№ 351-З-IV — О науке и государственной научно-технической политике Приднестровской Молдавской Республики
  изменён документом от: 12 декабря 2012 ЗН ППМР 29 ноября 2007 № 351-З-IV САЗ 07-49 Tекущая редакция    
»
3
»
25

BAA

О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАКОН

ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

29 ноября 2007 г.
N 351-З-IV

(САЗ 07-49)


Принят Верховным Советом

31 октября 2007 года
Приднестровской Молдавской Республики

Настоящий Закон определяет правовые основы и гарантии осуществления научной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике и защиты ее результатов для всех участников этой деятельности независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Законом определяются принципы государственной научно-технической политики и государственного регулирования в сфере науки и техники.

Закон направлен на создание благоприятных условий для осуществления научной деятельности и на усиление государственной поддержки приоритетных направлений развития науки и техники как необходимого фактора экономического и социального развития Приднестровской Молдавской Республики.


    Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

   

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

а) наука - система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний;

б) функции науки - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности с целью описания, объяснения и предсказания процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов;

в) государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики в области науки, техники и реализации достижений науки и техники;

г) научная деятельность - деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения.

Научная деятельность включает в себя следующее:

1) фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

2) прикладные научные исследования - исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований, достижение практических целей и решение конкретных задач;

д) научный работник (исследователь) - лицо, обладающее необходимой научной квалификацией и профессионально занимающееся научной деятельностью. К научным работникам приравниваются лица, обучающиеся в аспирантуре (адъюнктуре), докторантуре;

е) специалист научной организации (инженерно-технический работник) - лицо, имеющее среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующее получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации;

ж) работник сферы научного обслуживания - лицо, обеспечивающее создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации;

з) научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы;

и) экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование;

к) научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе;

л) научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации;

м) научная организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации;

н) диссертация - научная квалификационная работа соискателя ученой степени, представленная к защите в виде специально подготовленной рукописи, монографии, учебника, а в отдельных случаях - научного доклада;

о) временный научный коллектив - добровольное объединение физических лиц, обладающих необходимой научной квалификацией и профессионально занимающихся научной деятельностью без образования юридического лица в целях осуществления научной деятельности в соответствии с полученным по конкурсу грантом или в соответствии с договором;

п) грант - денежные и иные средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основе лицам, имеющим право на осуществление научной деятельности физическими и (или) юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

     Статья 2. Законодательство Приднестровской Молдавской Республики 
               о науке и государственной научно-технической политике

Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о науке и государственной научно-технической политике основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики и состоит из Закона Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании", настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 3. Виды научной деятельности


    К видам научной деятельности относятся:

    а) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

    б) апробация результатов научных исследований;

    в)  подготовка научных работников высшей квалификации (кандидатов

и докторов наук);

    г)  иные  виды  научной  деятельности, не запрещенные действующим

законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

   

    Статья 4. Право на осуществление научной деятельности


1. Право на осуществление научной деятельности имеют:

а) физические лица;

б) юридические лица (научные организации) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, зарегистрированные в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

в) временные научные коллективы.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица и их структурные подразделения осуществляют научную деятельность на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 5. Организационная система в сфере науки и 
               научно-технической политики

1. В организационную систему в сфере науки и научно-технической политики входят:

а) Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики;

б) Президент Приднестровской Молдавской Республики, исполнительные органы государственной власти, Высший консультативный совет по науке и технике при Президенте Приднестровской Молдавской Республики, Республиканский фонд развития науки и инноваций;

в) иные организации в порядке, установленном настоящим Законом.

2. В организационную систему научной деятельности могут входить юридические лица, созданные в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Деятельность юридических лиц, входящих в организационную систему научной деятельности, регулируется действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

     Раздел 2. УЧАСТНИКИ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) 
               НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     Статья 6. Участники научной и (или) научно-технической
               деятельности

1. Участниками научной и (или) научно-технической деятельности могут быть:

а) физические лица (научные работники (исследователи));

б) юридические лица (научные организации) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;

в) временные научные коллективы;

г) физические или юридические лица, которые приобрели в установленном законом порядке право на участие в этой деятельности, осуществляющие информационное, патентно-лицензионное, метрологическое, программное, организационно-методическое и техническое обеспечение научной деятельности.

2. Правовой статус участников научной деятельности определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 7. Отношения между участниками научной деятельности


Отношения между участниками научной деятельности строятся в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

     Раздел 3. НАУЧНЫЙ РАБОТНИК И ЕГО НАУЧНАЯ 
               КВАЛИФИКАЦИЯ

    Статья 8. Правовые основы оценки квалификации научного работника


1. Правовые основы оценки квалификации научных работников научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы науки, и обеспечиваются государственной системой аттестации.

2. Результаты аттестации могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики в суде.


    Статья 9. Квалификация научного работника


    1. Квалификация научного работника определяется наличием:

    а) высшего образования;

    б)  специальной  научной  подготовки  (аспирантуры,  адъюнктуры,

докторантуры);

    в) ученой степени;

    г) ученого звания;

    д) ученого звания члена-корреспондента и академика академии наук.

    2.  Ни  один  из  перечисленных показателей квалификации не может

быть абсолютизирован при определении квалификации научного работника.


    Статья 10. Основные права научного работника


1. Научный работник имеет право:

а) самостоятельно выбирать направление и методы исследований в соответствии со своими научными интересами и компетенцией и в пределах направлений исследований научной организации, в которой он работает;

б) участвовать в конкурсах научно-исследовательских работ в Приднестровской Молдавской Республике и за ее пределами в соответствии с установленным порядком;

в) принимать участие в определении направлений и приоритетов государственной научно-технической политики, проведении экспертизы программ и проектов, оценке и прогнозировании социально-экономических результатов их реализации, подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов;

г) участвовать в конкурсах, программах, проектах для получения средств на повышение своей научной квалификации;

д) в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики принимать участие в разработке и реализации международных научных программ и проектов;

е) заключать договоры с международными организациями, юридическими и физическими лицами для работы за рубежом и на территории Приднестровской Молдавской Республики;

ж) информировать общество о результатах своей научной деятельности, если они не являются государственной или иной охраняемой законом тайной, а также в пределах своей компетенции давать консультации и экспертные заключения при привлечении его в установленном порядке в качестве консультанта или эксперта;

з) привлекать и использовать для научной деятельности любые виды ресурсов, включая материальные, финансовые, трудовые, интеллектуальные, информационные и природные, в порядке и на условиях, установленных гражданским законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

и) владеть, пользоваться и распоряжаться результатами научной деятельности в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, уставом научной организации, договором;

к) по согласованию с нанимателем принимать участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах и совещаниях, в том числе международных;

л) на ежегодный оплачиваемый дополнительный отпуск в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

м) объединяться в профессиональные союзы, ассоциации, временные научные коллективы;

н) иные права, предусмотренные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2. Споры, возникающие по поводу соблюдения прав научного работника, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 11. Обязанности научного работника


Научный работник обязан:

а) осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;

б) объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

Статья 12. Подготовка научных работников высшей квалификации


1. Подготовка научных работников высшей квалификации проводится научными организациями, организациями высшего профессионального образования и другими организациями, получившими на это право в установленном порядке. Такая подготовка осуществляется через соискательство, аспирантуру (адъюнктуру), докторантуру.

2. Государство поддерживает молодежь, занимающуюся деятельностью в сфере науки.

3. Государство гарантирует подготовку научных работников высшей квалификации в государственных организациях высшего профессионального образования, академических научных организациях, других государственных научных организациях, выделяет им необходимые материально-технические ресурсы и бюджетные ассигнования и устанавливает в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики соответствующие льготы и преимущества.


    Статья 13. Ученые степени


Ученые степени, присужденные в других государствах, признаются в Приднестровской Молдавской Республике в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы науки.


Статья 14. Советы по защите диссертаций

1. Советы по защите диссертаций создаются при научных организациях и организациях высшего профессионального образования. Они могут быть созданы несколькими организациями высшего профессионального образования и научными организациями, в том числе с участием зарубежных или международных научных организаций.

2. Порядок создания и регистрации советов по защите диссертаций и контроля над их деятельностью, а также процедура и порядок присуждения ученых степеней устанавливается исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы науки.


Статья 15. Ученые звания

1. В Приднестровской Молдавской Республике присваиваются ученые звания доцента и профессора. Эти звания присваиваются лицам, имеющим высшее образование и достижения в научной и научно-педагогической деятельности.

2. Необходимым условием при присвоении звания профессора является наличие ученой степени.

3. Ученые звания доцента и профессора утверждаются в порядке, определяемом международными соглашениями Приднестровской Молдавской Республики и исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы науки.


    Статья 16. Оплата труда научного работника


1. Оплата труда научного работника в государственных научных организациях осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики с учетом результатов его научной деятельности и научной квалификации.

2. Оплата труда членов временных научных коллективов осуществляется на договорной основе.


    Раздел 4. НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ


    Статья 17. Научные организации


1. Научные организации действуют на основании устава и действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики. Порядок создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации научных организаций определяется действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2. Научные организации владеют, пользуются и распоряжаются движимым и недвижимым имуществом, передаваемым им учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами. Права и порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научных организаций определяются действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

3. Научные организации могут быть государственными, частными и (или) основанными на иной форме собственности.

Научные организации имеют право образовывать ассоциации и объединения в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

4. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации, организации высшего профессионального образования, филиалы академических организаций, проектно-конструкторские бюро, опытные станции и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

5. Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее 70 процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.

6. Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Приднестровской Молдавской Республики, и других льгот, установленных для научных организаций в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

7. Отсутствие свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности.

8. Изменение формы собственности научных организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 18. Некоммерческие научные организации


1. Некоммерческой научной организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие научные организации могут создаваться для достижения образовательных, научных целей.

3. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области науки, могут создаваться в форме некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, фондов, а также в других формах, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

4. Допускается создание объединений некоммерческих научных организаций в форме ассоциаций и союзов.


    Статья 19. Руководство научной организации


Руководитель государственной научной организации избирается (назначается) на должность в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, уставом научной организации и утверждается уполномоченным исполнительным органом государственной власти.


Статья 20. Устав научной организации

1. В уставе научной организации должны быть указаны:

а) наименование, юридический адрес, место нахождения организации;

б) основные направления научной деятельности;

в) порядок управления организацией и контроля за ее деятельностью;

г) порядок избрания (назначения) руководителя организации;

д) порядок избрания ученого (научного, технического, научно-технического) совета и его председателя;

е) источники финансирования;

ж) порядок оплаты труда;

з) порядок реорганизации и ликвидации;

и) порядок образования, деятельности и ликвидации структурных подразделений и временных научных коллективов;

к) иные связанные с особенностями деятельности организации положения.

2. Устав государственной научной организации утверждается ее учредителем (учредителями) и подлежит регистрации в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 21. Ученый совет научной организации


1. В научной организации может быть создан ученый совет, порядок формирования и компетенция которого определяется уставом данной организации. В государственной научной организации ученый совет создается в обязательном порядке.

2. К исключительной компетенции ученого совета относятся:

а) определение тематики научной деятельности организации;

б) оценка результатов научной деятельности структурных подразделений, временных научных коллективов, отдельных научных работников организации и утверждение отчета о деятельности организации;

в) избрание должностных лиц организации в соответствии с уставом;

г) утверждение сметы расходов организации.


    Статья 22. Права научных организаций


1. Научные организации вправе осуществлять научно-исследовательскую и хозяйственную деятельность, если эта деятельность соответствует целям и задачам, предусмотренным уставом данной организации и не противоречит действующему законодательству Приднестровской Молдавской Республики.

2. Научные организации имеют право:

а) самостоятельно определять основные направления научной деятельности с учетом утвержденных государственных и (или) межгосударственных программ;

б) участвовать в конкурсах на финансирование научных исследований;

в) развивать прямые связи с другими научными организациями;

г) вступать в объединения, создавать в установленном порядке филиалы, дочерние организации, если это предусмотрено уставом научной организации;

д) издавать научные труды, периодические и серийные издания, формировать банки научно-технической информации, проводить научные конференции и другие мероприятия;

е) повышать квалификацию работников, осуществлять подготовку специалистов через аспирантуру и докторантуру в зарубежных государствах;

ж) принимать участие в государственных и межгосударственных научно-технических программах, заключать договоры с зарубежными организациями;

з) иные права, предусмотренные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 23. Ответственность научных организаций 
                и их должностных лиц

За нарушение действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики научная организация и её должностные лица несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.


    Раздел 5. ВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

   

    Статья 24. Временный научный коллектив. Финансирование

                временных научных коллективов


1. Временный научный коллектив создается в целях обеспечения своевременного выполнения работ по решению перспективных научно-технических и социально-экономических проблем, проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание и освоение новых видов продукции и технологий, новых организационно-технических решений производственного и социально-экономического характера.

2. Порядок создания и условия деятельности временных научных коллективов определяются действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

3. Финансировать временные научные коллективы могут физические лица, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

4. Лицо, финансирующее временный научный коллектив, может назначать руководителя временного научного коллектива.

     Раздел 6.  ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ И 
                НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 
                ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ 
                РЕСПУБЛИКИ
     Статья 25. Основные принципы государственной научной 
                и научно-технической политики

Государственная научная и научно-техническая политика основывается на принципах:

а) равенства всех участников научной деятельности перед законом;

б) предоставления свободы выбора направлений научной деятельности всем участникам научной деятельности;

в) обеспечения невмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в процесс научной деятельности, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

г) выбора и стимулирования развития приоритетных направлений науки и техники, исходя из потребностей общества и уровня развития мировой науки;

д) развития науки и научно-технического потенциала республики, ее территорий и преобразования на этой основе материального производства;

е) финансирования научных исследований из государственного бюджета и других источников;

ж) контроля за эффективным и рациональным использованием средств государственного бюджета в сфере науки;

з) обеспечения механизма социальной поддержки ученого в обществе;

и) поддержки научной и изобретательской деятельности, самодеятельного технического творчества, защиты интеллектуальной собственности;

к) создания экономического механизма развития науки и техники;

л) формирования республиканского рынка научной продукции и демонополизации в науке;

м) государственной поддержки фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований;

н) создания условий для включения научных коллективов республики в работу международного научного сообщества.

     Статья 26. Формирование, управление и реализация государственной 
                научно-технической политики

1. Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Приднестровской Молдавской Республики на основе представления Высшего консультативного совета по науке и технике при Президенте Приднестровской Молдавской Республики, формируемого с учетом предложений участников научной деятельности республики.

2. Исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы науки:

а) обеспечивает реализацию государственной научно-технической политики;

б) принимает решения о создании и упразднении научно-исследовательских институтов, организаций высшего профессионального образования, республиканских научно-производственных объединений и комплексов, научных центров, совместных научных организаций с другими государствами и иностранными организациями по решению крупных научно-технических проблем;

в) распоряжается денежными средствами республиканского бюджета, направляемыми на финансирование научных исследований, принимает меры по укреплению материально-технической базы государственных научных организаций;

г) осуществляет другие полномочия в научно-технической сфере в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, законодательными актами, а также указами Президента Приднестровской Молдавской Республики.

3. Органы государственной власти и управления осуществляют государственную научно-техническую политику, содействуют объединениям и организациям в реализации научно-технической политики.

4. Президент Приднестровской Молдавской Республики направляет на утверждение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики проекты республиканских научно-технических программ по решению важнейших межотраслевых проблем.

5. Президент Приднестровской Молдавской Республики ежегодно в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, направляет в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики информацию о расходовании бюджетных денежных средств на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

6. Размер денежных средств, направленных на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, а равно порядок их расходования ежегодно определяется Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики при принятии закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

     Статья 27. Высший консультативный совет по науке и технике при 
                Президенте Приднестровской Молдавской Республики 

1. Высший консультативный совет по науке и технике при Президенте Приднестровской Молдавской Республики (далее - Совет) является коллегиальным совещательным органом, образованным при Президенте Приднестровской Молдавской Республики.

2. Совет действует на основании положения, утвержденного нормативным правовым актом Президента Приднестровской Молдавской Республики, и состоит из ученых, специалистов различных отраслей народного хозяйства, представителей исполнительных органов государственной власти.

Порядок участия представителей законодательных и судебных органов государственной власти в деятельности Совета определяется действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

3. Совет осуществляет следующие функции:

а) организует научно-техническое прогнозирование и разрабатывает предложения по приоритетным направлениям науки и техники;

б) вносит предложения Президенту Приднестровской Молдавской Республики по целевым республиканским научным и научно-техническим программам;

в) вносит предложения Президенту Приднестровской Молдавской Республики по совершенствованию законодательства в сфере науки и техники;

г) способствует международному научно-техническому сотрудничеству, развитию системы научно-технической информации;

д) формирует состав научных, экспертных и координационных советов по важнейшим межотраслевым проблемам науки и техники, рассматривает завершенные научные разработки, рекомендованные для ускоренного внедрения в производство;

е) проводит анализ и вырабатывает рекомендации по совершенствованию библиотечного дела и системы научно-технической информации.

4. Члены Совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

     Статья 28. Финансовое обеспечение развития науки, техники и 
                технологий

1. Финансовое обеспечение развития науки, техники и технологий предусматривает многообразие источников финансирования и их целевой направленности. За счет государственных бюджетных средств финансируются, прежде всего, приоритетные направления в рамках государственного заказа на научно-техническую продукцию.

2. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов.

3. Наряду с государственными бюджетными ассигнованиями финансирование научных исследований осуществляется на договорной основе заинтересованными организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В таком же порядке финансируются научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе отраслевых и межотраслевых научно-технических соглашений.

4. В целях сохранения и защиты научно-технического потенциала, обеспечения развития приоритетных и новых направлений государство гарантирует независимо от рыночной конъюнктуры стабильно нарастающий объем ассигнований на указанные цели и устанавливает границу затрат на развитие научных исследований до 3% к объему расходной части бюджета республики.

5. Финансирование научных исследований производится на основе государственного заказа и путем конкурсного отбора. При участии в конкурсе обеспечиваются равные права научному работнику, временному научному коллективу или научной организации.

6. Научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов. Гранты могут передаваться научным работникам, временным научным коллективам, научным организациям, организациям высшего профессионального образования. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, а в случае их использования на территории иностранного государства - в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

7. Органы государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующих бюджетов или внебюджетных фондов на научную и (или) научно-техническую деятельность, в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 29. Организация и проведение экспертиз научной 
                и научно-технической деятельности

1. Органы государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета.

2. Экспертиза проводится организациями, а также экспертами с участием представителей органов государственной власти, организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность:

а) при выборе приоритетных направлений государственной научно-технической политики;

б) при формировании научных и научно-технических программ и проектов;

в) при проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроле по их осуществлению и использованию полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике государства.

3. В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах.

4. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ и проектов исполнительные органы государственной власти обязаны заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и о социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники.

Статья 30. Информационная поддержка научной

и научно-технической деятельности


1. Приднестровская Молдавская Республика обеспечивает функционирование республиканской системы научно-технической информации, создание государственных информационных ресурсов, участие в государственных и международных фондах и сетях, гарантирует исследователям доступ к этой информации и право на ее приобретение в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2. Участники научной и (или) научно-технической деятельности имеют право на обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической информации, обеспечиваются сохранность указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам в установленном порядке.

4. Ограничение распространения и доступа к информации, являющейся государственной, служебной или коммерческой тайной, определяется действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 31. Договорные взаимоотношения при выполнении 
                научных исследований

1. При выполнении научных исследований по заказам потребителей взаимоотношения оформляются договором.

2. Исследовательский договор может охватить как весь цикл проведения исследований, разработки и изготовления новшеств, так и отдельные его разделы, которые могут быть выделены в самостоятельную часть.

3. При осуществлении хозяйственной деятельности научной организацией могут использоваться договоры передачи научно-технической информации, оказания услуг и другие виды договоров в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.


    Статья 32. Республиканский фонд развития науки и инноваций


1. Республиканский фонд развития науки и инноваций является целевым бюджетным фондом (далее - Фонд).

Фонд образован для организации, поддержки и развития приоритетных направлений науки и техники, а также поощрения конкуренции в научной и научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки научным проектам, разрабатываемым научными работниками, научными организациями, временными научными коллективами республики.

2. Деятельность Фонда осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Порядок распоряжения денежными средствами устанавливается действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

3. Средства Фонда имеют целевое назначение.

4. Основными задачами Фонда являются:

а) содействие проведению государственной политики в научной и научно-технической сфере путем поддержки проектов научных организаций, поощрения конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов;

б) участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации республиканских программ и проектов, обеспечивающих процесс создания и освоения новых технологий;

в) привлечение на конкурентной основе субъектов малого предпринимательства, отечественных и иностранных инвесторов к реализации государственных научно-технических программ и заказов.

5. Контроль над деятельностью Фонда осуществляется Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, а также органами государственной власти Приднестровской Молдавской Республики.

6. Источники формирования Фонда устанавливаются законом о республиканском бюджете.

7. Бюджет Фонда на очередной финансовый год по доходам и расходам утверждается при принятии республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

8. Отчет об исполнении бюджета Фонда за предыдущий год предоставляется одновременно с отчетом об исполнении республиканского бюджета.

     Статья 33. Международное научное и научно-техническое 
                сотрудничество

1. Участники научной и (или) научно-технической деятельности вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах, в том числе и иностранных государств, заключать договоры и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в Приднестровской Молдавской Республике, так и за ее пределами, в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2. На территории Приднестровской Молдавской Республики в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

3. Органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики поддерживают научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Приднестровской Молдавской Республики, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействуют расширению научно-технического сотрудничества научных работников научных и иных организаций.

4. Органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики осуществляют контроль за передачей научных и (или) научно-технических результатов, а также научной и (или) научно-технической продукции за пределы территории Приднестровской Молдавской Республики в порядке, устанавливаемом действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Раздел 7. РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА


    Статья 34. Результаты научной деятельности


1. К результатам научной деятельности относятся:

а) новые знания, полученные теоретически или экспериментально и (или) изложенные в любой форме либо зафиксированные на любых материальных носителях информации, допускающих их воспроизведение и (или) практическое использование;

б) экспериментальные (лабораторные) образцы объектов и процессы, созданные на основе новых знаний, а также документация на эти объекты и процессы.

2. Результаты научной деятельности могут быть конечными, промежуточными либо побочными, что должно отражаться в договоре на проведение научно-исследовательских работ.

3. К результатам научной деятельности, имеющим конечный характер, относятся знания и (или) объекты, созданные или полученные как предусмотренный договором на проведение научно-исследовательских работ, служебным или специальным заданием итог научных исследований.

4. К результатам научной деятельности, имеющим промежуточный характер, относятся знания и (или) объекты, предусмотренные договором на проведение научно-исследовательских работ, служебным или специальным заданием, созданные или полученные в процессе проведения научных исследований.

5. К результатам научной деятельности, имеющим побочный характер, относятся знания и (или) объекты, созданные или полученные в процессе или в результате проведения научных исследований в соответствии с договором на проведение научно-исследовательских работ, служебным или специальным заданием, но не предусмотренные этими документами и пригодные для использования исключительно в целях, отличающихся от тех, которые были оговорены в договоре на проведение научно-исследовательских работ, служебном или специальном задании.


Статья 35. Право собственности на результаты научной деятельности


1. Правом собственности на результаты научной деятельности является признанное и охраняемое законом право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться результатами этой деятельности.

2. Собственник вправе совершать в отношении результатов научной деятельности любые действия, не запрещенные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

3. Юридические и физические лица могут быть ограничены в праве распоряжаться результатами научной деятельности по соображениям безопасности либо охраняемой законом тайны в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 36. Основания для возникновения права собственности на
                результаты научной деятельности

Право собственности на результаты научной деятельности возникает после получения конечных, промежуточных или побочных результатов научной деятельности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ на основании:

а) договора между заказчиком и исполнителем;

б) планов работ научных организаций;

в) самостоятельной научной работы отдельными научными работниками или их коллективами.

     Статья 37. Субъекты права собственности на результаты
                научной деятельности

1. Субъектами права собственности на результаты научной деятельности являются юридические или физические лица (заказчики и исполнители), заключившие договор на проведение научных исследований, осуществившие в соответствии с ним финансирование, обеспечившие предусмотренное договором предоставление необходимых для проведения этих исследований информационных данных, изделий, материалов и принявшие в установленном порядке результаты работ.

2. Собственником результатов научной деятельности, полученных при выполнении служебного или специального задания, является юридическое лицо, с которым исполнители, осуществившие эти работы, состоят в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено трудовым договором.

3. Собственником промежуточных или побочных результатов научной деятельности являются юридические или физические лица, создавшие или получившие эти результаты, если иное не предусмотрено договором.

4. Юридические и физические лица не приобретают права собственности на результаты научной деятельности, полученные ими для экспертизы или рецензирования.

Статья 38. Договор как основание права для возникновения

собственности на результат научной деятельности


1. Договор, предметом которого является научная деятельность, должен определять в соответствии с настоящим Законом:

а) источники финансирования и материально-технического обеспечения научной деятельности;

б) собственника ее результатов;

в) условия патентования этих результатов;

г) меры по обеспечению конфиденциальности;

д) порядок создания и использования результатов научной деятельности;

е) порядок распределения доходов, полученных от использования этих результатов;

ж) ответственность сторон за нарушение условий договора;

з) правовой статус конечных, промежуточных и побочных результатов научной деятельности.

2. Форма договора, а также другие условия, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, определяются сторонами в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.


Статья 39. Правовая защита результатов научной деятельности

1. Правовая защита результатов научной деятельности осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2. Результаты научной деятельности подлежат правовой защите независимо от того, являются они конечными, промежуточными либо побочными.

3. Споры о правах участников научной деятельности рассматриваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 40. Личные неимущественные права на результаты научной 
                деятельности и их охрана

1. На результаты научной деятельности, полученные научным работником, распространяются личные неимущественные права:

а) право признания его автором;

б) право использования результатов научной деятельности от своего имени.

2. Личные неимущественные права на результаты научной деятельности, полученные совместным творческим трудом двух или более физических лиц, определяются письменным соглашением между ними.

3. Личные неимущественные права на результаты научной деятельности сохраняются за научным работником после уступки им прав на использование этих результатов.

4. Охрана личных неимущественных прав на результаты научной деятельности осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.


Статья 41. Имущественные права на результаты научной деятельности


1. Имущественные права на результаты научной деятельности определяются договором и действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2. Каждый собственник результатов научной деятельности может использовать эти результаты по своему усмотрению, если иное не предусмотрено договором или законом. Все собственники результатов научной деятельности в случае их коммерческого использования имеют право на определенную часть вознаграждения, величина которой определяется письменным соглашением между собственниками этих результатов.

3. Использование результатов научной деятельности, доступных неограниченному кругу лиц, не является нарушением имущественных прав собственников результатов научной деятельности, если это не противоречит действующему законодательству Приднестровской Молдавской Республики.


    Раздел 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Статья 42. О вступлении в силу настоящего Закона


1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Приднестровской Молдавской Республики от 24 марта 1997 года N 38-З "О науке и государственной научно-технической политике Приднестровской Молдавской Республики" (СЗМР 97-1).


ПРЕЗИДЕНТ

И. СМИРНОВ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  г. Тирасполь

29 ноября 2007 г.

  N 351-З-IV