РАСП ПРМР 18 сентября 2017 № 799р САЗ 17-39  
»
1
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики»

 

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики» (папка № 627 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы Дубоссарским городским Советом народных депутатов (Коломыцев А.Н.), на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Шевченко А.А., первого заместителя министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Жука В.В., начальника Главного управления правотворчества и юридической экспертизы Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Дроздюка А.Г.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Мартынов

 

г. Тирасполь

18 сентября 2017 г.

№ 799р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 18 сентября 2017 года № 799р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики» (папка № 627 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы Дубоссарским городским Советом народных депутатов (Коломыцев А.Н.), Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает невозможным его принятие на основании следующего.

Согласно пояснительной записке к представленному проекту закона, поскольку на практике происходит подмена понятий и искажение сущности и правовой природы договора личного найма, в связи с подменой трудового договора договором личного найма предлагается исключить из Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики нормы, регламентирующие договор личного найма.

При этом Правительство Приднестровской Молдавской Республики отмечает, что исключение главы 37 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, регулирующей правоотношения в сфере личного найма, носит формальный характер, поскольку Гражданским кодексом Приднестровской Молдавской Республики предусмотрена норма, согласно которой стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 438).

Таким образом, принятие положений представленного проекта закона не приведет к достижению целей, обозначенных автором законодательной инициативы.

Кроме того, формальное исключение института права, регламентирующего договор личного найма, не способно повлиять на негативные тенденции на рынке занятости, а приведет к практике заключения иных видов гражданско-правовых договоров, таких как договор возмездного оказания услуг и договор бытового подряда. При этом в отличие от указанных видов гражданско-правовых соглашений договор личного найма может носить фидуциарный характер, то есть основываться на лично-доверительных отношениях сторон. Работодатель по данному договору вправе нанять лицо, которое ему хорошо знакомо, которому он доверяет, что практически исключено при заключении трудового договора. При этом у данного договора в отличие от договора бытового подряда отсутствует такой признак, как публичность, который обязывает работодателя заключить договор с любым лицом, соответствующим требованиям, предъявляемым работодателем к лицам, желающим заключить договор личного найма.

Необходимо указать на существенное различие договора личного найма и договора бытового подряда. Договор подряда нацелен на достижение итогового результата в виде произведенной вещи, выполненной работы, оказанной услуги. Вместе с тем направленность на конкретный результат не может быть достигнута при заключении договора личного найма с лицами, выполняющими функции домработников, гувернанток и подобных. Таким образом, в случае исключения договора личного найма из видов гражданско-правовых соглашений будет исключено право заключать контракты, базирующиеся на лично-доверительной основе и направленные на оказание услуг бытового характера. Кроме того, закрепление в соглашении таких аспектов, как режима рабочего дня, должностных обязанностей не свойственно, например, для договора подряда. При этом в случае указания в соглашении такого рода условий оно не может считаться договором подряда.

Договор личного найма обнаруживает сходные черты с трудовым договором. Вместе с тем договор личного найма обладает природой гражданско-правового соглашения, в связи с чем ему присущи черты сделок и, как следствие, на него распространяются нормы гражданского права об основаниях признания сделок недействительными, об обязательствах (порядок заключения, изменения и прекращения обязательств), об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. При этом в договоре личного найма сторонами могут быть предусмотрены гарантии, присущие трудовым договорам.

Кроме того, преимуществом договора личного найма перед трудовыми соглашениями является возможность предусмотреть различные формы гражданско-правовой ответственности, такие как возмещение убытков, уплата неустойки (в виде пени в случае просрочки оплаты за выполненные работы) и иных, что в условиях рынка позволяет максимально защитить имущественные интересы сторон. При этом возмещение убытков может быть предусмотрено в виде возмещения как реально причиненного ущерба, так и упущенной выгоды. В случае причинения нравственных и физических страданий стороны могут требовать компенсации морального вреда даже в тех случаях, когда это прямо не предусмотрено договором.

В пользу сохранения договора личного найма в гражданском законодательстве свидетельствует и то, что гражданское право предоставляет большую возможность для признания таких договоров недействительными в силу распространения на них общих правил о признании недействительными сделок, например, в случаях заключения кабальных, мнимых и притворных сделок, а также сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности. Возможность признания таких сделок ничтожными в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, как совершенных с целью, заведомо противной основам нравственности, способна предупредить вероятность заключения договоров, предмет и цель которых противоречит духовной и общественной морали.

Гражданские правоотношения, связанные с выполнением работ, обладают большей диспозитивностью по сравнению с трудовыми отношениями, основанными на трудовой дисциплине и административном подчинении. Кроме того, отношения, специально не урегулированные статьями главы 37 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, могут быть регламентированы общими положениями гражданского права, что в конечном итоге также направлено на защиту интересов сторон в тех случаях, когда между сторонами возникает спор, а договором не регламентированы все аспекты правоотношений.

Таким образом, необходимость сохранения института личного найма в гражданском законодательстве является обоснованной с позиции как правовой, так и практической аргументации.

Принимая во внимание изложенное, а также тот факт, что по своей природе договор личного найма близок к трудовому соглашению и имеет ряд существенных схожих признаков с ним, существует потребность в пересмотре подходов к регламентации отдельных аспектов личного найма в целях обеспечения, с одной стороны, механизмов социальной защиты сторон правоотношений и, с другой, более четкой детализации порядка и условий заключения данного вида договоров, что на практике позволит отграничить личный найм от отношений по трудовому договору и иным договорам гражданско-правового характера.

В этой связи Правительство Приднестровской Молдавской Республики в настоящее время проводит работу по подготовке соответствующей законодательной инициативы, которая позволит стимулировать участников рынка к заключению трудовых соглашений с лицами, принимаемыми на работу и фактически реализующими трудовые функции, тем самым способствуя повышению уровня правовой защиты граждан и уважительное отношение к гарантированному Конституцией Приднестровской Молдавской Республики праву на труд и справедливую оплату труда, а также конституционной обязанности каждого платить установленные законом налоги.