ПРИК МПМР 4 февраля 2004 № 86 САЗ 04-22  
»
1
»
0

CCA


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ
ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
(РЕДАКЦИЯ НА 30.07.2009)


ПРИКАЗ


МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


4 февраля 2004 г.
N 86


(САЗ 04-22)

   Текст нижеприведенной редакции Приказа официально не опубликован
         (редакция подготовлена с учетом изменений, внесенных
                Приказом Министерства промышленности ПМР
                             от 30.07.09)

Согласован: Министерство экономики


Зарегистрирован Министерством юстиции
Приднестровской Молдавской Республики 25 мая 2004 г.
Регистрационный N 2772


Во исполнение статьи 310 Трудового Кодекса Приднестровской Молдавской Республики (САЗ 02-29) и в целях обеспечения безопасности движения и регулирования труда и отдыха водителя, приказываю:


1. Утвердить и ввести в действие "Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" (прилагается).

2. Направить Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.


А. БЛАШКУ
МИНИСТР

  г. Тирасполь

4 февраля 2004 г.

      N 86


Ретроспектива изменений Приложения:

Редакция 2 - Приказ Министерства промышленности ПМР от 30.07.09 N 440 (САЗ 09-35).


Приложение
к Приказу Министра промышленности
Приднестровской Молдавской Республики
от 4 февраля 2004 года N 86


ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И
ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ


1. Общие положения


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с пунктом 2 статьи 310 Трудового кодекса Приднестровской Молдавской Республики (САЗ 02-29), Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 13 сентября 2000 г. N 401 "Об утверждении Положения, структуры и штатного расписания Министерства промышленности Приднестровской Молдавской Республики" (ОФ 00-9) с изменениями, внесенными Указами Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 апреля 2002 года N 261 (САЗ 02-15), от 13 сентября 2002 года N 554 (САЗ 02-37), от 14 января 2003 года N 23 (САЗ 03-3), от 22 мая 2003 года N 224 (САЗ 03-21), от 26 ноября 2003 года N 551 (САЗ 03-48), Европейским Соглашением, касающемся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки от 1 июля 1970 г. (ЕСТР, АЕТR), признанное рамочной нормой права на территории Приднестровской Молдавской Республики Постановлением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 19 февраля 2003 года N 975 (САЗ 03-11), и в целях обеспечения безопасности движения и регулирования труда и отдыха водителя.


Ретроспектива изменений пункта 2:

Редакция 2 - Приказ Министерства промышленности ПМР от 30.07.09 N 440 (САЗ 09-35).


2. Настоящее Положение распространяется на водителей автомобилей, работающих в организациях, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также на индивидуальных предпринимателей, выполняющих нерегулярные (заказные) и таксомоторные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в порядке, установленном законом.

Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания движения автомобилей в городском, пригородном междугородном и международном сообщениях должны разрабатываться с учетом норм трудового законодательства и требований настоящего Положения.

3. Труд водителей автомобилей регулируется общими нормами Трудового Кодекса Приднестровской Молдавской Республики. Настоящее Положение регламентирует особенности применения этих норм и требований исходя из специфики организации труда и отдыха водителей автомобилей.


2. Термины и определения


4. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

а) транспортное средство - любой автомобиль или прицеп; этот термин охватывает любой состав транспортных средств;

б) автомобиль - любое механическое самоходное транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов; этот термин не включает сельскохозяйственные тракторы;

в) состав транспортных средств - сцепленные транспортные средства, которые участвуют в дорожном движении как одно целое;

г) автомобильные перевозки - любое передвижение по дорогам, открытым для общего пользования, порожнего либо с людьми или с грузом транспортного средства, используемого для перевозки пассажиров или грузов;

д) международные автомобильные перевозки - любые автомобильные перевозки с пересечением, по крайней мере, одной границы;

е) регулярные линии - линии, которые обеспечивают передвижение пассажиров через конкретно указанные интервалы движения по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на заранее определенных остановках;

ж) водитель - лицо, имеющее водительское удостоверение установленного образца с соответствующей категорией, независимо от того, работает оно по найму или нет, управляющее транспортным средством хотя бы в течение короткого периода времени или находящееся на транспортном средстве для того, чтобы управлять им в случае необходимости;

з) неделя - период времени с 00.00 ч в понедельник до 24.00 ч в воскресенье;

и) рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени;

к) отдых - время, продолжительностью не менее часа в течение которого водитель свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению;


Ретроспектива изменений подпункта "л" пункта 4:

Редакция 2 - Приказ Министерства промышленности ПМР от 30.07.09 N 440 (САЗ 09-35).


л) тахограф - контрольное устройство, предназначенное для установки на автотранспортное средство в целях непрерывного измерения и(или) регистрации в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства: пройденного пути и скорости движения, определенных периодах работы и отдыха водителей и, при необходимости, другой дополнительной информации.


3. Рабочее время


5. В течение рабочего времени водитель должен выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, трудовым распорядком или графиком работы.

6. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.

7. В тех случаях когда по условиям производства не может быть соблюдена для данной категории водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие) не превышала нормального числа рабочих часов. Учётный период не может превышать 1 (один) год.

Решение об установлении суммированного учёта рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

8. Для водителей автобусов, с их письменного согласия, администрация совместно с выборным профсоюзным органом может устанавливать рабочий день с разделением смены с двумя выходами на работу. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени обеденного перерыва.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

9. Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с действующим трудовым законодательством.

10. В состав рабочего времени водителя включается:

а) установленное нормативами подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных и международных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

б) время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью до 5 минут в смену;

в) время управления автомобилем;

г) время стоянки: в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

д) время простоев не по вине водителя;

е) время остановок, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха от вождения в пути и на конечных пунктах;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем.

11. Продолжительность управления автомобилем между любыми двумя периодами ежедневного отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха, именуемая ниже "ежедневная продолжительность управления", не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена дважды в течение любой одной недели до 10 часов.

12. После максимум шести ежедневных периодов управления водитель должен получить еженедельный период отдыха.

13. Еженедельный период отдыха может быть отложен до конца шестого дня, если общая продолжительность управления на протяжении 6 дней не превышает максимального времени, соответствующего 6 ежедневным периодам управления транспортным средством.

14. В случае международных пассажирских перевозок, за исключением перевозок на регулярных линиях, вместо слов "шести" и "шестого" изложенного в пункте 13 используются соответственно "двенадцати" и "двенадцатого".

15. Общая продолжительность управления на протяжении любых двух недель не должна превышать 90 часов.

16. В случаях, когда при междугородных и международных перевозках предусматривается пребывание водителя в автомобиле продолжительностью более 12 часов, на таком автомобиле должно быть оборудовано специальное место для отдыха водителя, и в рейс должно быть направлено два водителя.

17. В случае, когда нормальное рабочее время водителя-повременщика полностью не загружено выполнением основной работы, на него может быть дополнительно возложена другая работа, близкая по квалификации и специальности, что должно быть обусловлено трудовым договором.

18. Рабочее время водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени регламентируется графиками сменности, которые составляются на весь учетный период из расчета выполнения установленной нормы рабочих часов за этот период. В них определяется: время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, а так же время, предоставляемое для междусменного еженедельного отдыха.

19. Для водителей автомобилей, занятых на перевозках в технологическом процессе промышленных строительных, сельскохозяйственных и других организаций, графики сменности составляются с таким расчетом, чтобы они были увязаны с графиками сменности рабочих обслуживаемых этими водителями участков.

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время и время проведения медицинского осмотра автомобиля устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

21. Сверхурочные работы для водителей могут быть применены в исключительных случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Приднестровской Молдавской Республики, с их письменного согласия.

22. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.


Примечание. При сдельной оплате труда водителей автомобилей все их рабочее время учитывается в нормах времени и особой оплате не подлежит.


4. Время отдыха


23. Водители в соответствии с Трудовым Кодексом Приднестровской Молдавской Республики пользуются правом на:

а) перерыв в течение рабочей смены для отдыха и питания;

б) ежедневный (междусменный) отдых;

в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

г) нерабочие праздничные дни;

д) отпуска.

24. После управления в течение четырех с половиной часов водитель должен сделать перерыв по крайней мере на 45 минут, если не наступает период отдыха.

25. Этот перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределенными на протяжении периода управления или сразу после этого периода таким образом, чтобы это соответствовало положениям пункта 23.

26. В течение этих перерывов водитель не должен выполнять никакой другой работы. Время ожидания и время, не используемое для управления и проведенное в движущемся транспортном средстве, на пароме или в поезде, не рассматривается в качестве другой работы.

27. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов не позднее, чем через 4 часа после начала работы.

28. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).


5. Продолжительность отдыха


29. В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов, который может быть сокращен до минимум 9 часов непрерывного отдыха не более трех раз в течение любой одной недели при условии, что до конца следующей недели в качестве компенсации водителю предоставляется отдых эквивалентной продолжительности.

В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее 8 последовательных часов. В этом случае минимальная продолжительность отдыха увеличивается до 12 часов.

30. Если в течение каждых 30 часов транспортным средством управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен иметь период отдыха, продолжительностью не менее 8 последовательных часов.

31. В течение каждой недели один из периодов отдыха, указанных в пунктах 29 и 30, должен составлять в качестве еженедельного отдыха в общей сложности 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до минимум 36 последовательных часов, если он используется в обычном месте приписки транспортного средства или в месте приписки водителя, либо до минимум 24 последовательных часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано эквивалентным временем отдыха, если оно используется целиком до конца третьей недели, которая следует за данной неделей.

32. Еженедельный период отдыха водителя, который начинается в течение одной недели и продолжается в течение следующей, может быть присоединен к одной из этих недель.

33. В случае пассажирских перевозок, которые приведены в пункте 14 раздела 3, еженедельный период отдыха водителя может быть перенесен на ту неделю, которая следует за неделей, за которую полагается этот отдых, и присоединен к еженедельному периоду отдыха этой второй недели.

34. Любой отдых водителя, который используется в качестве компенсации за сокращение ежедневного и/или еженедельного периода отдыха, должен присоединяться к другому периоду отдыха продолжительностью не менее 8 часов и предоставляться по просьбе заинтересованного лица в месте стоянки транспортного средства или приписки водителя.

35. Ежедневный период отдыха может использоваться водителем на транспортном средстве, если на нем имеется спальное место и это транспортное средство находится на стоянке.

36. В отступление от Положения (пункт 29 раздела 5), в случае, если водитель, осуществляющий перевозку грузов или пассажиров, сопровождает транспортное средство, которое перевозится на пароме или поезде, ежедневный период отдыха может прерываться не более одного раза, если соблюдены следующие условия:

а) та часть ежедневного периода отдыха, которая проводится на суше, должна использоваться до или после той части ежедневного периода отдыха, которая проводится на борту парома или в поезде;

б) период между двумя промежутками ежедневного отдыха должен быть по возможности короче и ни в коем случае не может превышать одного часа до погрузки или после выгрузки, причем таможенные формальности должны быть включены в операции по погрузке или выгрузке;

в) в течение обоих промежутков отдыха водитель должен располагать спальным местом.

Ежедневный период отдыха, прерываемый таким образом, должен увеличиваться на 2 часа.

37. Водителям, занятым на междугородных и международных перевозках продолжительностью более недели, если водитель не имеет возможности использовать день еженедельного отдыха в период поездки, должен предоставляться другой дополнительный день отдыха после возвращения водителя к месту постоянной работы.

38. Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, еженедельные дни отдыха в случаях, предусмотренных законодательством, могут устанавливаться в различные дни недели согласно графикам сменности. При суммированном учете рабочего времени число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Эти дни выделяются в графике сменности из общего числа свободных от работы дней. Привлечение к работе в выходные дни и компенсация за эту работу производится в порядке, предусмотренном законодательством.

39. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям, на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени водителя работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.

40. Отпуска водителям предоставляются ежегодно в срок, предусмотренный графиком.


6. Порядок учета рабочего времени


Ретроспектива изменений пункта 41:

Редакция 2 - Приказ Министерства промышленности ПМР от 30.07.09 N 440 (САЗ 09-35).


41. Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля, путевых листов, тахографов (при осуществлении международных автомобильных перевозок) и других документов.

42. Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно.

43. Часы работы сверх установленной продолжительности рабочей смены считаются сверхурочной работой и не могут компенсироваться недоработкой в другие дни или другим днём отдыха.

44. Время, отработанное сверх продолжительности смены по графику и в свободные от работы дни по графику, не отнесенные к дням еженедельного отдыха, считается сверхурочным и компенсируется дополнительной оплатой в установленном порядке. Общее количество сверхурочных часов за учетный период определяется как разница между фактически отработанным временем и нормой часов за этот период.

45. Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в часах.

Работа водителей, которым установлен ненормированный рабочий день, сверх нормальной продолжительности смены не считается сверхурочной.

46. При переводе водителя на другие работы (ремонт автомобиля и др.) учет его рабочего времени производится в порядке, действующем на этих работах (табель, наряд и т. д.).

47. В месте командировки рабочее время водителя учитывается на общих основаниях в порядке, установленном в организации. Если в месте командировки организована работа по графику, отличному от графика в месте постоянной работы, то рабочее время водителей учитывается по его фактической продолжительности.

48. Началом работы для водителя считается момент явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности. Окончанием работы считается конец установленного нормативного времени для проведения заключительных работ после возврата автомобиля к месту стоянки.

49. Для водителей, работающих посменно и с разделением смены на две части, место явки на работу (гараж, пункт смены, стоянки), начало и окончание смены определяется графиком сменности.

50. При дальних междугородных и международных перевозках началом работы водителя в смене считается время истечения установленного графиком сменности отдыха, а окончанием смены - время начала отдыха по графику в пути или в пункте оборота.

51. Учет времени простоев водителей автомобилей ведется путем заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе.


Ретроспектива изменений Главы 7:

Редакция 2 - Приказ Министерства промышленности ПМР от 30.07.09 N 440 (САЗ 09-35).


7. Особенности учета режима работы и отдыха водителей
автомобилей с помощью тахографов


52. Тахографы в обязательном порядке устанавливаются на автотранспортные средства, осуществляющие регулярные и нерегулярные (заказные) международные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), признанного рамочной нормой права на территории Приднестровской Молдавской Республики Постановлением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 12 марта 2003 года N 975 (САЗ 03-11), и иметь выданный соответствующим органом сертификат об утверждении типа средств измерений, допускающий тахографы к применению в Приднестровской Молдавской Республике, а также действующее свидетельство о проведении их государственного метрологического контроля (поверки) или поверительное клеймо.

53. Установка тахографов на транспортных средствах производится в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования по установке данных контрольных устройств.

54. Тахографы, используемые для целей учета рабочего времени водителей подлежат поверке организацией.

Результатом поверки является подтверждение пригодности (или непригодности) тахографа к применению. Положительные результаты поверки тахографа удостоверяются свидетельством о его поверке или поверительным клеймом. Свидетельство о поверке тахографа должно храниться в автотранспортном средстве в течение установленного срока и предъявляется по требованию инспектирующих органов.

55. Для целей обеспечения учета режима работы и отдыха водитель транспортного средства обязан:

а) обеспечивать правильную эксплуатацию тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы;

б) своевременно производить установку, замену и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также обеспечить наличие в автотранспортном средстве заполненных регистрационных листов за последние 7 дней;

в) использовать регистрационные листы каждый день, в течение которого водитель управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки;

г) при выходе тахографа из строя вести запись режима труда и отдыха на обороте своего регистрационного листа от руки с использованием нанесенной на него сетки с соответствующими графическими обозначениями и информировать об этом владельца транспортного средства;

д) иметь при себе и предъявлять для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненные регистрационные листы за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял транспортным средством;

е) предоставлять возможность сотрудникам инспектирующих органов производить контроль оттиска клейма и установленных на тахографе табличек с параметрами его настройки.

56. Владелец транспортного средства обязан:

а) выдавать водителям достаточное количество регистрационных листов, пригодных для использования в тахографе, которым оборудовано транспортное средство, имея при этом в виду персональный характер регистрационных листов;

б) хранить заполненные регистрационные листы каждого водителя в течение не менее чем 12 месяцев со дня последней записи;

в) проводить анализ данных в регистрационных листах и в случае установления нарушений принимать меры по их пресечению;

г) предъявлять указанные в подпункте "б" настоящего пункта документы для контроля сотрудникам инспектирующих органов.

57. К компетенции органа, осуществляющего контроль за учетом режима работы и отдыха водителей автомобилей относится:

а) проверка на наличие, исправность и соответствие тахографа требованиям пунктов 52, 54, 55 и 56 настоящего Положения;

б) проверка записей на регистрационных листах за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял транспортным средством;

в) проверка соблюдения скоростных режимов движения;

г) проверка соблюдения режима труда и отдыха водителем;

д) проверка состояния оттиска клейма на тахографе, на наличие табличек с параметрами настройки;

е) проверка соблюдения регламента периодичности поверки тахографа;

ж) проверка соответствия данных, указанных в табличках с параметрами настройки тахографа, фактическим параметрам транспортного средства.


Текст подготовлен с учетом изменений, внесенных в первоначальную редакцию (Приказ Министерства промышленности ПМР от 04.02.04) на основе следующих нормативных актов:

Редакция 2 - Приказ Министерства промышленности ПМР от 30.07.09 N 440 (САЗ 09-35).