РАСП ПРМР 5 сентября 2017 № 756р САЗ 17-37  
»
2
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О проекте закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения и дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих государственному социальному страхованию»

 

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с изменением и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), от 2 июня 2016 года № 145-КЗИ-VI (САЗ 16-22), от 9 декабря 2016 года № 285-КЗД-VI (САЗ 16-49), в порядке законодательной инициативы:

 

1. Направить проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения и дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих государственному социальному страхованию» на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Куличенко Е.Н., министра финансов Приднестровской Молдавской Республики Молоканову И.И., первого заместителя министра по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Федотова О.А., директора Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики Березу А.А., заместителя директора Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики по финансам Кротову А.В.

 

Председатель Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Мартынов

 

г. Тирасполь

5 сентября 2017 г.

№ 756р

 

Пояснительная записка

к проекту закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения и дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих государственному социальному страхованию»

 

а) Настоящий законопроект разработан в целях сокращения дефицита бюджета Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики (далее - Фонда) за счет сокращения расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности гражданам, подлежащим государственному социальному страхованию (далее – застрахованные граждане).

На протяжении ряда лет, начиная с 2010 года, Фонд сталкивается с растущим дефицитом бюджета и необходимостью беспроцентного заимствования средств со специального газового счета с последующим переводом на внутренний долг государства. Так в 2010 году сумма заимствования Государственным фондом обязательного социального страхования Приднестровской Молдавской Республики составила 13 300 000 рублей, в 2011 году – 22 730 000 рублей, в 2012 году – 8 300 000 рублей. В 2013 году был образован Единый государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики, в состав которого вошел Государственный фонд обязательного социального страхования Приднестровской Молдавской Республики, в связи с чем дефицит бюджета Фонда складывался в целом, как на цели пенсионного страхования, страхования от безработицы, так и на цели обязательного социального страхования.

На увеличение дефицита влияет ежегодный рост размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и рост количества получателей, это приводит к тому, что суммы налога, зачисляемой организацией-страхователем в составе единого социального налога в Фонд, недостаточно для самостоятельной выплаты пособий по обязательному социальному страхованию работникам организации, в связи с чем, у Фонда возникает обязанность по возмещению перерасхода, который направляется Фондом на эти цели, за счет средств установленного дефицита.

В 2016 году удельный вес в самостоятельно произведенных организациями-страхователями расходах (134 988 741 рубль) составляют расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности. В 2016 году всего выплачено 65 820 пособий по временной нетрудоспособности на сумму 54 580 936 рублей, в том числе по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы застрахованного лица выплачено 53 223 пособия на сумму 47 634 172 рубля и по временной нетрудоспособности по уходу за членом семьи – 12 597 пособий на сумму 6 946 764 рубля.

На изменение размеров вышеназванных пособий влияет рост уровня заработной платы и рост минимального размера оплаты труда, из параметров которых исчисляются пособия.

 

Таблица № 1. Среднегодовые размеры пособий в руб., темп роста

Виды пособий

2014

2015

рост 2015г. к 2014г.

2016

рост 2016г. к 2015г.

руб.

%

руб.

%

пособия по временной нетрудоспособности

899

908

9

1,0%

895

-13

-1,4%

 

Таблица №2. Рост расходов на выплату пособий

Виды пособий

2014

2015

рост 2015г. к 2014г..

2016

рост 2016г. к 2015г.

кол-во

сумма

кол-во

сумма

кол-во

%

руб.

%

кол-во

сумма

кол-во

%

руб.

%

пособия по временной нетрудоспособности

57 364

51 562 380

52 675

47 831 597

-4 689

-8,2

-3 730 783

-7,2

53 223

47 634 172

548

1,0

-197 425

-0,4

 

В целях снижения дефицита бюджета Фонда и сокращения расходов законопроектом предлагается:

Подпунктом 1-1 статьи 3 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 28 апреля 2009 года № 739-З-IV «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих государственному социальному страхованию» (САЗ 09-18) в редакции пункта 2 статьи 1 проекта - производить оплату первых двух дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, при этом порядок финансирования расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по уходу за членом семьи не изменяется.

Введение данной нормы позволит, как снизить расходы, так и направить работу предприятий на улучшение условий труда для сокращения заболеваемости работников и усилить контроль со стороны работодателя за правомерным предоставлением листков о нетрудоспособности.

Введение данной нормы позволит сократить расходы Фонда в среднем на 11 200 000 рублей. Так, средний размер одного пособия по временной нетрудоспособности в 2016 году составил 895 рублей, средняя продолжительность временной нетрудоспособности – 8-10 дней, при этом, расходы на оплату одного дня нетрудоспособности в среднем равны 81-128 рублям. Количество выплат – 53 223 пособий (53 223* 105=5 588 415*2=11 176 830).

Реализация данной нормы проекта закона повлечет за собой увеличение расходов республиканского бюджета, которые предположительно составят около 6 400 000 рублей (предполагаемое количество пособий для выплаты работникам бюджетной сферы – 32 160 предполагаемый средний размер пособий по временной нетрудоспособности работников бюджетной сферы в 2016 году составил 850 рублей, расходы на оплату одного дня нетрудоспособности в среднем равны 77 - 121 рубль (32 160*99=3 183 840 руб.*2=6 367 680), с учетом использования экономии по фонду оплаты труда в бюджетных организациях в связи с нетрудоспособностью работников указанные затраты будут меньше).

Принимая во внимание увеличивающийся дефицит бюджета Фонда, данным законопроектом предлагается оплачивать за счет работодателя первые два дня нетрудоспособности.

Анализ законодательства в сфере социального страхования стран СНГ показывает, что в Российской Федерации с 2005 года первые два дня, а с 2010 года - первые три дня нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя; в Украине - c 2001 года за счет средств работодателя оплачиваются первые пять дней временной нетрудоспособности; в Республике Молдова первые пять дней нетрудоспособности оплачивается работодателем.

 Анализ практики государств Евросоюза в данной области показывает, что, к примеру, в Словакии осуществляется выплата пособий по временной нетрудоспособности из средств работодателя за первые 10 дней нетрудоспособности; в Румынии – за первые 7-10 дней нетрудоспособности (в зависимости от количества работников на предприятии). В Болгарии, Чехии и Словении пособие не выплачивается за первые 3 дня временной нетрудоспособности, в Германии работодатель продолжает выплачивать работнику его заработную плату на протяжении шести недель после потери трудоспособности.

Система обязательного социального страхования в вышеуказанных государствах основана на принципе солидарности, предусматривающем с одной стороны ответственность работодателя по обеспечению оптимальных условий труда, с другой - работника, который должен вести здоровый образ жизни;

 

б) в данной сфере правового регулирования действует Конституция Приднестровской Молдавской Республики, Закон Приднестровской Молдавской Республики от 28 апреля 2009 года № 739-З-IV «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих государственному социальному страхованию» (САЗ 09-18), а также Закон Приднестровской Молдавской Республики от 28 декабря 2016 года № 303-З-VI «О бюджете Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики на 2017 год» (САЗ 17-1);

в) принятие настоящего законопроекта приведет к сокращению дефицита бюджета Фонда в связи с уменьшением расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, соответственно, к увеличению денежных поступлений в бюджет Фонда;

г) принятие настоящего проекта закона потребует внесения изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 30 сентября 2000 года № 344-З «О едином социальном налоге» (САЗ 00-3), а также потребует внесения изменений в иные нормативно-правовые акты;

д) порядок вступления в силу данного законопроекта предусмотрен в самом законопроекте.

 

Министр                                                                                                      Е. Н. Куличенко

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 5 сентября 2017 года № 756р

 

Проект

 

Закон

Приднестровской Молдавской Республики

 

О внесении изменения и дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих государственному социальному страхованию»

 

Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 28 апреля 2009 года № 739-З-IV «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих государственному социальному страхованию» (САЗ 09-18) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 23 марта 2010 года № 40-ЗИ-IV (САЗ 10-12), от 17 февраля 2011 года № 1-ЗИД-V (САЗ 11-7), от 16 октября 2012 года № 199-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 24 декабря 2012 года № 260-ЗИ-V (САЗ 12-53), от 31 октября 2013 года № 226-ЗИ-V (САЗ 13-43), от 6 декабря 2013 года № 268-ЗИ-V (САЗ 13-48), следующие изменение и дополнение:

1. Пункт 1 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«1. Финансирование выплаты пособий по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи».

2. Статью 3 дополнить пунктами 1-1 и 1-2 следующего содержания:

«1-1. Пособие по временной нетрудоспособности в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, выплачивается застрахованным лицам за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная со 3-го дня временной нетрудоспособности, – за счет средств бюджета Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики.

1-2. Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в подпунктах «б»-«е» пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, выплачивается застрахованным лицам с 1-го дня временной нетрудоспособности за счет средств Единого государственного фонда социального страхования Приднестровской Молдавской Республики».

 

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 1 настоящего Закона. Пункт 2 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2018 года.