РАСП ПРМР 25 мая 2017 № 425р САЗ 17-22  
»
1
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об охране и безопасности труда»

 

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об охране и безопасности труда» (папка № 463 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Калиным В.И., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Шевченко А.А., первого заместителя министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Жука В.В., начальника Главного управления правотворчества и юридической экспертизы Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Дроздюка А.Г., начальника Службы государственного надзора Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Ильяшенко Н.А.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Мартынов

 

г. Тирасполь

25 мая 2017 г.

№ 425р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 25 мая 2017 года № 425р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об охране и безопасности труда»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об охране и безопасности труда» (папка № 463 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Калиным В.И., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает возможным его принятие с учетом следующих замечаний:

1. Проектом закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об охране и безопасности труда» (далее – проект) предлагается распространить действие законодательства об охране труда на отношения между работником и работодателем, состоящими в гражданско-правовых отношениях.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 5 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики осуществляется трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики (включая законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране труда). При этом регулированию отношений в области охраны труда в Трудовом кодексе Приднестровской Молдавской Республики посвящен раздел 10, который содержит перечень обязанностей работодателя, во многом дублирующийся Законом Приднестровской Молдавской Республики от 8 июня 1993 года «Об охране и безопасности труда» (СЗМР 93-2).

Пунктом 7 статьи 11 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики установлено, что трудовое законодательство не распространяется на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера Приднестровской Молдавской Республики (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей). Следовательно, трудовое законодательство Приднестровской Молдавской Республики (включая законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране труда) не распространяется на отношения между лицами, состоящими в гражданско-правовых отношениях на основании договоров, даже если в Гражданском кодексе Приднестровской Молдавской Республики стороны договора поименованы «работником» и «работодателем».

В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 5 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики нормы трудового права, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Приднестровской Молдавской Республики, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным законом, содержащим нормы трудового права, применяются положения настоящего Кодекса. Если вновь принятый закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

В связи с этим, в целях исключения противоречий между нормами Закона Приднестровской Молдавской Республики от 8 июня 1993 года «Об охране и безопасности труда» (СЗМР 93-2) и Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, отмечаем необходимость внесения соответствующих изменений также в Трудовой кодекс Приднестровской Молдавской Республики.

Кроме того, согласно статье 2 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются физические лица (граждане) и юридические лица. В соответствии со статьей 724 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики на стороне работодателя также могут выступать физические и юридические лица.

Таким образом, предлагая распространить законодательство об охране труда на лиц, работающих на основании гражданско-правового договора, автором проекта предлагается установить обязанности по охране труда на работодателей, в том числе и физических лиц, по договору личного найма, аналогичные тем, которые установлены для работодателя по трудовому договору. К данным обязанностям относятся обучение, инструктажи, проверка знаний по охране труда, проведение периодических медицинских осмотров, организация оптимального режима труда и отдыха и тому подобное.

В связи с тем, что указанные выше обязанности фактически не могут быть реализованы работодателем – физическим лицом по договору личного найма, Правительство Приднестровской Молдавской Республики предлагает распространить действие законодательства об охране труда на отношения между работником и работодателем, состоящими в гражданско-правовых отношениях, только при условии, что работодателем является юридическое лицо.

На основании изложенного необходимо подпункт «б» статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:

«б) часть третью статьи 3 закона изложить в следующей редакции:

«Действие законодательства об охране труда распространяется на работодателей, состоящих с работниками в трудовых, гражданско-правовых отношениях (если работодателем по гражданско-правовому договору является юридическое лицо); работников, состоящих с работодателями в трудовых, гражданско-правовых отношениях (если работодателем по гражданско-правовому договору является юридическое лицо); членов кооперативов, студентов высших учебных заведений и учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ, проходящих производственную практику; военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях; лиц, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях исправительно-трудовых учреждений или предприятий, определяемых органами, ведающими исполнением приговоров, а также на участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства».

Также в рамках третьего чтения рассматриваемого проекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики необходимо предусмотреть изменения пункта 7 статьи 11 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, изложив его в следующей редакции:

«7. Трудовое законодательство Приднестровской Молдавской Республики не распространяется на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

а) военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

б) членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

в) лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, за исключением законодательства Приднестровской Молдавской Республики об охране труда в случаях, установленных законодательным актом, регулирующим вопросы охраны и безопасности труда;

г) других лиц, если это установлено законом».

2. Частью первой статьи 3 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 8 июня 1993 года «Об охране и безопасности труда» (СЗМР 93-2) в редакции подпункта «а» статьи 1 законопроекта предлагается установить, что законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране труда основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики и состоит из настоящего Закона, Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, иных актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики, а также международных договоров, ратифицированных Приднестровской Молдавской Республикой, устанавливающих требования безопасности и гигиены к организации труда, средствам производства, технологическим процессам, рабочим местам и т.д.

При этом согласно пункту 1 статьи 5 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 19 мая 2016 года № 131-З-VI «О международных договорах Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-20) согласие Приднестровской Молдавской Республики на обязательность для нее международного договора может выражаться путем:

а) подписания договора;

б) обмена документами, образующими договор;

в) ратификации договора;

г) утверждения договора;

д) принятия договора;

е) присоединения к договору;

ж) одобрения договора;

з) принятия решения о распространении норм международного права на территории Приднестровской Молдавской Республики;

и) применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

В связи с изложенным согласие Приднестровской Молдавской Республики на обязательность для нее международного договора в сфере охраны и безопасности труда может выражаться не только путем ратификации договора.

Таким образом, автор законопроекта, предлагая включить в законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране труда лишь международные договоры, ратифицированные Приднестровской Молдавской Республикой, тем самым ограничивает круг международных договоров в сфере охраны и безопасности труда, которые могут применяться на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Согласно подпункту «ж» части первой статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 7 мая 2002 года № 123-З-III «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-19) при осуществлении правотворческой деятельности в Приднестровской Молдавской Республике должны соблюдаться правила законодательной техники, иными словами при осуществлении правотворчества не должно быть употребление аббревиатур и сокращений.

Учитывая обозначенное, полагаем необходимым подпункт «а» статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:

«а) часть первую статьи 3 Закона изложить в следующей редакции:

«Законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране труда основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики и состоит из настоящего Закона, Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики, иных актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики, а также международных договоров, заключенных Приднестровской Молдавской Республикой, устанавливающих требования безопасности и гигиены к организации труда, средствам производства, технологическим процессам, рабочим местам и так далее».