ПРИК МРМР 30 июня 2015 № 678 САЗ 15-32 утратил силу документом от: 30 июня 2016 ID: 53878    
»
4
»
0

Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики

 

Об утверждении Базисного учебно-развивающего плана для организаций образования Приднестровской Молдавской Республики, реализующих программы общего образования

 

Согласован:

Государственные администрации городов и районов

Приднестровской Молдавской Республики

 

Зарегистрирован Министерством юстиции

Приднестровской Молдавской Республики 6 августа 2015 г.

Регистрационный № 7200

 

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесёнными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47), от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33), от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ-07-25), от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8), от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29), от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47), от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50), от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4), от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16), от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31), от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39), от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28), от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21), от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44), от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48), от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1), от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13), от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18), от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20), от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20), от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24), от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26), от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43), от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3), от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6), от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14), от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18), от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28), от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48), от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50), от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1), от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6), от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15), от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15), от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16), от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17), 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24), от 14 июля 2014 № 134-ЗД-V (САЗ 14-29), от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52), от 15 января 2015 года № 6-ЗД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 7-ЗИД-V (САЗ 15-3), от 15 января 2015 года № 8-ЗД-V (САЗ 15-3), от 16 января 2015 года № 30-ЗИ-V (САЗ 15-3), от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8), от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13,1), от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13,1), от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19), от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21), от 18 мая 2015 года № 81-ЗИД-V (САЗ 15-21), от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 10 февраля 2012 года № 7 «Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 12-8) с изменениями и дополнениями, внесёнными постановлениями Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 11 декабря 2012 года № 133 (САЗ 12-52), от 20 февраля 2013 года № 31 (САЗ 13-7), от 6 августа 2013 года № 169 (САЗ 13-31), от 30 января 2014 года № 31 (САЗ 14-5), от 15 июля 2014 года № 187 (САЗ 14-29), от 12 ноября 2014 года № 268 (САЗ 14-46), Приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Приднестровской Молдавской Республики от 16 марта 2005 года № 125 «О введении в действие СанПиН МЗиСЗ ПМР № 03-2005 «Гигиенические требования к условиям обучения в организациях общего образования» на территории Приднестровской Молдавской Республики» (Регистрационный № 3197 от 27 апреля 2005 года) (САЗ 05-18), приказываю:

 

1. Утвердить Базисный учебно-развивающий план для организаций образования Приднестровской Молдавской Республики, реализующих программы общего образования (прилагается).

 

2. Начальникам управлений народного образования городов и районов Приднестровской Молдавской Республики, руководителям организаций общего образования республиканского подчинения обеспечить контроль соблюдения всех требований Базисного учебно-развивающего плана для организаций образования Приднестровской Молдавской Республики, реализующих программы общего образования.

 

3. Настоящий Приказ направить на государственную регистрацию в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

 

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики по общему и дополнительному образованию, воспитанию и молодежной политике С.К. Турчак.

 

5. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2015 года.

 

Врио министра                                                                                           Н. Агбаш

 

г. Тирасполь

30 июня 2015 г.

№ 678

 

Приложение

к Приказу Министерства просвещения

Приднестровской Молдавской Республики

от 30 июня 2015 г. № 678

 

Базисный учебно-развивающий план

для организаций образования Приднестровской Молдавской Республики, реализующих программы общего образования

 

I-я ступень - начальное общее образование (годовой план)

 

Учебные предметы

Количество часов в год по классам

Итого за весь

период

обучения

I

II

II

IV

I-IV кл

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

Родной язык (молдавский, русский, украинский)

132

170

170

170

642

Литературное чтение

132

136

136

102

506

Молдавский/ украинский/ русский (официальный) язык и литература

33

68

68

68

237

Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский)

 

68

68

68

204

Математика

132

136

136

136

540

Окружающий мир (человек, природа, общество)

66

68

68

68

270

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

34

34

Изобразительное искусство

33

34

34

34

135

Музыка

33

34

34

34

135

Технология

33

34

34

34

135

Физическая культура

66

68

68

68

270

Итого

660

816

816

816

3108

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)

66

68

68

68

270

Спортивно-оздоровительное направление

33

34

34

34

135

Направления по выбору

 

 

 

 

 

Социальное

33

34

34

34

135

Общеинтеллектуальное

33

34

34

34

135

Общекультурное

33

34

34

34

135

Духовно-нравственное

33

34

34

34

135

Общий объем учебного плана

726

884

884

884

3378

 

I-я ступень - начальное общее образование (недельный план)

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

Родной язык (молдавский, русский, украинский)

4

5

5

5

19

Литературное чтение

4

4

4

3

15

Молдавский/ украинский/ русский (официальный) язык и литература

1

2

2

2

7

Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский)

 

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого

20

24

24

24

92

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)

2

2

2

2

8

Спортивно-оздоровительное направление

1

1

1

1

4

Направления по выбору

 

 

 

 

 

Социальное

1

1

1

1

4

Общеинтеллектуальное

1

1

1

1

4

Общекультурное

1

1

1

1

4

Духовно-нравственное

1

1

1

1

4

Общий объем учебного плана

22

26

26

26

100

 

II-я ступень - основное общее образование (годовой план)

 

Учебные предметы

Количество часов в год по классам

Итого за весь

период

обучения

V

VI

VII

VIII

IX(X)

V-IX(X)

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

Родной язык (молдавский, русский, украинский)

204

204

136

102

68

714

Литература

68

68

68

68

102

374

Молдавский/ украинский/ русский (официальный) язык и литература

102

102

102

102

68

476

Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский)

102

102

102

102

102

510

Математика

170

170

170

204

204

918

Информатика и информационно- коммуникационные технологии

 

 

 

34

34

68

История

68

68

68

68

102

374

Обществознание (включая экономику и право)

 

34

34

34

34

136

География

34

34

68

68

68

272

Физика

 

 

68

68

68

204

Химия

 

 

 

68

68

136

Биология

34

34

68

68

68

272

Музыка

34

34

 

 

 

68

Изобразительное искусство

34

34

 

 

 

68

Мировая художественная культура

 

 

34

34

34

102

Технология

68

68

68

 

 

204

Профессиональная ориентация

 

 

 

34

34

68

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

34

 

34

Физическая культура

68

68

68

68

68

340

Муниципальный (институциональный) компонент

 

 

34

34

68

136

Итого

986

1020

1054

1156

1122

5338

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Групповые занятия, учебные курсы и факультативы

68

68

68

34

34

272

Развивающие занятия активно-двигательного и поискового характера

по выбору учащихся

68

68

68

34

34

272

Общий объем учебного плана

1122

1156

1224

1258

1258

6018

Трудовая деятельность (в днях)

До 10

До 10

До 10

До 10

До 10

 

 

II-я ступень - основное общее образование (недельный)

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX(X)

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

Родной язык (молдавский, русский, украинский)

6

6

4

3

2

21

Литература

2

2

2

2

3

11

Молдавский/ украинский/ русский (официальный) язык и литература

3

3

3

3

2

14

Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский)

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

5

6

6

27

Информатика и информационно- коммуникационные технологии

 

 

 

1

1

2

История

2

2

2

2

3

11

Обществознание (включая экономику и право)

 

1

1

1

1

4

География

1

1

2

2

2

8

Физика

 

 

2

2

2

6

Химия

 

 

 

2

2

4

Биология

1

1

2

2

2

8

Музыка

1

1

 

 

 

2

Изобразительное искусство

1

1

 

 

 

2

Мировая художественная культура

 

 

1

1

1

3

Технология

2

2

2

 

 

6

Профессиональная ориентация

 

 

 

1

1

2

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

1

 

1

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

Муниципальный (институциональный) компонент

 

 

1

1

2

4

Итого:

29

30

32

35

35

161

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Групповые занятия, учебные курсы и факультативы

2

2

2

1

1

8

Развивающие занятия активно-двигательного и поискового характера по выбору учащихся

2

2

2

1

1

8

Общий объем учебного плана

33

34

36

37

37

 

Трудовая деятельность (в днях)

До 10

До 10

До 10

До 10

До 10

 

 

III-я ступень - среднее (полное) общее образование (базовый уровень) (годовой план)

 

Учебные предметы

Количество часов в год по классам

Итого за весь

период

обучения

X (XI)

XI(XII)

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОМПОНЕНТ

Родной язык (молдавский, русский, украинский)

34

34

68

Литература

102

102

204

Молдавский/ украинский/ русский (официальный) язык и литература

68

68

136

Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский)

68

68

136

Математика

170

170

340

Информатика и информационно- коммуникационные технологии

34

34

68

История

102

102

204

Обществознание (включая экономику и право)

68

68

136

География

34

34

68

Физика

68

68

136

Химия

68

68

136

Биология

68

68

136

Основы безопасности жизнедеятельности /

Начальная военная подготовка

68/68

68/68

136/136

Физическая культура

68

68

136

Муниципальный (институциональный) компонент

102

102

204

Итого

1122/1190

1122/1190

2244/2380

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Групповые занятия, учебные курсы и факультативы

102

102

204

Развивающие занятия активно-двигательного и поискового характера по выбору учащихся

68

68

136

Общий объем учебного плана

1360

1360

2720

 

Примечание: совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы республиканского компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования республиканского компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательной организации.

 

III-я ступень - среднее (полное) общее образование (базовый уровень) (недельный план)

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

10

11

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОМПОНЕНТ

Родной язык (молдавский, русский, украинский)

1

1

Литература

3

3

Молдавский/ украинский/ русский (официальный) язык и литература

2

2

Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский)

2

2

Математика

5

5

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

1

1

История

3

3

Обществознание (включая экономику и право)

2

2

География

1

1

Физика

2

2

Химия

2

2

Биология

2

2

Основы безопасности жизнедеятельности / Начальная военная подготовка

2/2

2/2

Физическая культура

2

2

Муниципальный (институциональный) компонент

3

3

Итого

33/35

33/35

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Групповые занятия, учебные курсы и факультативы

3

3

Развивающие занятия активно-двигательного и поискового характера по выбору учащихся

2

2

Общий объем учебного плана

40

40

 

Пояснительная записка

к Базисному учебно-развивающему плану для организаций образования Приднестровской Молдавской Республики,

реализующих программы общего образования

 

1. Общие положения

 

1. Базисный учебно-развивающий план для организаций образования Приднестровской Молдавской Республики, реализующих программы общего образования (далее - Базисный план) является основополагающим элементом Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - общего образования) и конкретизирует правовые основы государственных гарантий прав граждан на бесплатное общее образование.

2. Базисный план является нормативным актом, устанавливающим:

а) перечень учебных дисциплин;

б) объем учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по годам обучения, классам и учебным дисциплинам;

в) объем учебных, развивающих и коррекционных занятий исходя из образовательных потребностей граждан и особенностей контингента обучаемых;

г) объем максимальной учебной нагрузки обучающихся в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами;

д) общий объем бюджетного финансирования учебного плана для организации образования.

Базисный план разработан в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 11 июля 2013 года № 966 «Об утверждении и введении в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования и Базисного учебного плана» (Регистрационный № 6541 от 6 сентября 2013 года) (САЗ 13-35) (далее - государственный образовательный стандарт) и является одним из основных государственных нормативов для государственных, муниципальных и аккредитованных негосударственных организаций образования в сфере общего образования.

3. Базисный учебно-развивающий план и разрабатываемые на его основе Примерные учебно-развивающие планы для организаций образования, реализующих программы общего образования базового уровня, обеспечивает развитие, коррекцию и социально-педагогическую реабилитацию различных категорий обучаемых.

 

2. Структура Базисного плана

 

4. Базисный план включает пояснительную записку и сетку часов. Пояснительная записка раскрывает:

а) цель и задачи реализации основной образовательной программы общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования по ступеням начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

б) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы общего образования.

5. Сетка часов Базисного плана представляет собой годовое и недельное распределение учебного времени по перечню учебных дисциплин.

6. Годовое распределение часов дает возможность организациям образования перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

7. Недельное распределение часов в пределах каждого учебного года позволяет обеспечить контроль соблюдения санитарных норм и правил по трудоемкости учебной нагрузки при оптимальном сочетании видов деятельности.

8. Сетка часов (годовая и недельная) состоит из:

а) инвариантной части, включающей обязательный перечень учебных дисциплин и обязательную норму количества часов по каждой дисциплине за весь срок обучения в разрезе ступеней, и ежегодную в разрезе классов, позволяющую реализовать обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.

Инвариантная часть Базисного плана состоит из республиканского и муниципального (институционального) компонента. Учебные предметы, составляющие республиканский компонент инвариантной части и часовой эквивалент к ним, позволяют обеспечить освоение государственного образовательного стандарта на функциональном уровне в соответствии с программой каждого предмета. Часы муниципального компонента могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов республиканского компонента Базисного плана, для введения дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, на реализацию альтернативных программ по предмету «Физическая культура», на изучение краеведческого материала по географии, истории. В случае неиспользования муниципального компонента, данные часы переходят в институциональный компонент и используются организаций образования на эти же цели;

б) вариативной части, включающей институциональный (ученический и школьный) компонент, что позволяет реализовать цели и задачи организации образования, учитывая её специфику, а также создаёт условия для удовлетворения образовательных, индивидуально- -творческих, оздоровительных и познавательных потребностей личности обучаемых, способствует их всестороннему развитию и социализации в современном обществе. Доля вариативной части в общем объеме основной образовательной программы составляет не менее 10% на каждой ступени общего образования.

9. Некоторые особенности в сетке часов Базисного плана.

а) учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

б) часы, отведенные в I-IV классах на преподавание учебных дисциплин «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению организаций образования могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

в) часы предмета «Природоведение» в V классе распределены по 1 часу на предметы «География» и «Биология».

г) учебный предмет «Технология» реализуется с V по VII класс по 2 часа в неделю. В VIII и IX классах вводится курс «Профориентация» по 1 часу в неделю.

д) учебный предмет «Искусство» реализуется в V и VI классах по 2 часа в неделю двумя предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство»,

е) учебный предмет «Мировая художественная культура» реализуется в VII-IX классах как интегрированный курс, состоящий из модулей: «Искусство» - 1 час в неделю в VII классе, «Основы нравственности в мировых религиозных культурах» - 1 час в неделю в VIII классе и «Мировая художественная культура» - 1 час в неделю в IX классе.

ж) в целях повышения качества математического образования в VIII и IX классах количество часов по учебному предмету «Математика» составляет по 6 часов в неделю.

з) учебный предмет «Информатика информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» и с VIII класса - как самостоятельный учебный предмет.

10. Перечень учебных дисциплин, при изучении которых осуществляется деление классов на группы, и порядок деления установлены Государственным минимальным социальным стандартам образования, утвержденый Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 14 апреля 2000 года № 132 «Об утверждении государственных минимальных социальных стандартов в области образования».

11. При проведении учебных занятий по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (IV класс), при наличии четного количества классов, учащиеся могут быть разделены на две группы для изучения модуля «Основы православной культуры» или модуля «Основы светской этики». В случае нечетного количества классов на этой параллели деление класса на две группы осуществляется за счет часов вариативной части.

12. Вариативная часть Базисного плана включает занятия, которые предназначены:

а) для проведения консультаций и занятий, направленных на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся, сдачу зачетов и отработок (индивидуальные и групповые занятия);

б) для углубленного изучения отдельных разделов, введения новых учебных курсов, организацию учебно-исследовательской работы с учащимися, проявившими особый интерес и способности в изучении определенного предмета. Учебные курсы и факультативы организуются только при наличии соответствующего кадрового и программно-учебно-методического обеспечения, с учетом желания учащихся и их родителей (законных представителей);

в) для деления на группы при изучении учебных дисциплин, определенных Государственными минимальными социальными стандартами образования, классов (классов-комплектов) при отсутствии нормативной наполняемости; для использования часов при делении классов (классов-комплектов) на подгруппы в организации образования (при отсутствии нормативной наполняемости классов, параллельных классов) при изучении соответствующих учебных предметов, в том числе основы религиозных культур и светской этики.

г) для организации обязательной спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности в начальной школе.

13. Развивающие занятия вариативной части предназначены для организации новых форм образовательного процесса, обеспечивающего реализацию индивидуально-творческих, оздоровительных и познавательных потребностей детей. Занятия активно-двигательного и поискового характера могут быть организованы в форме кружков, секций, детских объединений, клубов, творческих групп.

14. Учебные и развивающие занятия осуществляются в соответствии с расписанием второй половины дня (вне учебных занятий) и проводятся согласно рабочим календарным планам, утверждаемым администрацией организации образования, или соответствующим программам, включенным в Перечень программ, рекомендованных к использованию в образовательном процессе. Комплектование групп обучаемых (других организационных форм) проводится на добровольной основе, согласно заявлению учащегося или его родителей (законных представителей). Группы могут формироваться на разновозрастной основе и иметь непостоянный количественный состав.

15. Учебные и развивающие занятия финансируются в зависимости от количества групп, согласно количеству часов в соответствующем классе и, исходя из норм наполняемости групп предусматривается формирование разновозрастных групп при проведении учебных и развивающих занятий. В этой связи разрешается использование вакансий часов вариативной части в отдельных классах на соответствующие занятия в других классах, однако, при этом не должны превышаться нормы максимально допустимой учебной нагрузки на обучаемого, определенные СанПиН МЗиСЗ ПМР № 03-2005 «Гигиенические требования к условиям обучения в организациях общего образования» на территории Приднестровской Молдавской Республики, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Приднестровской Молдавской Республики от 16 марта 2005 года № 125 «О введении в действие СанПиН МЗиСЗ ПМР № 03-2005 «Гигиенические требования к условиям обучения в организациях общего образования» на территории Приднестровской Молдавской Республики» (Регистрационный № 3197 от 27 апреля 2005 года) (САЗ 05-18). Продолжительность одного учебного или развивающего занятия должна составлять до 45 минут.

16. В IX(X) классе часы вариативной части Базисного плана, отведенные на учебные курсы, факультативы и групповые занятия, рекомендуется использовать на организацию профориентации или предпрофильной подготовки учащихся.

17. Трудовая деятельность, предусмотренная в вариативной части Базисного плана с V по IX классы, разрешает различные формы организации производительного труда учащихся (участие в сельскохозяйственных или ремонтных работах, благоустройстве территории, помощи пожилым людям и тому подобное). Вопросы, связанные с организацией производительного труда, решаются Советом или педагогическим советом организации образования по согласованию с её родительским комитетом. От участия в трудовой практике освобождаются учащиеся, имеющие соответствующее заключение врача. Конкретные формы, сроки и порядок организации трудовой деятельности определяются организацией образования самостоятельно или в договоре с базовым предприятием (другим юридическим или физическим лицом). Время, выделяемое на трудовую деятельность, можно использовать для посильного участия обучающихся в ремонте и благоустройстве организации образования, при этом нормы рабочего времени для обучающихся определяются действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Организация труда, осуществляется в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 8 июня 1993 года «Об охране и безопасности труда» (СЗМР 93-2).

 

3. Организация образовательного процесса

 

18. Нормативные сроки освоения образовательных программ в сфере общего образования - 11 лет для очной формы обучения и 12 лет для очно-заочной формы обучения, в том числе по ступеням общего образования:

а) начальное общее образование - 4 года;

б) основное общее образование - 5(6) лет;

в) среднее (полное) общее образование - 2 года.

19. Продолжительность учебного года (без учета каникул) составляет 33 (в 1-х классах), 34 (в 2-4,5-11 классах) учебные недели.

20. Учебный годовой график организации образования разрабатывается на основании следующей структуры организации образовательного процесса:

а) начало учебного года 1 сентября, завершение учебных занятий во всех классах 25 мая следующего календарного года;

б) учебный год делится на четыре учебные четверти, в промежутках между которыми устанавливаются каникулы:

1) осенние - 7 календарных дней (с 1 по 7 ноября включительно);

2) зимние - 11 календарных дней (с 31 декабря по 10 января включительно);

3) весенние - 7 календарных дней (с 25 марта по 31 марта включительно);

4) для учащихся 1-х классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине февраля.

в) Промежуточная аттестация учащихся проводится в V-VIII, X классах с 26 по 31 мая включительно, а в X классах с углубленным изучением отдельных предметов при введении 3-го экзамена промежуточная аттестация продлевается на 3 дня.

г) итоговая аттестация выпускников IX(X) классов проводится с 1 по 12 июня включительно, выпускников XI(XII) классов - начинается после 25 мая и заканчивается не позднее 22 июня.

21. На I-й ступени общего образования предусматривается единый режим работы в рамках пятидневной учебной недели.

Реализация учебного плана в V-VI классах предусматривает режим пятидневной учебной недели, в VII классах - пятидневной или шестидневной учебной недели, а в VIII- XI(XII) классах - шестидневной учебной недели с учетом Санитарных правил и норм.

22. Продолжительность урока: в 1-х классах - 35 минут; со II по XI (XII) класс - 45 минут.

 

4. Требования к рабочим учебно-развивающим планам организаций общего образования

 

23. Рабочие учебно-развивающие планы организаций образования разрабатываются на основе Базисного учебно-развивающего плана.

24. Рабочие учебно-развивающие планы на новый учебный год рассматриваются и принимаются педагогическим Советом организации образования не позднее 15 мая текущего учебного года, утверждаются учредителем для государственных организаций образования, Управлением народного образования города или района для муниципальных организаций образования не позднее 15 июня текущего года.

25. На титульном листе рабочего учебно-развивающего плана должны быть следующие записи:

а) № протокола и дата принятия рабочего учебно-развивающего плана педагогическим советом организации образования;

б) дата и номер приказа учредителя для государственных организаций образования, Управления народного образования города или района для муниципальных организаций образования об его утверждении.

26. На основании рабочего учебно-развивающего плана осуществляется:

а) планирование педагогической нагрузки педагогическим работникам, которая после согласования с профсоюзным комитетом организации образования доводится под роспись до сведения каждого работника перед его уходом в очередной отпуск;

б) составление основного и второго расписания занятий на новый учебный год;

в) формирование перечня учебных и развивающих занятий вариативной части и подготовка их ресурсного обеспечения;

г) проектирование годового плана работы организации образования.

27. В сетке часов инвариантная часть должна соответствовать инвариантной части Базисного учебно-развивающего плана Приднестровской Молдавской Республики, а вариативная часть предельно конкретизируется с указанием видов и названий учебных и развивающих занятий и распределением их по классам.

28. После утверждения рабочего учебно-развивающего плана организация образования не вправе вносить в него изменения в течение учебного года без согласования с учредителем (органом управления образования).