Указание Приднестровского республиканского банка
О порядке применения системы скидок и надбавок (bonus-malus) при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Утверждено решением правления
Приднестровского республиканского банка
Протокол № 25 от 10 мая 2018 года
Зарегистрировано Министерством юстиции
Приднестровской Молдавской Республики 21 мая 2018 г.
Регистрационный № 8248
Настоящее Указание разработано в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2016 года № 18-З-VI «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (САЗ 17-4) (в текущей редакции), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 21 января 2008 года № 392-З-IV «Об организации страхового дела» (САЗ 08-3) (в текущей редакции), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 7 мая 2007 года № 212-З-IV «О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 07-20) (в текущей редакции) и устанавливает порядок применения системы понижающих и повышающих коэффициентов к базовой страховой премии обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в зависимости от наличия или отсутствия на протяжении 1 (одного) года страховых случаев по отношению к объекту обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - система «bonus-malus»).
1. Система «bonus-malus» предусматривает применение понижающих коэффициентов (bonus) к базовой страховой премии при отсутствии информации о страховых случаях по каждому страхователю и (или) водителю в отдельности на протяжении 1 (одного) года, предшествующего дате заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) на новый срок, и применение повышающих коэффициентов (malus) к базовой страховой премии при наличии одного или более страховых случаев в указанный период.
При заключении договора обязательного страхования на новый срок страховщик определяет значение класса системы «bonus-malus» не ранее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты окончания срока страхования по действующему договору страхования, за исключением случая заключения договора в период не истекшего срока страхования при наличии информации о произошедших страховых случаях в период действия не истекшего договора. При этом страховые случаи, наступившие с даты заключения нового договора обязательного страхования до даты окончания действующего договора обязательного страхования, учитываются при определении класса системы «bonus-malus» при заключении последующего договора обязательного страхования.
2. Для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 (один) год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.
В случае наличия перерыва в страховании в связи с незаключением договора обязательного страхования система «bonus-malus» применяется исходя из класса страхователя и (или) водителя, определенного при заключении предыдущего договора обязательного страхования, с учетом информации о наличии или отсутствии страховых случаев, произошедших в период действия предыдущего договора обязательного страхования.
3. В целях применения системы «bonus-malus» для определения класса страхователя и (или) водителя и коэффициента «bonus-malus» используется информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), содержащаяся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2016 года № 18-З-VI «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - автоматизированная информационная система).
4. Система «bonus-malus» применяется при заключении договоров обязательного страхования со сроком действия 12 месяцев для транспортных средств, зарегистрированных в Приднестровской Молдавской Республике, путем определения страховщиком класса страхователя и (или) водителя и применения соответствующего классу корректирующего коэффициента «bonus-malus» согласно таблице, приведенной в пункте 9 статьи 14 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 16 января 2016 года № 18-З-VI «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В указанных целях по столбцу первому таблицы определяется значение класса на начало годового срока страхования, а согласно значениям, указанным в столбцах с третьего по шестой таблицы, определяется класс по окончании годового срока страхования с учетом количества страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров.
Если договор обязательного страхования заключается на срок менее 12 месяцев, система «bonus-malus» не применяется. В указанном случае за страхователем и (или) водителем сохраняется класс, определенный при заключении предыдущего договора обязательного страхования.
5. В случае отсутствия при заключении договора обязательного страхования в автоматизированной информационной системе информации по предшествующим договорам обязательного страхования страхователю и (или) водителю присваивается 7 (седьмой) класс на начало годового срока страхования с применением соответствующего коэффициента «bonus-malus» 1 (один).
6. При заключении договора обязательного страхования на новый срок класс системы «bonus-malus», определенный при заключении предыдущего договора обязательного страхования, изменяется в зависимости от количества страховых случаев, произошедших в период действия предыдущего договора обязательного страхования, следующим образом:
а) класс системы «bonus-malus» снижается с последующим применением соответствующего корректирующего повышающего коэффициента к базовой страховой премии (malus):
1) при наличии информации об 1 (одном) страховом случае на две ступени (два класса);
2) при наличии информации о 2 (двух) страховых случаях на пять ступеней (пять классов);
3) при наличии информации о 3 (трех) и более страховых случаях страхователю и (или) водителю присваивается самый низкий класс М;
б) класс системы «bonus-malus» повышается на одну ступень (один класс) с последующим применением соответствующего корректирующего понижающего коэффициента к базовой страховой премии при отсутствии информации о страховых случаях (bonus).
7. При заключении договора обязательного страхования с указанием лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в отношении которого заключается договор страхования (ограниченное число лиц), класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя с применением максимального значения коэффициента системы «bonus-malus» из значений, определенных в отношении каждого лица. При отсутствии сведений в автоматизированной информационной системе указанным лицам присваивается класс 7 (семь) с применением коэффициента «bonus-malus» 1 (один).
8. При заключении страховщиком договоров обязательного страхования со страхователем - физическим лицом, владеющим несколькими транспортными средствами, класс системы «bonus-malus» определяется на основании суммирования количества страховых случаев, содержащихся в информации о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 (один) год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.
9. При заключении страховщиком договора обязательного страхования со страхователем - юридическим лицом, который владеет несколькими транспортными средствами, система «bonus-malus» применяется в отношении каждого транспортного средства в отдельности.
Класс определяется на основании сведений в отношении страхователя - юридического лица применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования.
10. Если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых случаях, произошедших в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.
При отсутствии страховых случаев в течение периода действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, при заключении договора обязательного страхования на новый срок страхователю присваивается класс системы «bonus-malus», который был присвоен при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.
11. Настоящее Указание вступает в силу со дня, следующего за днем официального опубликования.
Председатель В. Тидва
г. Тирасполь
10 мая 2018 г.
№ 1069-У