещей, изъятие у указанных лиц документов и предметов, запрещенных для хранения и использования;

ж) производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (речных судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых внутренними войсками объектах;

з) входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее именуются - организации), за исключением дипломатических представительств иностранных государств и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, розыска осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск;

и) производить по решению Министра внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики (далее именуется - Министр внутренних дел), а в исключительных случаях по решению командира воинской части (подразделения) внутренних войск, оцепление (блокирование) участков местности, отдельных строений и других объектов при розыске бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу; преследовании лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их; пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств и плавучих средств (речных судов);

к) производить обыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, при их конвоировании или задержании в результате розыска;

2. При несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного или военного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном законодательством, военнослужащим внутренних войск предоставляются следующие дополнительные права:

а) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан и других лиц, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения, занимаемые организациями, за исключением дипломатических представительств иностранных государств, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление либо произошел несчастный случай. Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан, либо других лиц, командование воинской части уведомляет прокурора в течение 24 часов с момента проникновения;

б) временно запрещать или ограничивать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, осуществлять их досмотр в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан и других лиц;

в) использовать транспортные средства организаций (за исключением транспортных средств дипломатических и иных представительств иностранных государств, международных организаций, а также транспортных средств специального назначения), объединений граждан или граждан и других лиц для проезда к месту чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств, доставления в лечебное учреждение потерпевших, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию;

г) не допускать граждан и других лиц в целях защиты их жизни, здоровья и имущества на отдельные участки местности и объекты; обязывать их оставаться на указанных участках местности и объектах или покинуть их;

д) пользоваться беспрепятственно в служебных целях линиями, каналами и средствами связи, принадлежащими организациям (за исключением дипломатических представительств иностранных государств) и объединениям граждан;

е) получать безвозмездно от организаций информацию, необходимую для исполнения военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен иной порядок получения соответствующей информации;

ж) осуществлять при необходимости проверку у граждан и других лиц документов, а в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан и других лиц оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств производить личный досмотр граждан и других лиц, досмотр их вещей, жилых и иных помещений, транспортных средств;

з) задерживать граждан и других лиц, нарушивших режим комендантского часа, до его окончания, а лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, кроме того, до установления личности, но не более чем на срок, установленный соответствующим законом.

    ГЛАВА  5.  ПРИМЕНЕНИЕ  ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ    ВНУТРЕННИХ    ВОЙСК
               ФИЗИЧЕСКОЙ  СИЛЫ,  СПЕЦИАЛЬНЫХ  СРЕДСТВ,   ОРУЖИЯ,
               БОЕВОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
    Статья 20. Условия  и  пределы  применения  физической  силы,
               специальных средств, оружия, боевой и  специальной
               техники

1. Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

2. Военнослужащие внутренних войск обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, и на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

3. При применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники военнослужащий внутренних войск обязан:

а) предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники создает непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан и других лиц, военнослужащих или сотрудников органов внутренних дел, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным или невозможным;

б) обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения;

в) доложить своему непосредственному командиру (начальнику) о каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

4. Соответствующие должностные лица внутренних войск обязаны незамедлительно уведомить прокурора о всех случаях ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

5. Применение военнослужащими внутренних войск физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники с превышением их полномочий влечет ответственность, установленную законом.


    Статья 21. Применение физической силы


Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления законным требованиям военнослужащих внутренних войск, если иные способы пресечения преступлений и административных правонарушений не обеспечивают исполнения военнослужащими внутренних войск своих служебных обязанностей.


    Статья 22. Применение специальных средств


1. Военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для:

а) отражения нападения на граждан и других лиц, военнослужащих, сотрудников внутренних дел;

б) пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему внутренних войск при исполнении им своих служебных обязанностей;

в) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления, пытающихся скрыться или оказать сопротивление;

г) задержания лиц по основаниям, установленным законодательством;

д) доставления задержанных лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, если они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают сопротивление военнослужащему внутренних войск;

е) отражения нападения на военные городки внутренних войск, транспортные средства и охраняемые внутренними войсками объекты;

ж) освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;

з) пресечения массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспортных средств, средств связи, организаций, а также дезорганизующих работу исправительных учреждений;

и) остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться, а также задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег на транспортном средстве;

к) розыска и задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караула внутренних войск.

2. В качестве специальных средств военнослужащими внутренних войск могут применяться:

а) резиновые палки - в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в", "г", "е", "ж", "з", "и", "к" пункта 1 настоящей статьи;

б) слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в", "г", "е", "ж", "з", "к" пункта 1 настоящей статьи;

в) наручники - в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в", "г", "д", и "к" пункта 1 настоящей статьи. При отсутствии наручников военнослужащие внутренних войск вправе использовать подручные средства для связывания;

г) светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "г", "е", "ж", "з", и "к" пункта 1 настоящей статьи;

д) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных подпунктами "г", "ж" и "к" пункта 1 настоящей статьи;

е) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных подпунктами "и" и "к" пункта 1 настоящей статьи;

ж) служебные собаки - в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в", "г", "д", "е", "ж", "з" и "к" пункта 1 настоящей статьи.

3. Все виды специальных средств могут применяться также в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 настоящего Закона.

4. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан и других лиц.

5. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости военнослужащий внутренних войск при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.


    Статья  23. Применение оружия


1. Военнослужащие внутренних войск имеют право применять оружие для:

а) защиты граждан и других лиц от нападения, угрожающего их жизни и здоровью;

б) отражения нападения на военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, угрожающего их жизни и здоровью, а также пресечения попытки завладеть их оружием и военной техникой;

в) освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, военной техники;

г) задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни и здоровья граждан, и других лиц либо собственности, пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление;

д) пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, осужденных к лишению свободы, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, указанных в настоящем пункте;

е) остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного или военного положения путем повреждения транспортного средства, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск;

ж) отражения группового или вооруженного нападения (в том числе с использованием транспортных средств) на военные городки, воинский транспорт, транспортные колонны, охраняемые объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, жилые помещения граждан и других лиц, помещения, занимаемые органами государственной власти, организациями, объединениями граждан;

з) подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащих внутренних войск о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у этих лиц оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и военной техники;

и) предупреждения граждан и других лиц о намерении применить оружие, подач сигнала тревоги или вызова помощи;

к) пресечения попыток лиц проникнуть противоправным способом на территории охраняемых объектов, постов и других мест несения боевой службы или покинуть их, когда пресечь эти попытки иными способами не представляется возможным.

2. Без предупреждения оружие применяется при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, речных судов, при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, летательных аппаратах, речных судах, а также при побеге в условиях ограниченной видимости, при побеге из транспортных средств во время движения.

3. Применение оружия военнослужащим внутренних войск, несущим службу часового на посту, регламентируется Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики и Уставом боевой службы внутренних войск.

4. Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен военнослужащему внутренних войск, кроме случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершение группового либо вооруженного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан и других лиц, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.


    Статья  24. Применение боевой и специальной техники


1. Боевая и специальная техника, состоящая на вооружении внутренних войск, применяется для:

а) освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях и военной техники;

б) защиты граждан и других лиц от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, когда пресечь это действие иным способом не представляется возможным;

в) остановки транспортного средства в условиях чрезвычайного или военного положения, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск;

г) отражения группового или вооруженного нападения (в том числе с использованием транспортных средств) на военные городки, военный транспорт и транспортные колонны, охраняемые объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, жилые помещения граждан и других лиц, помещения, занимаемые органами государственной власти, организациями, объединениями граждан;

д) подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащих внутренних войск о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у этих лиц оружия и военной техники.

2. По указанию командира воинской части или его заместителя в случаях, предусмотренных подпунктами "г", "е", "ж", "з", "к" пункта 1 статьи 22 настоящего закона, могут применяться водометы и бронемашины с обязательным уведомлением об этом прокурора в течение 24 часов с момента их применения.


    ГЛАВА 6. РУКОВОДСТВО ВНУТРЕННИМИ ВОЙСКАМИ


    Статья 25. Полномочия Министра внутренних дел


1. Министр внутренних дел осуществляет руководство внутренними войсками через командование внутренних войск и несет ответственность за правомерность исполнения возложенных на них обязанностей.

2. Полномочия Министра внутренних дел по руководству внутренними войсками определяются законами, Положением о Министерстве внутренних дел, утверждаемом Правительством Приднестровской Молдавской Республики и иными нормативными правовыми актами.

3. Министр внутренних дел:

а) издает нормативные правовые акты по вопросам деятельности внутренних войск и контролирует их выполнение;

б) утверждает штаты частей (подразделений) внутренних войск и управления (отдела) внутренних войск Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики;

в) производит назначение офицеров внутренних войск на должности и увольнение прапорщиков и офицеров, в соответствии с действующим законодательством, с военной службы, присваивает воинские звания прапорщиков, офицеров до полковника включительно;

г) определяет задачи частям (подразделениям) внутренних войск, согласно их предназначению;

д) осуществляет контроль за деятельностью внутренних войск;

е) осуществляет иные полномочия по руководству внутренними войсками.

    Статья  26.  Командование  внутренних   войск    Министерства
                 внутренних дел

1. Командование внутренних войск является органом управления внутренними войсками и несет непосредственную ответственность за состояние боевой и мобилизационной готовности внутренних войск, уровень их боевой и специальной подготовки, воинскую дисциплину и выполнение возложенных на них задач.

2. Начальник внутренних войск является прямым начальником всего личного состава внутренних войск.

    ГЛАВА 7. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА ВНУТРЕННИЕ
             ВОЙСКА
    Статья  27.  Порядок  выполнения  задач,    возложенных    на
                 внутренние войска

1. Порядок выполнения задач, возложенных на внутренние войска, определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

2. При выполнении задач по обеспечению режима чрезвычайного положения военнослужащим внутренних войск выплачиваются надбавки и устанавливаются дополнительные денежные выплаты в порядке и размерах, устанавливаемых настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами.

3. Фактическая продолжительность участия военнослужащих внутренних войск в выполнении задач по обеспечению режима чрезвычайного либо военного положения засчитывается при исчислении выслуги лет (трудового стажа) из расчета один месяц боевой службы за три месяца выслуги лет (трудового стажа).

    ГЛАВА 8. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
             ВНУТРЕННИХ  ВОЙСК,  ГРАЖДАН,  УВОЛЕННЫХ  С   ВОЕННОЙ
             СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
    Статья  28.  Обязательность  исполнения  законных  требований
                 военнослужащих внутренних войск

Законные требования военнослужащих внутренних войск при исполнении ими своих служебных обязанностей обязательны для исполнения гражданами, другими лицами, а также должностными лицами Приднестровской Молдавской Республики.

Неисполнение законных требований военнослужащих внутренних войск и действия, препятствующие исполнению ими своих служебных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством.

    Статья  29.  Недопустимость   вмешательства    в    служебную
                 деятельность военнослужащих внутренних войск

1. Военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы являются представителями власти и находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих внутренних войск, кроме должностных лиц, уполномоченных на то настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

    Статья  30.  Необходимая  оборона  и   крайняя  необходимость
                 применительно   к    служебной      деятельности
                 военнослужащих внутренних войск

На служебную деятельность военнослужащих внутренних войск распространяются нормы о необходимой обороне и крайней необходимости, установленные законодательством.

    Статья  31.  Гарантии  личной  безопасности    военнослужащих
                 внутренних войск и членов их семей

1. Военнослужащий внутренних войск имеет право обнажить оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Закона.

2. Попытки задерживаемого лица приблизиться с обнаженным холодным или огнестрельным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, к военнослужащему внутренних войск, сократив при этом указанное военнослужащим расстояние, а также попытки указанного лица прикоснуться к оружию военнослужащего внутренних войск, предоставляют последнему право применить оружие в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 23 настоящего Закона.

3. В интересах личной безопасности военнослужащих внутренних войск и членов их семей не допускается распространение в публичном выступлении, средствах массовой информации сведений о местах дислокации или передислокации воинских частей (подразделений) внутренних войск, а также обеспечивается конфиденциальность сведений о военнослужащих внутренних войск, принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей.

4. Информация о служебно-боевой деятельности воинских частей (подразделений) внутренних войск может предоставляться только с разрешения командира соответствующей воинской части (подразделения) внутренних войск в порядке, определяемом Министром внутренних дел.

    Статья  32.  Гарантии   правовой    и    социальной    защиты
                 военнослужащих внутренних войск

Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск устанавливаются законодательством Приднестровской Молдавской Республики о статусе военнослужащих.

    Статья  33.  Обязательное    государственное    страхование
                 военнослужащих внутренних войск

Военнослужащие внутренних войск подлежат обязательному государственному страхованию согласно настоящему Закону Приднестровской Молдавской Республики и иных нормативных правовых актов об обязательном государственном страховании военнослужащих.

    ГЛАВА 9. ФИНАНСОВОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ
             ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
    Статья  34. Финансовое  и материально-техническое обеспечение
                внутренних войск

1. Финансирование внутренних войск осуществляется за счет бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Министерству внутренних дел.

2. Материально-техническое обеспечение внутренних войск осуществляется за счет централизованных ресурсов Приднестровской Молдавской Республики, а также государственных заказов и закупок.

3. Финансовое и материально-техническое обеспечение выполнения внутренними войсками задач, не связанных с их предназначением, осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели.


    ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Статья  35. О вступлении настоящего Закона в силу


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Статья  36. О  приведении   нормативных   правовых   актов  в
                соответствие с настоящим Законом

Предложить Президенту Приднестровской Молдавской Республики, поручить Правительству Приднестровской Молдавской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.


И.СМИРНОВ
ПРЕЗИДЕНТ
г.Тирасполь
9 июня 2000 года