РАСП ПРМР 16 июня 2017 № 521р САЗ 17-25  
»
2
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики»

 

В соответствии со статьями 72 и 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, на основании Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнениями и изменением, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), от 2 июня 2016 года № 145-КЗИ-VI (САЗ 16-22), от 9 декабря 2016 года № 285-КЗД-VI (газета «Приднестровье» от 13 декабря 2016 года № 231 (5673)):

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики» (папка № 495/1 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Власовым В.И., Галаком Я.Е., Калиным В.И., Матвейчуком В.Н., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Куличенко Е.Н., первого заместителя министра по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Федотова О.А.

 

Исполняющий обязанности Председателя Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Слинченко

 

г. Тирасполь

16 июня 2017 г.

№ 521р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 16 июня 2017 года № 521р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики» (папка № 495/1 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Власовым В.И., Галаком Я.Е., Калиным В.И., Матвейчуком В.Н., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает невозможным его принятие по следующим основаниям.

Проект закона направлен на установление обязанности получения согласия органов опеки и попечительства для заключения договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением путем внесения дополнений в Гражданский кодекс Приднестровской Молдавской Республики.

Согласно пояснительной записке к проекту закона целью его разработки является предупреждение заключения договоров пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением, влекущих негативные последствия для получателей ренты, так как получателями ренты, как правило, являются люди преклонного возраста, нередко неспособные в полной мере оценить риски, которые они несут в связи с заключением договора и часто оказываются жертвами различных злоупотреблений со стороны плательщиков ренты. Данная цель будет достигаться путем проведения проверки органами опеки и попечительства предполагаемого плательщика ренты на благонадежность.

Положения Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики не закрепляют особенности субъектов, являющихся сторонами договора пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением. Следовательно, получателями ренты могут выступать как дееспособные граждане, так и ограничено дееспособные, и недееспособные в соответствии с положениями гражданского законодательства Приднестровской Молдавской Республики.

Однако согласно статье 37 Конституции Приднестровской Молдавской Республики собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах государственной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (статья 18 Конституции Приднестровской Молдавской Республики).

Ограничения прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом закреплены Гражданским кодексом Приднестровской Молдавской Республики в отношении ограничено дееспособных и недееспособных граждан.

При этом пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики определено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Следовательно, граждане, неограниченные в дееспособности и непризнанные недееспособными, вправе самостоятельно приобретать права и обязанности.

Установление же обязанности получения согласия органа опеки и попечительства для заключения договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением в отношении дееспособных граждан будет являться нарушением основополагающих конституционных прав граждан, а также принципов гражданского законодательства Приднестровской Молдавской Республики.

Необходимо отметить, что граждане свободны в выборе, с кем и на каких условиях заключать договора, что вытекает из пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

Следовательно, отказ в предоставлении согласия органа опеки и попечительства для заключения договора ренты или пожизненного содержания с иждивением с лицом, определенным получателем ренты, также можно расценивать как нарушение основополагающего принципа гражданского законодательства.

Необходимо учитывать, что одной из мер предупредительного характера по защите прав получателя ренты является обязательное нотариальное удостоверение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, что вытекает из общих положений, закрепленных в главе 33 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики (статья 600 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики).

При нотариальном удостоверении сделок в соответствии с общими правилами нотариального удостоверения сделки, закрепленными в статье 86 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 31 июля 2007 года № 266-З-IV «О нотариате» (САЗ 07-32) проводится правовая экспертиза сделки, а также устанавливается подлинность волеизъявления лица на совершение сделки.

Таким образом, установление требования о получении согласия органа опеки и попечительства для заключения договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением представляется неоправданным, поскольку в настоящее время институт нотариального удостоверения фактически осуществляет проверку подлинности волеизъявления лица на совершение сделки.

Следует обратить внимание, что положения Гражданского кодекса содержат правовой механизм защиты законных интересов дееспособных граждан, являющихся сторонами договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением.

Сделки подобного рода оспариваются в суде при указании веской причины, с обоснованием таковой. В качестве основания может служить несоответствие формы договора общепринятым законодательным требованиям, например, отсутствие удостоверения нотариуса.

Весьма важным аргументом, выступающим в пользу расторжения соглашения, может быть признано в ходе судебного разбирательства наличие факта введения одной из сторон в заблуждение другой стороны и использование тяжелого положения пожилого человека. Эти обстоятельства должны подтверждаться показаниями свидетелей или доказательствами.

Помимо указанных ранее оснований, чтобы иметь возможность оспорить договор ренты и пожизненного содержания с иждивением при обращении в судебные органы, достаточно будет, если плательщиком ренты не выполняются полностью или частично условия договора, являющиеся существенными (не выполняется уход за получателем ренты, не производится перечисление денежных средств на содержание) или присутствует факт его уклонения от взятых на себя договорных обязательств. Подобная причина является наиболее распространенной в процессе расторжения таких сделок, и она же легче всего подтверждается. В качестве существенных оснований могут быть признаны неоднократно совершаемые нарушения или те, которые приводят к последствиям негативного характера для второй стороны.

Кроме того, в соответствии со статьей 194 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики в случае если сделка совершенна под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, то она может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.

Одновременно сообщаем, что в 2014 году в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект, предлагавший установление подобной обязанности (Законопроект № 623189-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления защиты жилищных прав и интересов граждан в случаях совершения сделок плательщиком ренты с получателем ренты либо с третьими лицами в отношении объекта недвижимости, отнесенного к жилым помещениям»), который был отклонен в виду того, что законопроект существенно ограничивал права дееспособных лиц на распоряжение собственным имуществом, предполагая обязательное согласие либо разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделок плательщиком ренты с получателем ренты (Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 11 ноября 2016 года № 220-7 ГД).

На основании вышеизложенного, принимая во внимание то, что предложенные законопроектом нормы не соответствуют базовым положениями Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики и противоречат правовой природе рассматриваемого договора, вместе с тем разделяя заботу авторов законопроекта о гражданах преклонного возраста, которые могут не до конца осознавать риски, связанные с заключением как договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, так и других договоров, Правительство Приднестровской Молдавской Республики предлагает авторам законопроекта изменить концепцию и совместно с Правительством Приднестровской Молдавской Республики разработать механизм по консультированию граждан преклонного возраста о тех рисках, которые могут возникнуть при заключении как договоров ренты, так и других гражданско-правовых договоров. Важно, чтобы данный механизм являлся бесплатным для вышеуказанной категории граждан в силу их невысоких доходов.