РАСП ПРМР 18 апреля 2017 № 278р САЗ 17-17  
»
1
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об основах общественного контроля в Приднестровской Молдавской Республике»

 

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об основах общественного контроля в Приднестровской Молдавской Республике» (папка № 438/2 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Бугой И.С., Шинкарюком П.В., Ханкевичем С.П., Сафоновым А.М., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Шевченко А.А., первого заместителя министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Жука В.В., начальника Главного управления правотворчества и юридической экспертизы Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Дроздюка А.Г.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Мартынов

 

г. Тирасполь

18 апреля 2017 г.

№ 278р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 18 апреля 2017 года № 278р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об основах общественного контроля в Приднестровской Молдавской Республике»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «Об основах общественного контроля в Приднестровской Молдавской Республике» (папка № 438/2 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Бугой И.С., Шинкарюком П.В., Ханкевичем С.П., Сафоновым А.М., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает возможным его принятие с учетом следующих замечаний:

1. Согласно пункту 4 статьи 4 проекта закона учет результатов общественного контроля является обязанностью органов и организаций, деятельность которых по осуществлению возложенных на них государственных или иных публичных полномочий является объектом общественного контроля.

Из этого следует, что результаты общественного контроля (выраженные в предложениях, рекомендациях, выводах) обязательно должны быть учтены органом государственной власти, органом местного самоуправления, деятельность которых являлась объектом общественного контроля, при его дальнейшей деятельности. Также обязанность учета предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в итоговых документах, устанавливается в пункте 1 статьи 12 проекта закона.

Однако пункт 5 статьи 15 проекта закрепляет обязанность по рассмотрению органами итогового документа. Также проект предусматривает право органов по результатам рассмотрения итогового документа предоставлять субъекту общественного контроля мотивированный ответ (пункты 2 и 3 статьи 12, пункт 5 статьи 22 проекта закона) или обоснованные возражения (подпункт «б» пункта 4 статьи 12 проекта закона).

Таким образом, в проекте закона наблюдаются внутренние противоречия в части учета предложений, рекомендаций, выводов, содержащихся в итоговом документе.

Обращаем внимание, что предложения, рекомендация, выводы, содержащиеся в итоговом документе, подготовленном по результатам осуществления общественного контроля, не всегда могут быть внедрены в систему деятельности тех или иных органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим данным органам и представляется право предоставления мотивированных ответов субъектам общественного контроля в установленный срок.

Учитывая вышеизложенное, полагаем необходимым установить в качестве обязанности органов и организаций, деятельность которых является объектом общественного контроля, только обязанность по рассмотрению, принятию во внимание и информированию (предоставлению мотивированного ответа) субъектов общественного контроля.

Следовательно:

а) пункт 4 статьи 4 проекта закона необходимо изложить в следующей редакции:

«4. Обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления является рассмотрение направленных субъектами общественного контроля результатов проведенного общественного контроля, принятие их во внимание, а также информирование (предоставление мотивированного ответа) о результатах рассмотрения»;

б) в пункт 1 статьи 12 проекта закона слова «и учитывают содержащиеся в них предложения, рекомендации и выводы» исключить.

2. Часть первая пункта 1 статьи 5 законопроекта предусматривает, что общественный контроль осуществляется в целях обеспечения и защиты общественных интересов.

При этом подпункт «а» части второй пункта 1 статьи 5 законопроекта закрепляет, что целью общественного контроля, помимо обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов объединений граждан, является обеспечение реализации и защиты общественных интересов.

В этой связи необходимо отметить, что закрепление аналогичных положений в разных структурных элементах проекта закона приведет к дублированию норм.

Таким образом, часть первая пункта 1 статьи 5 подлежит исключению из проекта закона.

3. Одним из принципов осуществления общественного контроля проектом определен принцип необоснованного вмешательства в сферу деятельности политических партий (подпункт «л» статьи 6 проекта закона). Представляется, что указанный принцип на стадии разработки проекта был неверно (ошибочно) сформулирован.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» одним из принципов общественного контроля закрепляет принцип недопустимости вмешательства в сферу деятельности политических партий.

Принимая во внимание принятый Приднестровьем курс на гармонизацию законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации, представляется необходимым предусмотреть норму аналогичного содержания в рамках законопроекта, в связи с чем подпункт «л» статьи 6 проекта закона необходимо изложить в следующей редакции:

«л) недопустимости вмешательства в сферу деятельности политических партий».

4. Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 10 проекта закона субъекты общественного контроля вправе осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики об общественном контроле. Однако пункт 2 статьи 4 проекта закона закрепляет, что общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Законом, так и в иных формах, предусмотренных другими законами.

Таким образом, проект закона содержит внутренние противоречия в части определения нормативных правовых актов, предусматривающих формы общественного контроля.

В целях приведения текста проекта закона к внутренней согласованности подпункт «а» пункта 1 статьи 10 проекта закона предлагаем изложить в следующей редакции:

«а) осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики».

5. Пункт 3 статьи 12 проекта закона устанавливает требование, согласно которому в случаях, не терпящих отлагательства, о результатах рассмотрения итоговых документов органы государственной власти и местного самоуправления, чья деятельность являлась объектом общественного контроля, должны предоставлять ответ не в течение установленного срока, а незамедлительно. Однако из содержания проекта закона не представляется возможным определить, каким образом будут определяться случаи, не терпящие отлагательства, также невозможно определить, какой временной промежуток следует понимать под понятием «незамедлительно». Указанные обстоятельства в ходе правоприменительной практики могут привести к невозможности реализации обозначенных норм ввиду неоднозначности их понимания.

Следовательно, для однозначного уяснения смысла и применения данных положений необходимо четко определить случаи, не терпящие отлагательства, либо определить критерии, по которым их можно отнести к таковым. Также следует определить конкретный (сокращенный) срок для предоставления ответа в таких случаях.

6. Особенности осуществления общественного экологического контроля, осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью милиции, органов следствия, прокуратуры и судов, за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием в организациях, обеспечивающих образование и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержанием в домах-интернатах престарелых и инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, оказанием психиатрической помощи, определяются соответствующими законами в части, не противоречащей положениям настоящего Закона (пункт 2 статьи 2 проекта закона).

Следовательно, особенности осуществления общественного контроля в отдельных сферах деятельности, в том числе и полномочия субъектов общественного контроля должны быть закреплены в законодательных актах Приднестровской Молдавской Республики.

Пункт 6 статьи 12 проекта закона определяет, что особенности осуществления общественного контроля за отдельными сферами деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут определяться действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Из чего следует, что особенности осуществления общественного контроля могут устанавливаться не только законами Приднестровской Молдавской Республики, но и иными актами.

Таким образом, закрепление аналогичных норм в разных структурных элементах проекта закона не только привело к дублированию, но и создало внутренние противоречия в части указания, какими актами законодательства будут определяться особенности осуществления общественного контроля в отдельных сферах правоотношений.

В этой связи представляется необходимым пункт 6 статьи 12 проекта закона исключить, так как данные правоотношения регулируются пунктом 2 статьи 2 законопроекта.

7. В пункте 7 статьи 16 проекта закона определяется, какие сведения должен содержать итоговый документ (акт), подготовленный по результатам проведения общественной проверки.

Однако в пункте 2 статьи 22 проекта закона закреплены положения, которые определяют содержание итоговых документов, подготовленных по результатам осуществления всех форм общественного контроля, в том числе и итогового документа, подготовленного по результатам общественной проверки.

В этой связи необходимо отметить, что закрепление аналогичных положений в рамках разных структурных элементов проекта закона приведет к дублированию, что впоследствии вызовет загромождение законодательства.

Следовательно, пункт 7 статьи 16 проекта закона предлагаем изложить в следующей редакции:

«7. По результатам общественной проверки ее организатор подготавливает итоговый документ».

При этом все обязательные требования к содержанию итогового документа должны быть отражены в пункте 2 статьи 22 проекта закона, в связи с чем пункт 2 статьи 22 проекта закона предлагаем изложить в следующей редакции:

«2. В итоговом документе, подготовленном по результатам общественного контроля, указываются место и время осуществления общественного контроля, основания для его проведения, задачи общественного контроля, субъекты общественного контроля, формы общественного контроля, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства (установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, прав и законных интересов некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых), предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу прилагаются иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля».

8. В пункте 7 статьи 18 проекта закона определено, что отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, объединениями граждан, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов с использованием системы электронной демократии в порядке, установленном настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 7 мая 2002 года № 123-З-III «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-19) слова и выражения в правовых актах должны использоваться в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в действующем законодательстве Приднестровской Молдавской Республики. Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в правовом акте. При этом в Законе Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) используется термин «организация образования».

Таким образом, в целях единообразного понимания и применения норм законодательных актов представляется необходимым в пункте 7 статьи 18 проекта закона слова «образовательными организациями» заменить словами «организациями образования».

9. Пункт 5 статьи 21 проекта закона определяет, что порядок определения результатов общественных (публичных) слушаний устанавливается их организатором в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

При этом определение и обнародование результатов общественного контроля, одной из форм которого являются общественные (публичные) слушания, определен в статье 22 проекта закона. Следовательно, необходимо в пункте 5 статьи 21 проекта закона слова «с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики» заменить словами «со статьей 22 настоящего Закона».

10. Пункт 1 статьи 22 проекта закона устанавливает, что определение и обнародование результатов общественного контроля осуществляются путем подготовки и направления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, итогового документа, подготовленного по результатам общественного контроля.

При этом пункт 4 статьи 22 законопроекта устанавливает, какими способами субъекты общественного контроля осуществляют обнародование, в том числе и результатов о проводимых мероприятиях общественного контроля. Однако подготовка и направление результатов общественного контроля в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не являются одним из способов доведения их до всеобщего сведения указанной информации. Эти действия являются завершающим этапом общественной проверки, проведенной субъектом общественной проверки.

Поскольку положения об опубликовании результатов общественного контроля содержатся в пункте 4 статьи 22 проекта закона, считаем необходимым слово «обнародование» исключить из пункта 1 статьи 22 проекта закона.