УЗ ППМР 27 июля 2009 № 509 САЗ 09-31 утратил силу документом от: 25 мая 2013  
»
2
»
6

BAA


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ, РАДИО,
ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕЛЕ-, РАДИОВЕЩАНИЯ,
А ТАКЖЕ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ
И ДРУГИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


УКАЗ


ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


27 июля 2009 г.
N 509


(САЗ 09-31)


В соответствии с пунктом 3 статьи 70, статьей 72 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, в целях формирования единой государственной информационной политики в области развития информатизации, телекоммуникаций радио, телевидения, организаций теле-, радиовещания, периодических печатных изданий и других средств массовой информации, постановляю:


1. Утвердить Концепцию государственной информационной политики в области развития информатизации, телекоммуникаций, радио, телевидения, организаций теле-, радиовещания, а также периодических печатных изданий и других средств массовой информации (прилагается).


2. Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.


ПРЕЗИДЕНТ

И. СМИРНОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г. Тирасполь

27 июля 2009 г.

    N 509


Приложение
к Указу Президента
Приднестровской Молдавской Республики
от 27 июля 2009 года N 509


КОНЦЕПЦИЯ
государственной информационной политики
в области развития информатизации, телекоммуникаций, радио,
телевидения, организаций теле-, радиовещания,
а также периодических печатных изданий
и других средств массовой информации


1. Введение


1. Цель Концепции - определение целей, задач для объектов государственной информационной политики (далее ГИП) с целью определения развития этих объектов, а также основных направлений и механизмов реализации ГИП, результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие Приднестровской Молдавской Республики.

2. Область применения - конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в Приднестровской Молдавской Республике, формированию Единого информационного пространства Приднестровской Молдавской Республики и ее вхождению в мировое информационное сообщество.

3. Исходные данные для разработки Концепции - Конституция Приднестровской Молдавской Республики, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Законы Приднестровской Молдавской Республики "Об информации, информатизации и защите информации", "О средствах массовой информации", "Об электросвязи", "О государственной тайне", Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики.

4. В последние 2-3 года содержание ГИП было несколько расширено и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны, а также некоторые аспекты информационной безопасности. С начала 2000 года формируются и развиваются принципы и положения государственной политики информатизации. Основным содержанием этой политики стало обеспечение внедрения научно-технических достижений, созданию производственно-технологических и организационно-экономических условий применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов.

Новый импульс в развитии государственной информационной политики возник в последнее время в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в Приднестровской Молдавской Республике как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед, противостояния внутренним и внешним угрозам, формирования положительного имиджа государства. Исключительное значение для выработки адекватных времени представлений об информатизации, политики информатизации и ГИП в целом имеют процессы формирования и развития мирового информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена. Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных средств массовой информации (далее СМИ) на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. В рамках ГИП должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства Приднестровской Молдавской Республики и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. ГИП должна способствовать укреплению связи между административными единицами, укреплению государственности.

Необходимость решения столь масштабных задач требует эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственной поддержки отечественного информационного производства рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронных и печатных СМИ.

На механизмы реализации и выбор первоочередных практических мероприятий ГИП в настоящее время накладывается отпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики. Производство информации, внедрение средств информатизации, телекоммуникации и связи является ведущим элементом развития страны. Как и для всех отраслей, использующих высокие технологии для информатизации, чрезвычайно важным является усиление роли государственного регулирования. ГИП должна стимулировать рост внедрения средств информатизации, телекоммуникации, создания информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них. Практическая реализация ГИП в современных условиях требует широкой психологической кампании по поддержке ее основных положений в общественном мнении, разъяснений ее социальной направленности, доказательства ее обоснованности. Свободное создание, распространение и потребление информации, как важнейшее конституционное право граждан, находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому государственную информационную политику следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения государственной политики.

ГИП по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, органов власти, государственных организаций и коммерческих структур.


2. Цели и задачи государственной информационной политики


5. ГИП представляет собой совокупность целей, отражающих государственные интересы Приднестровской Молдавской Республики в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих.

ГИП является важной составной частью внешней и внутренней политики Приднестровской Молдавской Республики и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной стратегической целью ГИП является обеспечение построения информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество и, в первую очередь, в российское.

Основой этого перехода является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

6. Основными задачами ГИП являются:

а) развитие внедрения информационных, телекоммуникационных технологий;

б) дальнейшее освоение появляющихся новых технологий в электросвязи;

в) формирование государственных информационных ресурсов;

г) обеспечение граждан общественно значимой информацией посредством государственных средств массовой информации, а также негосударственных средств массовой информации;

д) подготовка человека к жизни и работе в информационном обществе;

е) создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

7. Основным средством, обеспечивающим функционирование инфраструктуры и взаимодействие субъектов единого информационно-телекоммуникационного пространства, являются информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие создание информации, ее распространение и использование.

Достижение целей ГИП требует развития и совершенствования системы всеобщего образования и профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей полноценную жизнь и эффективную деятельность человека в информационном обществе. ГИП будет эффективной ли в случае, если она носит комплексный, системный характер и направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.

Система массового информирования является основным средством формирования массового сознания, каналом информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения политических, экономических и культурных идей. Система массового информирования должна способствовать сплоченности общества, которое стремится к укреплению государственности на пути к признанию, обеспечению защиты конституционных прав и свобод граждан.

8. Основные положения ГИП фиксируются в нормативных правовых актах, прежде всего в законах, гармонизированных с законодательством России, и это является важнейшим основанием для реализации ГИП. Исходя из этого, решение основных задач ГИП должно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной сферы:

а) система формирования и использования информационных ресурсов;

б) информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

в) технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;

г) рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;

д) домашняя компьютеризация;

е) международное сотрудничество;

ж) системы обеспечения информационной безопасности;

з) правовая база информационных отношений.

9. Содержание задач ГИП вытекает из новых политических и социально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий государственной политики в области создания, распространения и использования информации и разумного заимствования мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах.

Все цивилизованные государства рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику. Сформулирована последовательно проводится информационная политика для Европейского сообщества. Информационная политика разных стран зависит от особенностей их политического, социально-экономического и культурного развития. Для ее реализации эти страны принимают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы.

Достижение главной стратегической цели ГИП - обеспечение построения информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество - требует, как показывает опыт развитых стран, согласованного регулирующего воздействия государств на две главные составляющие ГИП, обеспечивающие этот переход: социально-политическую и технико-технологическую.

10. ГИП должна опираться на следующие базовые принципы:

а) принцип открытости - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение;

б) принцип равенства интересов - в равной степени учитываются интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех "правила игры");

в) принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности;

г) принцип приоритетности отечественного государственного производителя - при равных условиях приоритет отдается государственному производителю информационно-коммуникационных продуктов;

д) принцип социальной ориентации - основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан Приднестровской Молдавской Республики;

е) принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются преимущественно государством;

ж) принцип приоритетности права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.


3. Основные объекты ГИП и ее содержание.
Информационные ресурсы


11. Количество, качество и доступность информационных ресурсов определяют уровень развития страны.

Информационные ресурсы Приднестровской Молдавской Республики на данный момент являются весьма незначительными, включающими государственные базы данных, электронные информационные массивы в основном министерств и ведомств для автоматизации исполнения возложенных на эти субъекты узко-специализированных функций (следует отметить, что данные базы, массивы не являют собой структурированного интеграционного ядра, определяемого единством цели, унификацией исполнения программного кода), библиотечные и архивные фонды. Архивный фонд Приднестровской Молдавской Республики, который практически формируется из документированной информации на бумажных носителях, имеющей политическую, научную, экономическую, культурно-историческую, практическую и другую значимость не имеет клона данной информации в электронном виде и соответственно не представляет собой структурированного интеграционного ядра, определяемого единством цели, унификацией исполнения программного кода. На муниципальном уровне базы данных, электронные информационные массивы также практически отсутствуют. Четкого количества и качества баз данных, электронных информационных массивов не существует ввиду отсутствия заинтересованности и необходимости в их регистрации, а также ввиду отсутствия государственного администрирования в данной сфере и органа, обладающего самыми широкими полномочиями, достаточными силами и средствами. Одним из важнейших показателей движения страны по пути к информационному обществу является количество и качество, а также степень использования информационных ресурсов для обеспечения потребностей общества.

12. Исходя из возрастающей роли информационных ресурсов в развитии страны, основная цель ГИП по отношению к информационным ресурсам может быть сформулирована как создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях деятельности.

13. Основными направлениями ГИП в этой области должны быть:

а) разработка и совершенствование нормативного правового обеспечения системы управления информационными ресурсами и механизмов реализации имеющихся правовых положений;

б) разработка и реализация организационных мер по координации деятельности в сфере формирования и использования государственных информационных ресурсов;

в) разработка и реализация финансово-экономических методов регулирования деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов;

г) создание государственной системы мониторинга состояния информационных ресурсов;

д) разработка и реализация государственных программ, направленных на формирование и использование различных категорий информационных ресурсов, в том числе, исторической, политической, социальной, научно-технической информации, информатизации библиотек, архивов и др.

14. Первоочередными мероприятиями ГИП в области формирования, развития и использования информационных ресурсов должны быть:

а) анализ существующего законодательства, касающегося различных аспектов формирования, развития и использования информационных ресурсов с целью выработки рекомендаций по согласованию положений различных законов и определению необходимых дополнений в законодательство;

б) создание эффективной системы учета информационных ресурсов, созданных за счет государства и находящихся в ведении учреждений и предприятий;

в) разработка и реализация системы управления государственными информационными ресурсами по отдельным категориям.

Информационные ресурсы страны - это капитал общества и государства. Следует иметь в виду, что задачи формирования, накопления, распространения и коммерческого использования государственных информационных ресурсов следует отнести к задачам общегосударственного значения.

Государство должно располагать инструментом, позволяющим достоверно оценивать информационный капитал общества и на этой основе осуществлять регулирующие и контролирующие функции в социально-экономической сфере в целом и в сфере информационной деятельности, в частности.


4. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура


15. Для Приднестровской Молдавской Республики как страны с переходной экономикой чрезвычайно важным фактором завершения рыночных преобразований и обеспечения устойчивого развития является укрепление всех типов инфраструктур общественного производства. Особое место здесь занимает информационно-телекоммуникационная инфраструктура (далее ИТИ), призванная обеспечить создание единого информационного пространства и, как следствие, эффективного единого социально-экономического пространства Приднестровской Молдавской Республики с целью последовательного вхождения Приднестровской Молдавской Республики в российскую информационную инфраструктуру.

Приднестровская Молдавская Республика сегодня не имеет достаточных средств для самостоятельного создания и развития национальной ИТИ и вынуждена привлекать для этого капиталы, технику и технологии развитых стран. Такая ситуация требует разработки ответственной государственной информационной политики, ориентированной на приоритетное развитие и защиту ИТИ страны в условиях широкого внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Особого внимания заслуживает в этой связи развитие сектора ИТИ, который должен обеспечивать предоставление различных информационных услуг потребителям, в первую очередь, населению.

16. Государственное регулирование развития ИТИ должно осуществляться по следующим основным направлениям:

а) бюджетное финансирование социально значимых информационных систем (здравоохранение, образование, трудоустройство, социальное обеспечение, отдельные разделы законодательства), а также систем информационного обеспечения госорганов, выборов, правопорядка, системы предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями;

б) создание экономических условий для поддержки отечественного производителя в развитии сектора предоставления различных информационных услуг населению, в том числе по формированию системы электронной торговли, информатизации быта и досуга;

в) стимулирование (финансовое, налоговое и др.) создания и развития отечественных корпоративных сетей и коммерческих систем, в том числе провайдеров, обеспечивающих доступ в Интернет и предоставляющих льготы пользователям из малообеспеченных групп населения, учащимся и студентам, детям;

г) защита прав граждан на личную жизнь и на доступ к информации;

д) реализация на основе положений ГИП концепций, программ и проектов развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей, а также разработка стандартов (согласованных с международными стандартами), обеспечивающих их создание и эксплуатацию.


5. Производство и потребление информационных продуктов и услуг


17. В настоящее время приднестровский рынок информации, информационных технологий, продуктов и услуг (далее - информационный рынок) является одним из наиболее динамичных секторов приднестровского рынка. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается новейшими средствами и технологиями, внедряемыми практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Однако приднестровский информационный рынок имеет свои особенности, существенно отличающие его от зарубежных.

Первая особенность - практическая однородность рынка по районам страны. Развитие информационного рынка идет не "сверху вниз", а равномерно. К сфере электросвязи, эфирного радиовещания, периодики это относится полностью. К эфирному и кабельному телевещанию это относится на 80%.

Вторая особенность - если государственный сектор производства информационных продуктов и услуг практически не имеет государственного финансирования на внедрение новых технологий (как технических, так и творческих) и их внедрение имеет не системны а эпизодический характер, явно не обеспечивающий выполнение государственных задач на требуемом уровне, то частный сектор (в том числе общественные организации) имеет достаточное финансовое обеспечение для эффективного решения поставленных задач в производстве информационных продуктов и услуг.

Третья особенность - установление неравных экономических условий функционирования государственных СМИ - производителей информационных продуктов и услуг - и частных. Следует отметить, что данное неравенство определяется ужесточением норм и правил для частного производителя, а для государственного (один из примеров - правила ценообразования на рекламные услуги).

Четвертая особенность - слабость правового регулирования информационного рынка.

Эти особенности позволяют сформулировать основную цель ГИП по отношению к информационному рынку - создание и эффективное применение такой нормативной правовой базы, которая, с одной стороны, обеспечивала бы стабильность рынка и его ориентацию на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой - обеспечивала бы преференцию на рынке производителя государственных информационных продуктов и услуг.

18. На приднестровском информационном рынке наблюдаются следующие основные тенденции, развитие которых определит его состояние в ближайшем времени:

а) происходит интенсивное развитие частного сектора производителей информационных продуктов и услуг (СМИ), программного обеспечения (ПО) для локальных систем;

б) наблюдается процесс смещения рынка в сторону заказных индивидуальных разработок информационных технологий;

в) происходит активное привлечение новых групп работников, не имеющих базового образования и навыков работы;

г) быстрыми темпами растет сектор рынка, связанный с предоставлением различных сетевых услуг.

В целом можно говорить о достаточно устойчивых тенденциях развития приднестровского информационного рынка, однако, реализация этих тенденций должна определяться активной политикой государственного регулирования, нацеленной и на перспективу устранения сложившихся перекосов в сегментах государственного и частного производства информационных продуктов и услуг как на количественном, так и качественном уровнях.

19. Исходя из вышесказанного, основные направления ГИП по отношению к приднестровскому информационному рынку должны обеспечивать:

а) разработку и действенность нормативно-правовых положений, регулирующих поведение участников рынка и возможность государства ориентировать их на первоочередное удовлетворение потребностей общества и государства;

б) выработку и проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к государственным производителям;

в) повышение конкурентоспособности государственной информационной продукции путем проведения открытых конкурсов на выполнение государственных заказов.

В рамках указанных направлений первоочередными мероприятиями ГИП должны быть:

а) разработка стратегии поведения государства на информационном рынке Приднестровской Молдавской Республики путем приоритетного развития определенных информационных продуктов и услуг, к примеру: телеработа, телемедицина, телеобразование, теледискуссии по социальным, политическим, экономическим вопросам и т.п.;

б) разработка комплекса нормативно-правовых положений и механизмов, обеспечивающих реализацию принятой стратегии.

20. В настоящее время в Приднестровской Молдавской Республике созданы основные технологические предпосылки для массовой компьютеризации. Это быстрое развитие различного типа линий и каналов связи, разветвленных телекоммуникационных сетей, возможности реализации широкого спектра сетевых услуг как для организаций, так и для отдельных граждан. Можно считать, что Приднестровская Молдавская Республика завершает первый этап подготовки к вступлению в мировое информационное сообщество.

Следующим этапом должна явиться массовая домашняя компьютеризация, которая коренным образом может изменить положение на рынке труда, систему образования и весь комплекс получаемых населением социально значимых услуг. При этом должна быть решена задача обеспечения доступа (посредством домашнего компьютера) ко всем видам СМИ (в т.ч. телевещание, радиовещание, периодические печатные издания).

21. ГИП в части развития массовой домашней компьютеризации должна быть направлена на:

а) создание экономических условий, способствующих развитию сектора информационных услуг, ориентированных на использование домашних компьютеров;

б) развитие различного типа государственных информационных и телекоммуникационных сетей с целью доведения их до домашнего потребителя;

в) ориентацию государственных и общественных социальных служб на возможности использования домашних компьютеров в информационном и информационно-справочном обслуживании населения;

г) государственную поддержку государственных производителей информационных продуктов и услуг для домашней компьютеризации.


6. Политика в области массовой информации


22. Переход к информационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни. В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию главных технологических компонентов информационной среды (системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий) на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство и распространение информации.

Переход Приднестровской Молдавской Республики к новому типу экономического развития, а также развитие гражданского общества и правового государства, политического плюрализма, порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обусловливает особую роль СМИ в жизни общества. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение государственными СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и информирования власти и общества о жизни общества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей. А роль государственных СМИ переоценить невозможно.

В настоящее время не решены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа журналистов к информации, с правовой охраной личной тайны в СМИ, защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой частными СМИ. Негосударственные СМИ не выполняют образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур, государственные СМИ не выполняют их в достаточном объеме.

23. При всей гамме поставленных вопросов, которые решают СМИ и их роли, то в отношении проведения в массы государственной пропаганды государственной идеологии, следует отметить незначительное количество СМИ. При том, что зарегистрировано негосударственных СМИ - более 100 единиц, то государственные СМИ (в большинстве специализированные) представлены только: ГУ "Телевидение ПМР", ГУ "Радио ПМР", газеты "Адевэрул Нистрян", "Гомiн", "Приднестровье", "Вестник Министерства здравоохранения и социальной защиты", "За Приднестровье", "Милиция Приднестровья", "Советы народа", "Таможенные вести", журналы "Экономика Приднестровья", "Гоструднадзор ПМР", "Собрание актов законодательства", "Современный конституционализм", "Право и общество", электронные сайты в сети Интернет органов государственной власти, телепрограммы Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики, Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики, Государственного таможенного комитета Приднестровской Молдавской Республики.

24. Одними из оперативных и доступных широкому кругу граждан являются ГУ "Телевидение ПМР", ГУ "Радио ПМР". Следует отметить, что за период своего существования эти СМИ достаточно полно и качественно выполняли возложенные на них задачи, используя имеющиеся технические средства (приобретенные за счет выделенных государством средств) и силы из подготовленных творческих работников (обучение проводилось в ВУЗах РФ за счет выделенных государством средств) с использованием технологий доступных видов (жанров) информационных продуктов - очерк, сюжет, интервью... За последние 3 года ГУ "Телевидение ПМР", ГУ "Радио ПМР" практически финансировались самостоятельно за счет услуг рекламы. Однако этих средств крайне недостаточно для организации планомерной работы и технического перевооружения.

Развитие телевизионного и радио искусства за последние 3-5 лет сделало стремительное движение вперед, определив эффективность воздействия на психологическое сознание потребителя информационных услуг такого жанра как - "массовое шоу". Исследования показали, что зритель, слушатель способен воспринимать больше и точнее информацию, поданную в виде диалога или лучше дебатов, дискуссии, когда вопросы ставятся достаточно остро, бескомпромиссно. При этом зритель, слушатель, если и догадывается, что определенные моменты режиссированы, то общий ход событий захватывает зрелищностью. К сожалению, у ГУ "Телевидение ПМР", ГУ "Радио ПМР" отсутствуют как технические средства и помещения для организации проведения подобных шоу, так и подготовленные на практике ведущие. Поэтому для осуществления диалога между представителями государственной власти и обществом с целью определения потребностей общества, его оценки действий власти, необходимо принятие решений по оснащению ГУ "Телевидение ПМР", ГУ "Радио ПМР" необходимыми помещениями и студийной техникой. Следует отметить, что санитарные нормы в имеющихся помещениях ГУ "Телевидение ПМР", ГУ "Радио ПМР" не выдерживаются. Здание ГУ "Радио ПМР" пострадало от наводнения в августе 2008 года. В настоящее время не эксплуатируется. 50% работников ГУ "Радио ПМР" находятся в отпуске с оплатой в 2/3 месячного зароботка.

Мировые тенденции в развитии телевизионного и радио искусства определяют и рост технического качества информационных продуктов. Первостепенной задачей улучшения качества является внедрение цифрового эфирного телевизионного и радиовещания. При этом следует понимать, что цифровое телевещание определяется как цифровым оборудованием, производящим съемку (цифровая видеокамера), так и цифровым трансляционным оборудованием (цифровой теле-, радиопередатчик). Испытания цифрового передатчика вещающего одновременно 6 телевизионных программ, проведенные Министерством информации и телекоммуникаций на территории Слободзейского района, показали надежность его в эксплуатации и высокое качество приема программ.

25. Количество специалистов по штату в ГУ "Телевидение ПМР" - 258, в ГУ "Радио ПМР" - 115. Количество специалистов по факту в ГУ "Телевидение ПМР" - 223, в ГУ "Радио ПМР" - 105. Учитывая определенную однотипность специфики сбора, обработки и создания информационных продуктов в ГУ "Телевидение ПМР" и в ГУ "Радио ПМР", при выделении им необходимого с точки зрения санитарных норм и технологической необходимости здания целесообразно принятие решения по их слиянию (присоединению) с образованием телерадиокомпании с сокращением общей штатной численности.

Одним из экономических методов стимулирования качества производства информационных продуктов является перевод творческих работников ГУ "Телевидение ПМР", ГУ "Радио ПМР" на гонорарную систему оплаты. Эта система предполагает изменение планирования расходной части бюджета в отношении заработной платы. Следовало бы определить стоимость теле-, радиопрограммы по определенному жанру, определенной продолжительности. При этом государство определяло бы на очередной год, сколько и каких передач необходимо, и заявляло бы в бюджет соответствующие суммы на размещение и производство этих программ. ГУ "Телевидение ПМР", ГУ "Радио ПМР" сделав продукт, получают расчет за него в том случае, если он соответствует заданным требованиям. Из этих средств ГУ "Телевидение ПМР", ГУ "Радио ПМР" рассчитываются с творческими работниками.

26. В редакции газеты "Адевэрул Нистрян" трудится 39 специалистов по факту (по штату - 40), в газете "Гомiн" трудится 28 специалистов по факту (по штату - 29), в "Приднестровье" трудится 51 специалист по факту (по штату - 57). Газета "Адевэрул Нистрян" выходит 1 раз в неделю форматом А-3 (8 полос), тиражом в среднем - 800 экз. Газета "Гомiн" выходит 1 раз в неделю форматом А-3 (12 полос), тиражом в среднем - 2300 экз. Газета "Приднестровье" выходит 5 раз в неделю форматом А-2(/3), тиражом - 4500 (/9500) экз. Следует отметить, что периодические печатные издания на государственных языках должны выходить равными по периодичности и формату. Их выпуск необходимо поручить одному юридическому лицу, преобразовав редакции трех газет в одну, предоставив при этом соответствующее здание.

27. Для решения этих проблем следует:

а) заказать проект на строительство и построить технологически приспособленное здание для расположения в нем государственных СМИ: ГУ "Телевидение ПМР", ГУ "Радио ПМР", газеты "Адевэрул Нистрян", "Гомiн", "Приднестровье". В данном здании выделить помещения Союзу журналистов и Союзу писателей, организовать постоянно действующий международный пресс-центр;

б) заказать технологический проект под государственную телерадиокомпанию с последующей поставкой и монтажом оборудования;

в) при готовности здания к эксплуатации редакциями газет "Адевэрул Нистрян", "Гомiн", "Приднестровье", провести их реорганизацию путем слияния;

г) провести полное перевооружение журналистского технологического оборудования государственной телерадиокомпании;

д) обеспечить государственную телерадиокомпанию автомобильным транспортом для журналистских групп;

е) при готовности технологического производства провести мероприятия по созданию государственной телерадиокомпании с внедрением гонорарной системы оплаты творческим работникам;

ж) разработать государственную программу внедрения эфирного цифрового телевещания с учетом обеспечения государством определенных групп граждан цифровыми декодерами;

з) разработать государственную программу обучения творческих работников государственной телерадиокомпании в ведущих телерадиокомпаниях России. При этом решение этих проблем может быть найдено только в рамках ГИП, прямо ориентированной на открытое демократическое развитие приднестровского общества и государства.

28. Основными направлениями ГИП, реализующими указанный путь развития, должны быть:

а) недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ (прямой нажим, снабжение СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленные недосказанности, сращивание структур власти, бизнеса, прессы и т.п.);

б) регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ (препятствие уменьшения официальных источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов и т. п.);

в) содействие развитию муниципальных СМИ;

г) совершенствование законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.

29. Основной задачей ГИП по отношению к СМИ является выработка правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества и государства. Для этого необходимо решить комплекс вопросов государственной поддержки государственных СМИ и выработать позицию по отношению к негосударственным СМИ. В этом случае СМИ реально смогут служить механизмом организации отношений между населением и социальными институтами общества, выражающими интересы власти, бизнеса, культурного развития, быть инструментом диалога между ними. При этом может быть преодолено складывающееся отношение значительной части населения к массовой информации, недоверие к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным ожиданиям.

Должны быть созданы такие организационные, правовые, экономические и технологические условия, при которых СМИ будут эффективно выполнять функцию объективного информирования населения, социальных институтов и государства. Под этим углом зрения следует рассматривать все уже существующее и перспективное законодательство, другие нормативные акты и отдельные правовые нормы, касающиеся СМИ. Особое внимание должно быть уделено правовым положениям, устанавливающим ответственность за правонарушения в информационной сфере, обеспечивающим государственную поддержку СМИ, в том числе социальную и правовую защищенность журналистов государственных СМИ.

Важной является также проблема информирования населения о деятельности органов власти и управления. Необходимо обеспечение доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, правовых актах и нормах, регулирующих общественную и частную жизнь граждан. Ситуация осложняется отсутствием инициативы органов исполнительной власти в общении с гражданами. Это объясняется:

а) недопониманием требований Конституции Приднестровской Молдавской Республики в отношении обязанности доводить информацию до населения. Норма понимается буквально - опубликование Приказов. При этом, говорить, вести диалог, дебаты, дискуссию - конструктивно, с гражданами на языке обывателя по проблемам, решаемым органами власти, - желания не возникает;

б) сомнениями в принятых (принимаемых) решениях.

Только в дискуссиях, проводимых государственными СМИ на оборудованных площадках с участием общественности и представителей органов государственной власти, можно надеяться на понимание гражданами государственной политики. Отсутствие подобных дискуссий только наталкивает обывателя на мысль, что власть боится, или вообще не желает говорить с народом.

30. Нельзя забывать, что СМИ есть не только объект информационной политики, но и активный субъект ее. Это инструмент не только государственного, а еще в большей степени общественного воздействия на массовое сознание, инструмент формирования общественного мнения. Идеи тонкого правового регулирования всей системы электронных и печатных СМИ должны быть тщательно согласованы с действующим и вновь принимаемым законодательством в этой области. Весьма важным является поиск баланса между государственным и частным регулированием деятельности редакций СМИ.

31. На основе перечисленных концептуальных положений и с учетом накопленного в этой области небольшого опыта в качестве первоочередных мероприятий ГИП необходимо:

а) разработать долгосрочную стратегию государства в отношении СМИ и провести ее широкое общественное обсуждение;

б) скорректировать существующее законодательство, регулирующее деятельность СМИ и их отношения с государством и обществом.


7. Информационное право


32. Информационная среда общества превратилась в определяющий фактор политического, социально-экономического и культурного развития. Решения государственных, международных проблем не могут не учитывать состояние информационной среды и ее влияние на все сферы общественной жизни.

Глобализация открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынка информационных технологий, продуктов и услуг, формирование международного информационного пространства создают предпосылки для нарушения традиционных механизмов обеспечения жизнедеятельности государств, оказывают серьезное воздействие на многие элементы государственности и национальных правовых систем. Растет осознание значения международно-правовых механизмов. Новые тенденции необходимо учитывать при определении задач ГИП в части развития информационного законодательства и его отдельных направлений. Недопустимо в условиях непризнанности, постоянных экономических, политических, информационных угроз со стороны не условного, а реального противника, стремиться в законотворчестве для СМИ к реализации общепризнанных норм, достигнутых за весь путь развития состоявшихся уже признанных и экономически, политически сильных государств. Развитие государственности - долгий диалектический путь развития общества, сопровождаемого законодательством, соответствующим данному обществу в данный период его развития.

Базис информационной политики, как и политики вообще, составляет совокупность норм права и механизмы реализации этих норм. В контексте ГИП речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности, защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации.

33. Основные положения государственной политики можно сформулировать следующим образом:

а) государство законными средствами обеспечивает защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации;

б) государство совершенствует существующее и разрабатывает новое законодательство и нормативно-правовую базу информационных отношений в обществе, а также осуществляет контроль за безусловным исполнением законодательства;

в) ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства;

г) ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируется;

д) государство обеспечивает предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги.

34. В настоящее время законодательная деятельность по регулированию информационных отношений в приднестровском обществе "развивается под ситуационность" и в связи с этим искажает даже общепризнанную терминологию и как следствие, затрудняет правоприменительную практику.

Законы в области электросвязи, информации и информатизации позволяют говорить лишь о начале формирования отрасли информационного законодательства. Действующие Законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об электросвязи" заложили основы законодательного регулирования информационных отношений в обществе с учетом мировой практики, современного уровня развития информационных технологий и обеспечения информационных прав субъектов правоотношений. Законы в области архивного дела заложили основы формирования документального и архивного фондов - наиболее значимого для государства информационного ресурса, закрепили порядок доступа к информации. Однако, Закон "О средствах массовой информации" заложил основы законодательного регулирования, которые еще подлежат изучению для приближения к их пониманию при практическом применении. Эти законы являются базовыми для формирования на их основе законов и других нормативных актов по отдельным направлениям правового регулирования информационных отношений в обществе.

35. Можно утверждать, что собственно правовая компонента информационной политики должна предусматривать, прежде всего, формирование правового статуса всех субъектов в системе информационных отношений, пользователей информационных и телекоммуникационных систем (граждане, социальные институты, общественно-политические организации, органы государственной власти и управления) и определение их ответственности за обеспечение конституционного права на свободу информации.

36. Реализация правовой компоненты ГИП может осуществляться по следующим основным направлениям:

а) внесение изменений и дополнений в Закон "О средствах массовой информации" с целью определения регулирования информационных отношений в обществе с учетом российской общеизвестной и общедоступной практики;

б) разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;

в) гармонизация существующих и согласование разрабатываемых законов в информационной сфере с законодательством в других областях;

г) разработка подзаконных актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективное правоприменение существующего и разрабатываемого законодательства.

37. Первоочередными мероприятиями ГИП являются:

а) анализ процессов развития информационной сферы и определение областей, не имеющих правового обеспечения;

б) анализ причин низкой правоприменимости существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения.


8. Системы обеспечения информационной безопасности


38. Государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения безопасности страны через систему информационной безопасности.

Система информационной безопасности призвана обеспечивать сохранение государственной и других тайн, защищать информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру от воздействия информационного оружия, угроз информационного терроризма и информационного криминала.

Проблемой, требующей тщательного анализа и постоянного внимания, является информационная защита в связи с широким внедрением международного информационного обмена по глобальным и локальным компьютерным сетям. Не меньшего внимания заслуживают проблемы, связанные с возможностями использования средств информационно-психологического воздействия. Это область потенциальных угроз личной и общественной безопасности.

39. Можно сформулировать следующие основные направления ГИП в данной области:

а) учет требований информационной безопасности (далее ИБ) при выработке стратегии ГИП и осуществлении всех ее мероприятий;

б) согласование разрабатываемой нормативно-правовой базы развития информационного общества и обеспечения ИБ;

в) тесное взаимодействие мероприятий ГИП с мероприятиями, проводимыми в рамках государственной политики обеспечения ИБ;

г) выработка согласованной политики, правил и процедур интегрирования Приднестровской Молдавской Республики в международные телекоммуникационные сети;

д) выработка и осуществление единой научно-технической политики государства, в том числе в области создания технических средств обеспечения ИБ.

В рамках перечисленных направлений ГИП в качестве первоочередных мероприятий необходимо:

а) провести анализ существующей нормативно-правовой базы обеспечения ИБ с целью ее корректировки;

б) выработать общие принципы и рекомендации по проведению согласованной политики по закупкам зарубежных программно-технических и телекоммуникационных средств и их использованию в стратегически важных областях.


9. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры Приднестровской Молдавской Республики
с глобальными информационными сетями


40. Решение задачи участия Приднестровской Молдавской Республики в мировых открытых сетях должно основываться на следующих положениях.

Приднестровская Молдавская Республика не может оставаться в стороне от мирового научно-технического развития, технологическую основу которого составляют глобальные информационные сети. Будущее Приднестровской Молдавской Республики существенно зависит от того, насколько эффективным будет участие страны в этих сетях. Сегодня перед страной вполне конкретно стоит проблема регламентации реального включения телекоммуникационных сетей в основную телекоммуникационную артерию мира - сеть Интернет. Суть проблемы состоит в необходимости соблюдения интересов Приднестровской Молдавской Республики в международном информационном обмене и обеспечении безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Чтобы политика участия страны в мировых открытых сетях была действенной, необходимо обеспечение требуемого уровня информационной безопасности при подключении к международным сетям.

41. Для реализации данного положения в рамках ГИП должны быть выполнены следующие мероприятия:

а) организация мониторинга и прогнозирования потребностей в различных видах информационного обмена по международным сетям;

б) создание организационной структуры для слежения за ситуацией в области безопасности трансграничного информационного обмена, координации мер министерств и ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности, а также по организации сотрудничества с Россией по этим вопросам;

в) разработка национальных стандартов информационного обмена и защиты информации;

г) разработка законодательства, устанавливающего статус информации, передаваемой по глобальным открытым сетям, процедуры контроля за соблюдением этого статуса, а также регламентирующего права, обязанности и ответственность пользователей и перечень информации, не подлежащей передаче по этим сетям.


10. Воздействие ГИП на различные области общественной жизни


42. Государственная информационная политика есть неотъемлемая составляющая внешней и внутренней политики приднестровского государства. Достижения или провалы информационной политики будут оказывать непосредственное и сильное воздействие на все сферы жизни общества и государства.

43. В области геополитики, безопасности и международных отношений рациональная и действенная государственная информационная политика должна содействовать становлению роли Приднестровской Молдавской Республики как полноценного участника мирового информационного сообщества, как страны использующей новейшие компьютерные и телекоммуникационные технологии. Именно эта роль позволит Приднестровской Молдавской Республике оказаться в числе государств, способных на деле защитить свои государственные интересы и безопасность в непрекращающейся борьбе за экономические превосходство, за политическое и культурное влияние в складывающемся многополярном мире. Осуществление такой информационной политики позволит Приднестровской Молдавской Республике:

а) уверенно вписаться в систему международных отношений в новых условиях информационной проницаемости государственных границ и тем самым защитить страну от информационной, политической и культурной экспансии развитых недружественных стран;

б) решить задачу вхождения в мировые открытые сети приднестровских государственных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей с позиций защиты государственных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры;

в) предотвратить опасности использования новых информационных технологий в качестве информационного оружия и угрозы информационного терроризма.

44. В области экономики осуществление государственной информационной политики позволит быстрее и точнее строить стратегию социально-экономического развития страны. Эта стратегия должна опираться на:

а) постоянное увеличение государственных инвестиций в информационную среду общества;

б) использование преимуществ, которые дает владение необходимой социальной и экономической информацией;

в) эффективные и гибкие механизмы управления экономической деятельностью и общественной жизнью в целом;

г) резкий рост числа потребителей коммерческой информации, циркулирующей в открытых информационных сетях;

д) развитие в перспективе единой информационно-денежной инфраструктуры и электронной коммерции.

45. В сфере государственного управления реализация ГИП открывает возможности перехода к новому качеству управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий и технологий связи.

Должно быть осуществлено последовательное реформирование информационного производства в системе органов государственной власти и управления. Без решительных реформ в этой сфере, трансформации отношения к информации как к ресурсу эффективного управления вне сферы узкоспецифических задач невозможно преодолеть не достаточную эффективность управления. Это позволит:

а) существенно улучшить подготовку и принятие государственных решений за счет использования системы полных, достоверных и доступных баз данных по всем объектам управления, а также развития интеллектуальных информационных систем;

б) обеспечить реализацию всех базовых функций стратегического и текущего управления (анализ и прогноз ситуаций, обмен информацией, планирование и координация деятельности, контроль за выполнением принятых решений и т.п.);

в) развернуть мониторинг чрезвычайных ситуаций (природных, техногенных катастроф и аварий), а также рискованных социально-политических ситуаций, и построить систему быстрого реагирования на эти ситуации.

46. В области образования, науки и культуры государственная информационная политика должна способствовать серьезным преобразованиям этих сфер.

Информатизация образования означает не просто использование программно-технических средств. Она ведет к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека. Формируется система непрерывного, дистанционного и открытого образования, базирующаяся на соединении сетевых компьютерных и коммуникационных технологий, позволяющих приблизить процесс обучения к научному поиску и достичь главной цели современного образования - сформировать профессионально компетентную, творческую личность.

47. Глубоко продуманная и взвешенная информационная политика по отношению к участию Приднестровской Молдавской Республики в мировых информационных сетях имеет особое значение для духовного развития народа Приднестровской Молдавской Республики, для предотвращения размывания приднестровских культурно-исторических традиций, для минимизации опасности вторжения идеалов и ценностей западной массовой культуры и психологии в условиях широкого использования открытых сетей.

48. В области охраны здоровья, защиты окружающей среды и природопользования государственная информационная политика должна оказать серьезное влияние на эффективность функционирования используемых в этих областях информационных систем и сетей. Должны получить широкую государственную и общественную поддержку новые информационные технологии в медицине. Большое внимание в этом плане необходимо уделять мониторингу физического и психического здоровья населения, контролю групп риска.

ГИП должна использоваться для обеспечения перехода к ресурсосберегающим технологиям, улучшения деятельности природозащитных организаций.


11. Актуальные проблемы построения
в Приднестровской Молдавской Республике
информационного общества


49. Государственную информационную политику следует рассматривать через призму перехода Приднестровской Молдавской Республики к информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи ГИП выступают как актуальные проблемы построения в нашей стране информационного общества. Можно выделить три класса этих проблем.

50. Первый класс составляют проблемы развития технологического базиса информационного общества и перехода к нему. Главное здесь состоит в обеспечении адекватного социально-экономической ситуации уровня функционирования и развития следующих основных составляющих этого базиса:

а) разработка государственной программы по определению и формированию информационных ресурсов, государственных баз, массивов данных, всех видов архивов, библиотек и музейных хранений и пр., необходимых для выполнения функций государства, а также удовлетворения нужд граждан с обязательным определением единого органа, ответственного за ее выполнение, с подотчетностью ему в рамках реализации этой программы органов власти, включенных в программу;

б) формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры - территориально распределенных государственных и корпоративных компьютерных сетей, телекоммуникационных сетей, линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур и правовых механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование;

в) разработка информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий - базовых, прикладных и обеспечивающих, систем и средств их реализации, сетевых технологий обеспечения доступа к информации;

г) рынка информационных технологий, средств вычислительной техники, телекоммуникаций, связи, информационных продуктов и услуг;

д) технологий, структур и механизмов функционирования и развития электронных СМИ. Проблемы технологического базиса в рыночной экономике (отчасти в переходной экономике), как правило, решаются независимо от усилий, предпринимаемых государством. Однако в большей степени успешность их решения обусловлена ролью государственного регулирования развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных технологий и системы производства информационных продуктов и услуг.

51. Второй класс проблем обусловлен тем, что Приднестровская Молдавская Республика должна строить свою стратегию перехода к информационному обществу в тесном взаимодействии с другими странами. Здесь на первый план выходит проблема обеспечения государственной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значимой информации и т.п.). Проблемы обеспечения безопасности в информационной сфере носят как концептуальный, так и практический характер.

Должна быть создана единая система обеспечения информационной безопасности, которой необходимо эффективно управлять. Сегодня в стране имеется конгломерат отдельных ведомственных систем, решающих отдельные задачи защиты информации в системах и сетях только в пределах своей компетенции и в своих ведомственных интересах. Необходимо согласование усилий всех подсистем и координация их деятельности. Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений, как за рубежом, так и внутри страны. Эти изменения могут порождать новые информационные угрозы. Система должна быстро реагировать на эти изменения и перманентно проверять возможности отражения реальных или потенциальных угроз. Должны быть выработаны правовые нормы, устанавливающие ответственность за хакерство и другие компьютерные преступления, злоумышленное проникновение в государственные и корпоративные информационные сети, нарушение прав и законных интересов граждан в процессе информационного обмена. Необходимо рассмотреть возможности контроля за распространением по сети Интернет непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и т.п., оказывающих негативное воздействие на массовое сознание, физическое, психическое и социальное здоровье людей.

52. Третий класс проблем определяется социально-экономическими и социально-культурными предпосылками перехода сегодняшнего общества Приднестровской Молдавской Республики к информационному обществу. Успешность продвижения к информационному обществу находится в прямой зависимости от информационной подготовки общества. В обществе доминирует недооценка роли информации в экономике. Информация недостаточно востребуется аппаратом управления, отсутствует регулярное информирование населения органами государственной власти и управления о своей деятельности. Совершенно недостаточна компьютерная грамотность населения. Значительна роль негативных факторов в экономике и общественной жизни, определяемая традициями и стереотипами общественного сознания и поведения.


12. Заключение


53. Воплощение в жизнь основных идей и практических мероприятий государственной информационной политики будет означать серьезное продвижение страны по пути к информационному обществу. Это движение должно состоять из следующих шагов.

Последовательное реформирование информационного производства на основе:

а) управления информацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития, определяющим успех в использовании других видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых);

б) развития общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг;

в) открытости информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития страны по пути построения гражданского общества и правового государства;

г) практического овладения населением страны информационными ресурсами;

д) развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой и новейшими информационными технологиями в различных видах деятельности;

е) достижения высокого уровня информационной безопасности.

54. Государственная информационная политика откроет новые возможности регулярного информирования населения органами государственной власти и управления о политической и социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры. Разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации, составляющие одну из главных задач ГИП, облегчат формирование и распространение духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям Приднестровской Молдавской Республики.