ПРИК МНМР 27 октября 1999 № 365 Д утратил силу документом от: 20 мая 2011  
»
1
»
2

BAA


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЯ
О ВИДАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


ПРИКАЗ

               МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
              ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

27 октября 1999 г.
N 365


(Д)


В целях создания гибкой, адаптивной системы образования, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан и формирования единого подхода к типологизации общеобразовательных учреждений

ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить Типовое положение о гимназии. Типовое положение о школе с гимназическими классами. Типовое положение о школе с углубленным изучением отдельных предметов. Типовое положение о теоретическом лицее, Типовое положение о школе с лицейскими классами (приложения 1-5).

2. Направить данный приказ и положения на государственную регистрацию в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Гелло В.А.

МИНИСТР                                              Е.В.БОМЕШКО

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


О гимназии


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящее Типовое Положение разработано в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07 96г. N 176

1.2. Гимназия - вид общеобразовательного учреждения в системе непрерывного образования, ориентированного на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, формирование широко образованной личности готовой к творческой деятельности.

Гимназия:

- выявляет наиболее одаренных детей и предоставляет им оптимальные возможности для получения универсального образования;

- предоставляет возможность получения образования на уровне, отвечающим современным достижениям науки и позволяющим личности интегрироваться в систему мировых и национальных культур ;

- реализует идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации содержания образования;

- способствует формированию личности с разносторонним развитием интеллекта, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

1.3. Гимназия реализует общеобразовательные программы прогимназического (начальной школы или дошкольное образовательное учреждение - начальная школа) и гимназического (5-ll кл.) образования.

1.4. Деятельность гимназии строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

1.5. В своей деятельности гимназия руководствуется Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании", другими правовыми актами, решениями органов управления образованием, настоящим Типовым Положением и Уставом учреждения.

1.6. Гимназия несет в установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.

1.7. Данное Типовое Положение регламентирует деятельность общеобразовательного учреждения связанную с обеспечением функционирования и развития гимназии, организацией и осуществлением специфического гимназического образования. Другие направления деятельности гимназии регламентируются Типовым положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики".


II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИИ


2.1. Порядок создания и регламентация деятельности гимназии осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26.03.99 г. N 89, Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.96 г. N 176 и Уставом учреждения.

2.2. Отношения между учредителем (учредителями) и гимназией определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2.3. Количество классов в гимназии зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм. Наполняемость классов гимназии устанавливается не более 25 учащихся, а группы продленного дня формируются в количестве от 15 до 20 учащихся.

2.4. Для проведения занятий по отдельным учебным предметам при наличии специалистов и условии разрешается деление классов на 2 группы в соответствии с Уставом гимназии:

- при изучении предметов гимназического компонента в классе с численностью учащихся 20 и более человек;

- деление классов по другим предметам Базисного учебного плана осуществляются в соответствии с Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики" (п. 24), утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.96 г. N 176:

- деление на подгруппы по другим предметам проводится по решению Совета гимназии в пределах имеющихся ассигнований.

2.5. Гимназия вправе открывать по желанию и запросам родителей (законных представителей) группы продленного дня.

2.6. Гимназия может быть реорганизована, перепрофилирована. ликвидирована в установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке.

               III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

3.1. Гимназия осуществляет образовательный процесс двух ступеней образования;

-I ступень - прогимназическое (начальное гимназическое) образование - начальная школа или дошкольное образовательное учреждение - начальная школа;

- II ступень - гимназическое образование - ( 5-11 классы).

3.2. Гимназия работает по типовому ( для гимназии) учебному плану, утвержденному Министерством народного образования Приднестровской Молдавской Республики. Содержание образования в гимназии определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми образовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

3.3. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание определяется учредителем и (или) Уставом гимназии. Во всех имеющих государственную аккредитацию гимназиях изучение молдавского, русского, украинского языков регламентируется государственными образовательными стандартами.

3.4. В соответствии с уставными целями и задачами гимназия может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, за пределами, опpеделяющих ее статус основных общеобразовательных программ.

Виды и формы образовательных услуг в том числе платных, определяются Уставом гимназии.

3.5. Гимназия по договоренности и совместно с учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности.

3.6. Гимназия самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и Уставом гимназии.

3.7. Организация образовательного процесса в гимназии строится на основе учебного плана, разрабатываемого гимназией самостоятельно в соответствии с Базисным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными документами, не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных Уставом гимназии на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается гимназией самостоятельно.


IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


4.1. Участниками образовательного процесса в гимназии являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся.

4.2. Порядок приема в гимназию на ступени начального и основного общего образования определяется учредителем.

4.3. В гимназию (5-11 классы) принимаются учащиеся, независимо от места жительства, прошедшие конкурсный отбор. Условия конкурсного отбора разрабатываются гимназией, утверждаются учредителем и закрепляются в ее Уставе.

4.4. Гимназия обязана ознакомить поступающего на обучение и его родителей ( законных представителей) с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в гимназии, их права и обязанности. Устав гимназии утверждается учредителем в установленном порядке.

4.5. За учащимися гимназии сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс образовательной школы.

4.6. Перевод учащихся из гимназии возможен по решению педагогического совета ( Совета) гимназии:

- по желанию учащихся, их родителей(законных представителей);

- на основании медицинского заключения о состоянии здоровья;

- в случае неуспеваемости учащихся по итогам года:

- в случае несоответствия поведения и отношения к учебе учащихся требованиям, предъявляемым Уставом гимназии. Органы управления образованием содействуют переводу учащихся в общеобразовательные школы для продолжения обучения. При этом учащиеся, не успевающие по программам гимназии, по решению педагогического совета могут быть переаттестованы по программам общеобразовательной школы.

4.7. Гимназия обязана соблюдать принципы государственной политики в области образования в части раздельности светского и религиозного образования.

4.8. Освоение общеобразовательных программ основного общего среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Итоговая аттестация выпускников гимназии осуществляется в соответствии с Положением oб итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Приднестровской Молдавской Республики, утвержденным Министерством народного образования.

4.9. Выпускникам гимназии, имеющим государственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, с указанием вида учебного заведения и предметов, изученных в нем. Документ заверяется печатью гимназии.

Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего ( полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью.

Право зачисления выпускников гимназии в ВУЗ без вступительных экзаменов по результатам выпускных экзаменов определяется соглашением между гимназией и ВУЗом.

4.10. Выпускникам гимназии, не имеющей государственной аккредитации, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ о соответствующем образовании в соответствии с лицензией. Форма документа определяется самим образовательным учреждением. Документ заверяется печатью гимназии.

4.11. Родители (законные представители) обязаны выполнять Устав общеобразовательного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей и несут ответственность за воспитание и создание необходимых условий для получения детьми образования.

4.12. Другие права и обязанности родителей (законных представителей) могут закрепляться в заключенном между ними и гимназией договоре в соответствии с Уставом гимназии.

4.13. Порядок комплектования персонала гимназии регламентируется ее Уставом. Для работников гимназии работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию для гимназии, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

4.14. Права и обязанности работников гимназии определяются ее Уставом и иными предусмотренными Уставом локальными актами.

4.15. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям и другим педагогическим работникам устанавливаются исходя из количества часов по учебному плану и программе, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данной гимназии.

4.16. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) больше или меньше нормы за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, только в случаях уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп), и в случаях перегрузки, влияющей на качество учебного процесса.

4.17. Работники гимназии должны удовлетворять требования соответствующих квалификационных характеристик и обязаны выполнять Устав гимназии.


V. УПРАВЛЕНИЕ ГИМНАЗИЕЙ


5.1. Управление гимназией осуществляется в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и Уставом гимназии на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности

5.2. Общее руководство гимназией осуществляет выборный представительный орган - Совет гимназии. Порядок выборов Совета и вопросы его компетенции определяются Уставом гимназии

5.3 Непосредственное руководство гимназией осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Прием на работу директора осуществляется в порядке, определяемом Уставом гимназии и в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Директор гимназии несет ответственность перед родителями, государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом гимназии.

5.4. Разграничение полномочий между Советом и директором определяется Уставом гимназии.

                VI. ИМУЩЕСТВА И СРЕДСТВА ГИМНАЗИИ

На гимназию распространяется действие раздела 6 "Имущества средства общеобразовательного учреждения" Положения "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики".

6.1. Гимназия работает по типовому для данного вида ( общеобразовательных учреждений) штатному расписанию, утвержденному Министерством народного образования и согласованному с Министерством финансов

6.2. Должностные оклады директора, его заместителей устанавливаются в соответствии с действующим законодательством по оплате труда работников учреждений народного образования.

6.3. Гимназия может осуществлять предпринимательскую деятельность в порядке и в случае, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, доход от которой может использоваться только на развитие учреждения и дополнительным налогом не облагается.

6.4. Ставки заработной платы устанавливаются в прогимназических и гимназических классах в соответствии с действующим законодательством по оплате труда работников учреждений народного образования.

6.5. Независимо от ставки заработной платы, учителям ведущим научно-методическую или опытно-экспериментальную работу отводится дополнительно 3 часа в неделю за счет дополнительного финансирования данного вида общеобразовательного учреждения на каждую разрабатываемую тему. Тема научно-методической работы или опытно-экспериментальной работы, формы и сроки ее проведения определяются договором между учителем и администрацией гимназии.

6.6. Гимназии дополнительно выделяются 10 ставок учителей для организации индивидуальной и внеурочной работы по развитию творческой исследовательской деятельности гимназистов, а также 1200 часов в год для проведения отдельных лекций, курсов на основе договора со специалистами высшей квалификации.

Оплаты приглашенных преподавателей вузов осуществляется в соответствии с их тарификацией по основному месту работы.

6.7. При изучении дисциплин и предметов, где предусмотрено деление класса на 2 группы, учителю работающему с классом установленной наполняемости, производится доплата в размере, определяемом учредителем.

Деление класса на три подгруппы и более, а также деление на подгруппы при изучении дисциплин, не предусмотренных Уставом гимназии производится в пределах имеющегося фонда заработной платы гимназии и за счет привлеченных средств.

6.8. При организации гимназии интернатного типа на питание учащихся по установленным нормам можно направлять дополнительные средства полученные из внебюджетных источников.


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О школе с гимназическими классами


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящее Типовое Положение разработано в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании", Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.96 г. N 176.

1.2. Под школой с гимназическими классами в данном Положении понимается вид общеобразовательного учреждения, в котором организованы и на постоянной основе функционируют классы, реализующие программы гимназического образования.

1.3. Данное Типовое Положение регламентирует деятельность школы, связанную с формированием контингента учащихся, созданием гимназических классов, организацией и обеспечением образовательного процесса в классах, реализующих гимназические образовательные программы.

Другие направления деятельности гимназических классов регламентируются Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.96 г. N 176.

1.4. Основные цели и задачи деятельности, требования к условиям их реализации, ожидаемый результат гимназических классов и гимназии аналогичны, независимо от количества открываемых классов.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2.1. Порядок создания и регламентация деятельности школы с гимназическими классами осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26.03.99 г. N 89, Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.96 г. N 176.

2.2. Решение учредителя основной или средней школы об открытии гимназических классов рассматриваются как решение о создании нового вида общеобразовательного учреждения независимо от количества открываемых классов.

2.3. Основанием для принятия решения о выдаче лицензии на право открытия гимназических классов является положительное заключение экспертной комиссии министерства народного образования о соответствии условий, предлагаемых школой, государственным и местным требованиям, в части строительных норм и правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений; оборудование учебных помещений, оснащенности образовательного процесса; образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

2.4. Количество открываемых гимназических классов зависит от числа учащихся подавших заявление и прошедших конкурсный отбор и условий, созданных для осуществления образовательного процесса.

Наполняемость гимназических классов устанавливается не более 25 учащихся.

2.5. Для проведения занятий по отдельным учебным предметам при наличии специалистов и условий разрешается деление классов на 2 группы в соответствии с Уставом школы:

- при изучении предметов гимназического компонента в класс с численностью учащихся 20 и более человек;

- деление классов по другим предметам Базисного плана осуществляется в соответствии с Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики" (п.24).

2.6. Ликвидация, реорганизация или перепрофилирование школы с гимназическими классами производится в установленном законом порядке.


III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС


3.1. Освоение программ гимназического образования осуществляется в 5-11 (10-11) классах школы.

3.2. Школа самостоятельна в выборе форм, средств и методов организации и осуществления образовательного процесса в пределах определенных Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и Уставом школы.

3.3. Организация образовательного процесса в гимназических классах строится на основе учебного плана разрабатываемого школой самостоятельно в соответствии с Типовым учебным планом гимназий и регламентируется расписанием занятий.

3.4. Содержание гимназического образования определяется программами, разрабатываемыми и принимаемыми и реализуемыми школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

3.5. Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные расписанием занятий и учебных планом, не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.


IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


4.1. Участниками образовательного процесса в школе с гимназическими классами являются обучающиеся, педагогические работники, родители (лица, их заменяющие) обучающихся.

4.2. Права и обязанности участников образовательного процесса определяются Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и Уставом учреждения. Школа обязана ознакомить учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих) со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в гимназических классах.

4.3. В гимназические классы (5-ll) или (lO-ll) принимаются учащиеся, независимо от места жительства, прошедшие конкурсный отбор.

Условия конкурсного отбора разрабатываются школой самостоятельно, утверждаются учредителем и закрепляются в ее Уставе.

4.4. За учащимися, обучающимися в гимназических классах школы, остается право перехода в классы реализующие Типовые программы основной или средней школы.

4.5. Учащиеся не успевающие по предметам гимназического компонента по окончании года переводятся в классы основной или средней школы по решению педагогического совета и аттестуются в соответствии с государственным образовательным стандартом.

4.6. Педагогическая нагрузка учителей в гимназических классах школы устанавливается аналогично педагогической нагрузке учителей, работающих в гимназии.

4.7. Независимо от ставки заработной платы, учителям ведущим научно-методическую или опытно-экспериментальную работу отводится дополнительно 3 часа за счет дополнительного финансирования данного вида общеобразовательного учреждения в неделю на каждую разрабатываемую тему. Тема научно-методической или опытно-экспериментальной работы формы и сроки ее проведения определяются договором между учителем и администрацией школы.

4.8. Школе с гимназическими классами выделяются дополнительно ставки преподавателей для организации индивидуальной и внеурочной работы по развитию творческой и научно-исследовательской деятельности в гимназических классах из расчета 1 ставка учителя на класс но не более 7 на школу, а также часы для проведения отдельных лекций, циклов, курсов на основе договора со специалистами высшей квалификации и научными работниками, из расчета 108 часов в год на класс. Оплата приглашенных специалистов и научных работников осуществляется в соответствии с их тарификацией по основному месту работы.

4.9. При изучении дисциплин и предметов, где предусмотрено деление классов на 2 группы, учителю работающему с классом установленной наполняемости, производится доплата в размере, определяемом учредителем.

4.10. Руководителям и их заместителям в школе с гимназическими классами производится доплата в соответствии с действующим законодательством по оплате труда работников учреждений народного образования.


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


О школе с углубленным изучением
отдельных предметов


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящее Типовое Положение разработано в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании", Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.96 г. N 176.

1.2. Под школой с углубленным изучением отдельных предметов в данном Положении понимается: общеобразовательное учреждение, организующее на постоянной основе углубленное изучение отдельных предметов как основной вид деятельности:

- основная или средняя школа, создавшая отдельные классы с углубленным изучением предметов.

1.3. Данное Типовое Положение регламентирует деятельность школы, связанную с формированием контингента учащихся, созданием классов углубленного изучения отдельных предметов, организацией и обеспечением в школе образовательного процесса. Другие направления деятельности школы регламентируются Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики".

1.4. Основные цели и задачи школы с углубленным изучением отдельных предметов:

- осуществлять образовательный процесс на основе уровневой и профильной дифференциации в соответствии с типами и видами реализуемых образовательных программ;

- обеспечивать потребность учащихся в обучении на повышенном уровне сложности и формировать методологическую и допрофессиональную компетентность;

- создавать условия для развития творческих способностей учащихся;

- обеспечивать реализацию идей непрерывности общего среднего и высшего образования.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ С
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ


2.1. Порядок создания и деятельности школы с углубленным изучением отдельных предметов осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26.03.99 г. N 89, Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.96 г. N 176.

2.2. Решение учредителя основной или средней школы об открытии классов углубленного изучения отдельных предметов рассматривается как решение о создании нового вида общеобразовательного учреждения независимо от количества открываемых классов.

2.3. Основанием для принятия решения о выдаче лицензии на право организации углубленного изучения отдельных предметов, является положительное заключение экспертной комиссии о соответствии условий, предлагаемых школой, государственным и местным требованиям, в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждении, оборудования учебных помещений. оснащенности образовательного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

2.4. Количество открываемых классов углубленного изучения отдельных предметов зависит от числа учащихся, подавших заявление и прошедших конкурсный отбор, и условий, созданных для осуществления образовательного процесса.

Наполняемость классов, в которых осуществляется углубленное изучение отдельных предметов, устанавливается не более 25 учащихся

2.5. Для проведения занятий по учебным предметам, изучаемым углубленно, при наличии специалистов необходимой квалификации и условий, возможно деление классов на 2 ( две) группы.

2.6. Ликвидация (реорганизация) школы с углубленным изучением отдельных предметов (закрытие отдельных классов) производится в установленном законом порядке.

                III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС

3.1. Углубленное изучение отдельных предметов осуществляется на второй (основное общее) и третьей (среднее (полное) общее) ступенях образования.

3.2. Школа самостоятельна в выборе форм, средств и методов организации и осуществления образовательного процесса с углубленным изучением отдельных предметов в пределах, определенных Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и Уставом образовательного учреждения.

3.3. Организация образовательного процесса с углубленным изучением отдельных предметов строится на основе учебного плана, разрабатываемого школой самостоятельно в соответствии с Базисным учебным планом, и регламентируется расписанием занятии.

Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных Уставом школы на основе рекомендаций согласованными органами здравоохранения.

3.4. Содержание образования в школе с углубленным изучением отдельных предметов определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

3.5. Годовой календарный учебный график школ с углубленным изучением отдельных предметов аналогичен годовым календарным учебным графикам основных (средних) школ.

3.6. С учетом специфики содержания и организации образовательного процесса, для школ с углубленным изучением отдельных предметов утверждается индивидуальное расписание, рассчитанное на шестидневную рабочую неделю.


IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


4.1. Участниками образовательного процесса в школе с углубленным изучением отдельных предметов являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законных представителей) обучающихся.

4.2. Права, и обязанности участников образовательного процесса определяются Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании". Уставом учреждения. Школа обязана ознакомить учащихся и их родителей (законных представителей) со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс с углубленным изучением отдельных предметов перед началом образовательного процесса.

4.3. Прием в школы с углубленным изучением отдельных предметов проводится по заявлениям поступающих или их родителей (законных представителей) на конкурсной основе. Условия конкурса разработанные школой должны способствовать отбору наиболее подготовленных граждан к освоению программ, предусматривающих углубленное изучение отдельных предметов.

4.4. Порядок, содержание и форма проведения отбора учащихся самостоятельно разрабатывается школой и закрепляется в ее Уставе.

Учитывается состояние здоровья ребенка и отсутствие противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом. Условия конкурса должны обеспечить зачисление учащихся наиболее способных и подготовленных к освоению программ углубленного изучения предметов.

4.5. За учащимися, обучающимися в школе (классе) углубленного изучения отдельных предметов, остается право перехода в основную (среднюю) школу (параллельный класс основной (средней) школы) на общих основаниях.

4.6. Учащиеся, не успевающие по углубленно изучаемому предмету, по окончании года переводятся в основную или среднюю школу (параллельный класс) по решению педагогического совета и аттестуются в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

4.7. Выпускникам школ (классов) с углубленным изучением отдельных предметов, успешно сдавшим выпускные экзамены, выдается аттестат о среднем (полном) общем образовании с указанием предметов углубленного изучения.

4.8. Педагогическая нагрузка учителей в школах (классах) углубленного изучения отдельных предметов устанавливаются аналогично педагогической нагрузке учителей, работающих в основной (средней) школе.


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


О теоретическом лицее
в Приднестровской Молдавской Республике


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.96 г. N 176.

1.2. Теоретический лицей - вид общеобразовательного учреждения, ориентированный на обучение и воспитание высоконравственной, эрудированной личности и обеспечивающий непрерывность общего и профессионального образования. Лицей дает углубленную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала обучаемых, способствует овладению навыками самостоятельной и научно-исследовательской работы в различных отраслях науки.

1.3. Лицей реализует образовательные программы пролицейского (5-7кл.) и лицейского (8-11 или 10-11 кл.) образования.

1.4. Лицей несет в установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.

1.5. По остальным вопросам регламентирующим деятельность лицея следует руководствоваться Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.96 г. N 176.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2.1. Лицей создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется в соответствии с законодательством уполномоченными органами местного самоуправления в заявительном порядке. Допускается совместное учредительство лицея.

2.2. Отношения между учредителем (учредителями) и лицеем определяется договором, заключенном между ними в установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке.

2.3. Лицей может быть реорганизован, перепрофилирован, ликвидирован в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2.4. Количество классов в лицее зависит от числа поданных заявлений и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм. Наполняемость классов в лицее устанавливается не более 25 учащихся.

2.5. Для проведения занятий по профилирующим предметам и с целью реализации основных образовательных задач лицея при наличии соответствующих специалистов и условий производится деление классов на 2 группы в соответствии с Уставом лицея:

- в пролицейских и лицейских классах с численностью 20 и более учащихся.

2.6. Деление классов по другим предметам Базисного учебного плана осуществляется в соответствии с Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики" (п.24).

2.7. Лицей вправе открывать по желанию и запросам родителей (законных представителей) группы продленного дня для 5-7 классов. Наполняемостью от 15 до 20 учащихся.


III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС


3.1. Лицей осуществляет образовательный процесс двух ступеней общего образования;

- I ступень - пролицейское образование (5-7 кл.);

- II ступень - лицейское образование (8-11 кл.).

3.2. Содержание образования определяется программами. разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми лицеем самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

Обучение в лицее осуществляется по общеобразовательным программам, а по профилирующим дисциплинам по программам повышенного уровня сложности.

3.3. В соответствии с уставными целями и задачами лицей может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных общеобразовательных программ.

Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются Уставом лицея.

3.5. Лицей по договоренности и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности.

3.6. Лицей самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах определенных Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и Уставом лицея.

Организация образовательного процесса в лицее строится на основе учебного плана, разрабатываемого лицеем самостоятельно в соответствии с Типовым учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

3.7. Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать предельно допустимых нагрузок, определенных Уставом лицея на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

3.8. Лицей обязан соблюдать принципы государственной политики в области образования в части раздельности светского и религиозного образования.


IY. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


4.1. Участниками образовательного процесса в лицее являются педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) обучающихся.

4.2. В лицей принимаются учащиеся, независимо от места жительства, прошедшие конкурсный отбор. Порядок и сроки приема определяются учредителем лицея и закрепляются в его Уставе.

4.3. Руководство лицея обязано ознакомить поступающих на обучение и (или) их родителей (законных представителей) с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в лицее.

4.4. Зачисление в лицей учащихся производится по решению педагогического совета лицея в соответствии с порядком, установленном Уставом лицея.

4.5. Дополнительный прием учащихся в лицей производится при наличии свободных мест, как правило, до начала учебного года по результатам конкурса.

4.6. Учащиеся не успевающие по профильным дисциплинам, или не соответствующие предъявленным статусом лицея требованиям, решением педагогического совета могут быть переведены в общеобразовательные учреждения по итогам года.

Одновременно педагогический совет должен рассмотреть вопрос о возможной переаттестации учащегося по программе общеобразовательной школы.

За учащимися лицея сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс общеобразовательной школы.

4.7. Освоение общеобразовательных программ основного общего и полного (среднего) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Итоговая аттестация выпускников лицея осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Приднестровской Молдавской Республики, утвержденным Министерством народного образования Приднестровской Молдавской Республики.

4.8. Выпускникам лицея, имеющего свидетельство о государственной аккредитации, после успешного прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне лицейского образования, заверенный печатью лицея.

Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы полного (среднего) общего образования, награждаются в установленном порядке золотой или серебряной медалью.

Выпускникам лицея не имеющего свидетельства о государственной аккредитации после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ о соответствующем образовании в соответствии с лицензией. Форма документа определяется самим лицеем и согласовывается с местным органом управления образованием. Документ заверяется печатью лицея.

4.9. Порядок комплектования персонала лицея регламентируется его Уставом.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию для лицея, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную соответствующими документами.

4.10. Права и обязанности работников лицея определяются его Уставом и иными правовыми актами.

4.11. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям и другим педагогическим работникам устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном лицее.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, только в случаях уменьшения количества часов по учебному плану и программам, сокращение количества классов (групп), и в случае перегрузки, влияющей на качество учебного процесса.


Y. УПРАВЛЕНИЕ ЛИЦЕЕМ


5.1. Управление лицеем осуществляется в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и Уставом лицея.

5.2. Общее руководство лицеем осуществляет выборный представительный орган - Совет лицея. Порядок выборов Совета и вопросы его компетенции определяются Уставом лицея.

5.3. Непосредственное руководство лицеем осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Прием на работу директора осуществляется в порядке, определяемым Уставом лицея и в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

5.4. Разграничение полномочий между Советом и директором лицея определяются Уставом лицея.


VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ЛИЦЕЯ


На лицей распространяется действие раздела 6 "Имущество и средства общеобразовательного учреждения" Положения "Об образовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики".

6.1. Лицей работает по штатному расписанию составленному на основании Типового штатного расписания для данного вида общеобразовательных учреждений, утвержденному учредителем лицея.

6.2. Должностные оклады директора, его заместителей устанавливаются в соответствии с действующим законодательством по оплате труда работников учреждений народного образования.

6.3. Лицей может осуществлять предпринимательскую деятельность в порядке и случаях предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

6.4. Ставки заработной платы устанавливаются в пролицейских и лицейских классах в соответствии с действующим законодательством по оплате труда работников учреждений народного образования.

6.5. Независимо от ставки заработной платы, учителям ведущим научно-методическую или опытно-экспериментальную работу отводится дополнительно 3 часа в неделю за счет дополнительного финансирования данного вида общеобразовательного учреждения на каждую разрабатываемую тему. Тема научно-методической или опытно-экспериментальной работы, формы и сроки ее проведения определяется договором между учителем и администрацией лицея.

6.6. Лицею дополнительно выделяются 10 ставок учителей для организации исследовательской деятельности лицеистов, а также 1200 часов в год для проведения отдельных лекций, циклов, курсов на основе договора со специалистами высшей квалификации.

Оплата приглашенных преподавателей ВУЗа осуществляется в соответствии с их тарификацией по основному месту работы.

6.7. При изучении профильных дисциплин и предметов, где предусмотрено деление класса на 2 группы, учителю работающему с классом установленной наполняемости производится доплата в размере, определяемом учредителем.

Деление класса на три подгруппы и более, а также деление на подгруппы при изучении дисциплин, не предусмотренных Уставом лицея производится в пределах имеющегося фонда заработной платы лицея и за счет привлеченных средств.

6.8. При организации лицея интернатного типа, на питание учащихся по установленным нормам можно направлять дополнительные средства полученные из внебюджетных источников.


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


О школе с лицейскими классами


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящее Типовое Положение разработано в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" , Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении в Приднестровской Молдавской Республике", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республике от 19.07.96 г. N 176.

1.2. Под школой с лицейскими классами понимается вид общеобразовательного учреждения организующего и осуществляющего на постоянной основе функционирование классов реализующих программы лицейского образования.

1.3. Данное Типовое Положение регламентирует деятельность школы, связанную с формированием контингента учащихся, созданием, организацией и обеспечением образовательного процесса в классах реализующих лицейские образовательные программы.

Другие направления деятельности лицейских классов регламентируются Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении в Приднестровской Молдавской Республике", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.96 г. N 176.

1.4. Основные цели и задачи деятельности, требования к условиям их реализации, ожидаемый результат лицейских классов и лицеев идентичны независимо от количества открываемых классов.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2.1. Порядок создания и регламентация деятельности школы с лицейскими классами осуществляется в соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26.03.99 г. N 89 и Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.03.96 г. N 176.

Решение учредителя об открытии лицейских классов в общеобразовательной школе рассматривается как решение о создании нового вида общеобразовательного учреждения независимо от количества открываемых классов.

2.2. Основанием для принятия решения о выдаче лицензии на право открытия лицейских классов, является положительное заключение экспертной комиссии Министерства народного образования о соответствии условий, предлагаемых школой, государственным и местным требованиям, в части строительных норм и правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений; оборудования учебных помещений, оснащенности образовательного процесса; образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

2.3. Количество открываемых лицейских классов зависит от числа учащихся, подавших заявления, прошедших конкурсный отбор и, условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм.

Наполняемость лицейских классов устанавливаемые не более 25 учащихся.

2.4. Для проведения занятий в лицейских классах по профилирующим предметам при наличии соответствующих специалистов и условий производится деление классов на 2 группы в классах с численностью 20 и более учащихся в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения.

2.5. Деление классов по другим предметам Базисного учебного плана осуществляется в соответствии с Типовым Положением "Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.96 г. N 176.

2.6. Ликвидация, реорганизация или перепрофилирование школы с лицейскими классами производится в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.


III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС


3.1. Изучение программ лицейского образования может осуществляться в 5-7 (пролицейских) и 8-11 (10-11) (лицейских) классах общеобразовательных школ.

3.2. Обучение в пролицейских и лицейских классах по непрофилирующим предметам осуществляется по типовым программам основного и полного (среднего) общего образования, а по профилирующим дисциплинам по программам лицейского образования.

3.3. Содержание лицейского образования определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

3.4. Организация образовательного процесса в лицейских классах строится на основе учебного плана разрабатываемого школой самостоятельно в соответствии с Типовым ( для лицеев) учебным планом, утверждается в установленном порядке и регламентируется расписанием занятий.

3.5. Школа самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах определенных Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" и Уставом школы.

3.6. Учебные нагрузки обучающихся в лицейских классах, регламентированные расписанием занятий и учебным планом не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

3.7. С учетом специфики содержания и организации образовательного процесса, для лицейских классов утверждается индивидуальное расписание, рассчитанное на шестидневную рабочую неделю.


IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


4.1. Участниками образовательного процесса в школе с лицейскими классами являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся, а также преподаватели и научные работники ВУЗов, с которыми заключен договор о сотрудничестве.

4.2. Права и обязанности участников образовательного процесса определяются Законом Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании". Уставом учреждения и иными локальными актами.

Руководство школы обязано ознакомить поступающих на обучение и их родителей ( законных представителей) с документами регламентирующими организацию образовательного процесса в лицейских классах.

4.3. В лицейские классы принимаются учащиеся независимо от места жительства, прошедшие конкурсный отбор Порядок, содержание и форма проведения отбора учащиеся разрабатывается школой самостоятельно, утверждается учредителем и закрепляется в Уставе.

4.4. Прием или зачисление учащихся в лицейские классы осуществляется по результатам конкурсного отбора на основе заключения школьной комиссии об уровне интеллектуального развития ребенка и его готовности к обучению на материале повышенной сложности.

Прием, зачисление или перевод учащихся лицейских классов определяется педагогическим советом в соответствии с порядком, установленном Уставом школы и оформляется приказом по школе.

4.5. Учащиеся лицейских классов не успевающие по профильным дисциплинам могут быть переведены в классы, реализующие Типовые программы основной или средней общеобразовательной школы по итогам года. Одновременно педагогический совет должен рассмотреть вопрос о возможной переаттестации учащегося по программам общеобразовательной школы.

4.6. Освоение общеобразовательных программ, в том числе лицейского образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников

Итоговая аттестация выпускников школ с лицейскими классами осуществляется в соответствии с Положением "Об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным Министерством народного образования Приднестровской Молдавской Республики

4.7. Выпускникам школ с лицейскими классами имеющим свидетельство о государственной аккредитации, после успешного прохождения ими итоговой аттестации выдается соответствующий документ государственного образца об уровне лицейского образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения.

Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы, в том числе лицейского образования, полного(среднего) общего образования, награждаются в установленном порядке золотой или серебряной медалью.

4.8. Педагогическую деятельность в лицейских классах осуществляют лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию для лицея, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную соответствующими документами.

4.9. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям и другим педагогическим работникам устанавливается, исходя из количества часов по учебному плану, программам, обеспеченности кадрами и других конкретных условий в данной школе.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки может быть уменьшен в течении учебного года, по инициативе администрации, только в случаях уменьшения количества часов по учебному плану и программам, сокращения количества классов (групп), и в случае перегрузки, влияющей на качество учебного процесса.

4.10. Независимо от ставки заработной платы, учителям ведущим научно-методическую или опытно-экспериментальную работу отводится дополнительно 3 часа в неделю за счет дополнительного финансирования данного вида общеобразовательного учреждения на каждую разрабатываемую тему. Тема научно-методической или опытно-экспериментальной работы, формы и сроки ее проведения определяются договором между учителем и администрацией школы.

4.11. Школе с лицейскими классами выделяются дополнительно ставки учителей для организации индивидуальной и внеурочной работы по развитию творческой и научно-исследовательской деятельности в лицейских классах из расчета 1 ставка на класс но не более 5, а также часы для оплаты отдельных лекций, циклов, курсов на основе договора со специалистами высшей квалификации и научными работниками, из расчета 108 часов в год на класс. Оплата приглашенных специалистов и научных работников осуществляется в соответствии с их тарификацией по основному месту работы.

4.12. При изучении дисциплин и предметов, где предусмотрено деление класса на 2 группы, учителю работающему с классом установленной наполняемости, производится доплата в размере, определяемом учредителем.

4.13. Руководителям и их заместителям в школах с лицейскими классами производится доплата в соответствии с действующим законодательством по оплате труда работников учреждений народного образования.

Зарегистрировано в Министерстве юстиции
Приднестровской Молдавской Республики
21 декабря 1999 года
Регистрационный N 625
Проверено на аутентичность: Додон А.Г. техник, ГП ГВЦ, тел. 5-20-17