ПОС ВСМР 18 марта 2005 № 2109 САЗ 05-12 ID: 20682    
»
3
»
0

BAA


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ В
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


18 марта 2005 г.
N 2109


(САЗ 05-12)


В соответствии со статьями 62, 41 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года N 294-З-III "Об образовании" (САЗ 03-26), с целью определения государственной политики в области образования Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить доктрину образования в Приднестровской Молдавской Республике (прилагается).


2. Субъектам права законодательной инициативы учитывать положения данной доктрины в законотворческой работе.


    3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня подписания.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ                   Г.С.МАРАКУЦА

г. Тирасполь
18 марта 2005 г.
N 2109
Приложение
к Постановлению Верховного Совета
Приднестровской Молдавской Республики
от 2 марта 2005 года N 2109
"Об утверждении доктрины образования в
Приднестровской Молдавской Республике"


Доктрина образования
в Приднестровской Молдавской Республике


1. Общие положения


1. Доктрина образования в Приднестровской Молдавской Республике (далее - доктрина) - это документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, определяющий стратегию и основные направления развития образования в Приднестровской Молдавской Республике.

2. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2015 года.

3. Доктрина отвечает интересам граждан многонационального государства - Приднестровской Молдавской Республики - и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

4. Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина Приднестровской Молдавской Республики, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

5. Доктрина создает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семьи, работодателя - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.

6. Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития Приднестровской Молдавской Республики.


    2. Цель и основные задачи образования


1. Цель образования состоит в создании условий для развития и саморазвития личности каждого гражданина Приднестровской Молдавской Республики.

Для достижения основной цели система образования призвана обеспечить:

а) историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию представителей народов и наций, населяющих Приднестровскую Молдавскую Республику;

б) воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского поликультурного общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

в) развитие научных исследований в фундаментальных и прикладных областях науки;

г) разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

д) формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

е) организацию образовательного процесса с учетом современных достижений науки, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий, систематическое обновление всех аспектов образования;

ж) непрерывность образования в течение всей жизни человека;

з) многообразие типов и видов организации образования, вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

и) преемственность уровней и ступеней образования;

к) создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

л) воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

м) экологическое воспитание, формирующее бережное отношение человека к природе.

2. Основные задачи государства в сфере образования состоят в:

а) реализации конституционного права и обеспечении равных возможностей для различных социальных слоев населения на получение доступного образования высокого качества;

б) обеспечении условий для получения всеми детьми основного общего образования, определении ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение общего образования;

в) обеспечении вхождения образовательной системы Приднестровской Молдавской Республики в образовательное пространство Российской Федерации, в единое образовательное пространство стран СНГ;

г) формировании в общественном сознании отношения к образованию как к высшей ценности гражданина, общества и государства;

д) обеспечении светского характера образования;

е) создании условий для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных организациях всех форм, типов и видов;

ж) проявлении всесторонней заботы о сохранности жизни, здоровья и обеспечении физического воспитания и развития детей, учащихся и студентов;

з) ликвидации детской беспризорности, предотвращении преступности среди молодежи;

и) обеспечении воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

к) создании социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;

л) создании условий полноценного развития научно-образовательных центров, обеспечивающих проведение научных исследований в фундаментальных и прикладных областях науки, развитии культуры;

м) обеспечении интеграции образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с организациями образования, науки и образования с производством;

н) обеспечении нормативного финансирования организаций образования;

о) стимулировании негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии организаций образования;

п) обеспечении доступа обучающихся и педагогов к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;

р) предоставлении бесплатных учебников для льготной категории обучающихся организаций общего и профессионального образования;

с) обеспечении свободного выбора направлений и форм образования с учетом потребностей экономики в специалистах и квалифицированных рабочих, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;

т) обеспечении единого правового пространства функционирования и развития организаций образования различных форм собственности;

у) обеспечении законодательного определения сфер материальной, административной и имущественной ответственности учредителей организаций образования;

ф) сохранении и поддержке этнической и национальнокультурной самобытности народов Приднестровской Молдавской Республики, обеспечении сохранения и развития языков и культур представителей всех национальностей, населяющих Приднестровскую Молдавскую Республику;

х) обеспечении полноправного функционирования трех официальных языков (русского, молдавского, украинского) на территории Приднестровской Молдавской Республики;

ц) обеспечении качественного образования на основе развития материальной базы, использования современных образовательных технологий;

ч) обеспечении дополнительных социальных гарантий для педагогов в сельской местности;

ш) создании и реализации условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;

щ) развитии системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры, создании условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;

э) обеспечении поддержки различных форм самоорганизации обучающихся, не противоречащих Конституции Приднестровской Молдавской Республики, и формировании гражданской правовой культуры молодежи;

ю) использовании возможностей средств массовой информации в пропаганде и реализации основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной, обеспечении доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 10 процентов;

я) проведении эффективной кадровой политики в системе образования.


    3. Ожидаемые результаты реализации доктрины


1. Доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития Приднестровской Молдавской Республики. Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано обеспечить будущее народа Приднестровья, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину Приднестровской Молдавской Республики.

2. Государственная поддержка в обеспечении доктрины позволит достичь следующих результатов в повышении качества образования:

а) создание гибкой, открытой и вариативной системы образования, гарантирующей необходимые условия для получения качественного образования на всех уровнях;

б) индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов организаций образования и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности.

3. Государство обеспечит всем гражданам Приднестровской Молдавской Республики независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения:

а) общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

б) обязательное и бесплатное основное общее образование;

в) общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;

г) общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;

д) бесплатное среднее профессиональное и высшее профессиональное образование на конкурсной основе в государственных учреждениях образования в пределах государственных образовательных стандартов;

е) бесплатное постдипломное образование на конкурсной основе в государственных учреждениях образования;

ж) дополнительное образование для детей на основе адресной финансовой поддержки малообеспеченных семей;

з) общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4. Государство гарантирует своевременную оплату труда педагогических работников в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

5. Работникам системы образования будет обеспечен достойный уровень пенсионного обеспечения на основе повышения оплаты труда и в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

6. Государство гарантирует обучающимся в государственных и муниципальных организациях образования:

а) защиту жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание;

б) адресное предоставление академических и социальных стипендий, а также законодательно устанавливаемых пособий учащимся и студентам из малообеспеченных семей и другим определенным категориям обучающихся;

в) содействие трудоустройству и занятости выпускников организаций профессионального образования.

7. До 2015 года будут обеспечены темпы роста объема бюджетного финансирования образования в соответствии с темпом роста внутреннего валового продукта, но не менее 6 процентов от внутреннего валового продукта, а также созданы условия для привлечения в сферу образования и науки средств из внебюджетных источников.

8. В соответствующих муниципальных бюджетах на очередной финансовый год должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в Приднестровской Молдавской Республике.