BAA
О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ ПО НАБЛЮДЕНИЮ
ЗА УРОВНЕМ И ДИНАМИКОЙ ЦЕН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
15 апреля 1994 г.
N 110
(САМР 94-4)
Правительство Приднестровской Молдавской Республики постановляет:
Для выполнения покупательной способности денег, стоимости корзины наиболее необходимых товаров и услуг, определения индекса потребительских цен считать приемлемой для Приднестровской Молдавской Республики методологические материалы по наблюдению за уровнем и динамикой цен, разработанные и рекомендуемые Статистическим комитетом СНГ (прилагаются).
И.СМИРНОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Об основных методологических положениях
по наблюдению за уровнем и динамикой цен
Настоящие предложения подготовлены в соответствии с Программой работ Статкомитета СНГ на 1993 год с целью совершенствования основных методологических положений по наблюдению за уровнем и динамикой цен по основным секторам экономики и постепенного перехода статистических служб стран - членов Содружества независимых государств на единую статистическую систему цен, применяющую одинаковые основные методологические принципы и положения статистики цен.
Общие положения
Статистика цен имеет широкую сферу применения, которая включает текущие операции экономической системы, определение долгосрочной экономической политики, а также анализ происходящих в обществе экономических процессов.
Статистические данные о ценах являются важными показателями, характеризующими деловую активность, и необходимы государственным органам и предпринимателям всех форм собственности для оценки текущего функционирования экономики и прогнозирования будущей ситуации.
В странах с рыночной экономикой статистика цен часто используется для сведения в единую систему контрактов, размеров заработной платы, пенсий, налогов при заключении коллективных договоров.
В отдельных странах Содружества независимых государств разрабатываются специальные индексы потребительских цен для индексации заработной платы, пенсий, пособий.
В долгосрочном плане данные статистики цен используются для разработки прогнозов экономического и социального развития, оценки показателей системы национальных счетов (СНС) и, прежде всего, валового внутреннего продукта, что очень важно для анализа развития экономической системы.
Для оценки показателей системы СНС используются как индексы цен производителей (индексы оптовых цен предприятий, индексы цен капитальных вложений, индексы цен реализации по различным каналам продукции сельского хозяйства, индексы транспортных тарифов и т.п.), так и индексы потребительских цен на товары и услуги.
В условиях перехода экономики от одной системы к другой перед статистикой цен возникает ряд проблем. Это касается, прежде всего выбора подлежащих наблюдению товаров (продуктов, услуг), обследуемых предприятий, составления ряда индексов цен (индивидуальных индексов) по отдельным видам продукции, базисного периода, по отношению к которому исчисляются индексы цен и структуры взвешивания при исчислении индекса цен.
Проблема выбора товара очень важна, поскольку невозможно вести наблюдение за всеми имеющимися товарами. Выбор товаров должен осуществляться на основе принципов вероятности выборки.
С целью создания достаточной базы для расчетов индексов цен необходимо включать в регистрацию большое количество товаров (внутри одной товарной группы), цен на одни и те же товары и пунктов регистрации, поскольку возможно исчезновение отдельных видов товаров, закрытие предприятий или их перепрофилирование.
Это необходимо также еще и потому, что в условиях перехода от одной экономической системы к другой происходят крупные структурные сдвиги в области предложения и спроса продукции и услуг, и поэтому во многих случаях невозможно проследить за динамикой цен на полностью идентичные продукты и услуги в связи с тем, что ежемесячно исключаются определенные товары, а на их место в регистрацию включаются новые. То же происходит и с пунктами регистрации цен.
Регистрация оптовых цен и цен на сельскохозяйственную продукцию должна вестись как без учета дополнительных расходов, так и с их учетом.
Для наблюдения за динамикой изменения цен необходимо регистрировать цены без учета дополнительных расходов. Не должны в частности, включаться приводимые в платежных документах затраты на транспортировку продукции, налога на добавленную стоимость, акцизы и другие расходы, не предусмотренные оптовой ценой и оплачиваемые заказчиком дополнительно сверх оптовой цены производителя. В противном случае полученные данные могут быть искажены за счет факторов, не связанных с изменением оптовых цен.
Для расчета показателей в постоянных ценах в системе национальных счетов необходимо знать индекс, включающий все затраты, оплачиваемые покупателем.
Существует два метода сбора статистических данных о ценах. Основное их отличие заключается в том, что в одном случае данные собираются работниками статистических служб непосредственно на рынке (т.е. в месте торговли), а в другом - данные собираются на основании ответов предприятий (организаций, ассоциаций и т.д.) на запросы статистических органов.
Первый метод обычно применяется при наблюдении за розничными ценами на потребительские товары и услуги, второй - за оптовыми ценами на промышленную продукцию.
Традиционно индексы цен наиболее часто рассчитываются по формуле Ласпейреса, при которой применяется для взвешивания базовая величина товарной массы. Но в некоторых государствах Содружества отдельные виды индексов могут рассчитываться и по формуле Пааше, когда в качестве весов применяется объем товарной массы отчетного периода. Однако для обеспечения сопоставимости индексов между государствами и секторами экономики целесообразно выбрать единую для всех государств и видов индексов концепцию. Для достижения этой цели наиболее предпочтительной является концепция Ласпейреса, так как она базируется на структуре взвешивания базисного периода, что обеспечивает оперативность получения индекса.
Однако для оценки показателей национальных счетов в постоянных ценах более подходит индекс Пааше, который основывается на весах текущего периода.
В настоящее время при расчете индексов цен по разным секторам стран Содружества единый базисный год не установлен. Целесообразно было бы принять за базисный 1991 год по всем секторам экономики, поскольку по этому году имеется достаточно объемный материал, чтобы на его основе составить подробную структуру взвешивания по отдельным индексам цен. Однако учитывая, что в переходный период происходят быстрые структурные сдвиги производства и потребления на территориях все стран - членов Содружества, которые несомненно оказывают влияние на структуры взвешивания и тем самым на индексы цен, рассчитанные на их основе, базу взвешивания следует определять по предыдущему году.
Исчисление индексов цен к неизменной базе (например, к декабрю предыдущего года) осуществляется путем применения цепного метода, т. е. перемножением индексов цен, исчисленных к предыдущему месяцу.
Однако индексы цен, исчисленные базисным методом (например, декабря к декабрю) и цепным методом довольно часто имеют значительные расхождения. Идентичность их может быть обеспечена, если при расчете каждого последующего (после января) месячного индекса использовать в качестве весов структуру базисного года, переоцененную в цены предыдущего месяца (т.е. из расчетной таблицы предыдущего месяца).
В качестве примера возьмем расчет индекса розничных цен на товары народного потребления:
Индекс цен Структура Индекс цен Структура
Структура января товарооборота февраля товарооборота
товаро- 1993 г. к 1992 г.в ценах 1993 г. 1992 г. в
оборота декабрю января 1993 г. к январю ценах февраля
1992 г. 1992 г. 1993 г. 1993 г.
1 2 3 4 5
гр. 1 х гр. 2 гр. 3 х гр. 4
------------- -------------
100 100
Таким образом, индексы цен в целом по территории исчисляются: в нашем примере за январь 1993 г. к декабрю 1992 г. путем деления данных графы 3 на данные графы 1, за февраль 1993 г. к январю 1993 г. - данные графы 5 на данные графы 3 и за февраль 1993 г. к декабрю 1992 г. - перемножением этих двух индексов.
Применительно к отдельным отраслям и секторам экономики следует учитывать также следующее.
По оптовым ценам предприятий.
Наблюдение за изменением оптовых цен предприятий (цен производителей) ставит задачу организации регистрации цен на товары- представители, изготовляемые промышленными предпритиями, для использования полученных данных при построении сводных индексов цен в территориальном и отраслевом разрезах.
1. Наблюдение следует осуществлять по выборочной сети опорных (базовых) предприятий, отбор которых осуществляется соответствующими региональными статистическими органами. При отборе предприятий для включения их в список опорных (базовых) следует руководствоваться следующим:
- в числе указанных предприятий должны быть представлены предприятия отраслей промышленности, характерных для данного региона, а также наиболее типичные для данной отрасли;
- желательно в составе обследуемых предприятий наряду с крупными, играющими ведущую роль в промышленности региона, предусмотреть также наличие и небольших предприятий, что связано с различной динамикой цен на предприятиях с различным масштабом производства;
- в составе опорных предприятий и отраслей должны быть также представлены предприятия различных форм собственности и организационно - правовых норм в соответствии с местом в выпуске продукции.
2. Основным принципом отбора товаров представителей для регистрации цен является представительность отобранных видов товаров для характеристики динамики цен по отрасли (подотрасли). При этом сумма стоимостей товаров - представителей, отобранных для регистрации цен на базовых предприятиях, должна составлять не менее половины стоимости продукции отрасли (подотрасли) данного региона, что обеспечивает репрезентативность расчетов индексов. Для реализации данного условия при отборе конкретных изделий из укрупненных товарных групп ( марок, артикулов и т.д.), который рекомендуется осуществлять совместно с сотрудниками соответствующих подразделений опорных предприятий, следует учитывать следующее:
- изделие должно быть освоено в производстве и предприятие предполагает выпускать его длительный период времени;
- изделие должно преобладать в общем выпуске данной товарной группы; если на предприятии выпускается несколько видов данного изделия, каждый из которых не преобладает в общем выпуске, следует регистрировать цены на два или более видов изделия, входящих в товарную группу; в этом случае индекс по изделию в целом определяется как средний из индивидуальных индексов по конкретным видам.
В условиях временного отсутствия данных о ценах товара - представителя следует искать возможности его подключения в расчеты индексов (используя индекс по аналогичным изделиям, средний по товарной группе, отрасли, подотрасли и т.д.).
3. Регистрацию оптовых цен целесообразно проводить в последних числах месяца, поскольку регистрация их в середине месяца не отражает фактического изменения цен в отчетном месяце, т.к. реальный уровень цен складывается в основном под влиянием реализации продукции во второй половине месяца.
Источником для регистрации цен может служить информация о ценах, содержащаяся в платежных документах на отгруженную продукцию. По продукции с длительным циклом производства и некоторым другим видам продукции, в случае отсутствия в отчетном периоде отгрузки, можно регистрировать цену, предусмотренную в договоре. В случае значительного отличия договорных цен от реальной цены в момент отгрузки в расчет индексов следует внести необходимые изменения. В частности, можно базисную цену корректировать на индекс, учитывающий изменение отдельных статей затрат на производство данного вида продукции (сырье, комплектация, топливо и др.). Цену последней фактической отгрузки товара можно использовать в качестве отчетной только в том случае, если затраты на производство товара за отчетный месяц по сравнению с предыдущим месяцем не изменялись или изменялись незначительно.
В отраслях с частым обновлением или изменением ассортимента выпускаемой продукции рекомендуется регистрировать цены в расчете не на физическую единицу измерения, а на ведущий технико - экономический параметр (производительность, мощность, грузоподъемность и т.д.).
Необходимо иметь в виду, что применение того или иного метода требует тщательного анализа ситуации и индивидуального подхода с учетом специфики каждой отрасли и выбранного товара - представителя. Следует при этом исходить из практических соображений, с тем чтобы полученные результаты соответствовали реальной динамике цен отдельных товаров - представителей, отраслей (подотраслей) и промышленности в целом.
Что касается предложений по совершенствованию методологии формирования индексов цен по капитальным вложениям и элементам их технологической структуры, то они направлены статслужбам Содружества письмом Статкомитета СНГ от 10 января 1993 года N 6-3/1, а также помещены в Информационном бюллетене N 2 за 1993 год.
По ценам на сельскохозяйственную
и потребляемую сельскохозяйственными
предприятиями промышленную продукцию
Во изменение действующего в настоящее время порядка наблюдения за ценами в аграрном секторе экономики предлагается следующее.
1. Наряду с расчетами индексов цен реализации и приобретения продукции сельскохозяйственными предприятиями рекомендуется осуществлять расчеты индексов цен реализации и приобретения продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Рекомендации по учету изменений цен на продукцию, реализованную и приобретенную крестьянскими (фермерскими) хозяйствами подготовлены и направлены статистическим службам стран СНГ 31.12.92 г. N 10-ВН/7-31.
2. При анализе сложившихся цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию целесообразно проводить расчеты влияния на них сезонной составляющей. Подробные рекомендации по этому вопросу были направлены национальным статслужбам 16.11.92 г. N 7-1-5/10.
3. В целях обеспечения сопоставимости индексов цен в динамике, а также для сравнения с индексами цен других отраслей рекомендуется осуществлять расчеты индексов цен реализации с учетом и без учета надбавок к закупочным ценам, дотаций, компенсаций за реализуемую государству сельскохозяйственную продукцию.
4. В порядке дальнейшего совершенствования методологии исчисления паритета цен сельского хозяйства с другими секторами экономики стран Содружества предлагается по итогам за год осуществлять расчеты паритетного соотношения, предложенного в рекомендациях бывшего Госкомстата СССР от 18.12.91 г. N 160.
Сводный индекс расходов сельскохозяйственных предприятий рекомендуется считать по уточненной формуле. Например, в качестве индекса процентной ставки за взятые кредиты предлагается использовать индекс средней процентной ставки; для наблюдения за динамикой расходов, вызванных изменением условий оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях целесообразно осуществлять расчет индекса заработной платы. Более детально эти вопросы изложены в рекомендациях Статкомитета СНГ от 19.05.93 г. N 10-ВН/7-24.
По розничным ценам на товары
1. В настоящее время согласно инструкции бывшего Госкомстата СССР от 21.05.90 г. N 66 наблюдение за ценами на потребительские товары проводится, как правило в крупных магазинах типа универсамов, гастрономов, универмагов, а также в магазинах отдельных видов специализации. Причем в отдельных магазинах регистрируются цены на все товары - представители, предусмотренные в бланках.
С учетом новых условий и требований целесообразно рекомендовать отбор магазинов производить таким образом, чтобы были представлены магазины как крупные, так и средние и мелкие. Причем желательно, чтобы в выборке были представлены магазины, расположенные как в деловой части города (центре), так и в жилых массивах, а также предприятия разных форм собственности (федеральной, муниципальной собственности, приватизированные, коммерческо - комиссионные и кооперативные, городские рынки). Желательно также, чтобы отобранные магазины максимально были приближены к месту проживания семей, обследуемых в бюджетной статистике.
Для получения репрезентативных данных следует так осуществлять отбор территорий для наблюдения за ценами, чтобы в выборку были включены крупные, средние, мелкие города, сельские районы.
2. В применяемой в настоящее время методике наблюдения за ценами предусмотрено 1030 конкретных товарных позиций.
Во изменение этого целесообразно для наблюдения за ценами брать примерно 400-500 укрупненных товарных групп. Конкретные товары - представители в пределах этих групп следует отбирать конкретным регистраторам цен под руководством статистического органа с учетом особенности местного потребительского рынка.
3. Регистрацию цен по продуктам питания следует осуществлять (принимая во внимание большую подвижность цен) еженедельно, по другим товарам - раз в месяц, придерживаясь середины месяца.
4. На основе собранной информации исчисляют индивидуальные индексы цен, причем отдельно по каждому виду торговли.
Сводные индексы цен по группам товаров и определяются по каждому виду торговли как среднеарифмитические из индивидуальных индексов цен конкретных товаров, входящих в данную группу.
Индексы необходимо исчислять по следующим каналам реализации товаров: федеральной, муниципальной, приватизированной, коммерческо - комиссионной формам торговли и кооперативам, городским рынкам. Сводный индекс, охватывающий все каналы реализации, исчисляется с учетом доли каждого из этих видов торговли.
Сводный индекс по территории (области, краю, республике, государству) исчисляется по формуле Ласпейреса, т.е. по весам базисного периода.
За базисный период принимается структура товарооборота предыдущего года. Индексы цен целесообразно исчислять в процентах к соответствующему периоду предшествующего отчетному году и к предыдущему месяцу.
По ценам и тарифам на платные услуги населению
Наблюдение за изменением цен и тарифов на платные услуги населению осуществляется путем ежемесячной регистрации цен на услуги - представители на базовых предприятиях, оказывающих услуги населению.
В состав базовых предприятий должны войти предприятия различных форм собственности: государственные и муниципальные, акционерные, частные, арендные и др. В базовую сеть предприятий следует включать крупные, средние и мелкие предприятия, расположенные как в центральной (деловой части города), так и на его окраинах. Это должны быть стационарные предприятия, постоянно осуществляющие выполнения заказов населения (прием и выдачу) по услугам массового спроса. При отборе базовых предприятий рекомендуется воспользоваться консультацией представителей налоговой инспекции, комитета по управлению имуществом, комиссии по приватизации.
Регистрацию цен следует проводить по конкретным услугам - представителям, каждая из которых характеризуется определенными признаками и являются характерными для данного вида услуг. При этом отбор конкретных услуг - представителей должен производиться самим регистратором из соответствующие группы услуг, учитывая популярность и регулярность реализации их на базовом предприятии.
Регистрация фактических цен на бытовые услуги -представители должна осуществляться по полной стоимости услуги, т.е. с учетом стоимости израсходованных материалов (запасных частей), а также надбавки за срочность исполнения заказов (в случае взимания такой надбавки с клиентов) и других надбавок за выполняемые дополнительные услуги.
При регистрации цен на услуги, по которым действующим в стране законодательством предусмотрено взимание налога на добавленную стоимость и акцизы (если они отдельно указываются в квитанциях или других платежных документах), стоимость услуги должна регистрироваться с учетом этого налога.
В связи с тем, что на изменение цен на бытовые услуги большое влияние оказывает изменение стоимости применяемых при оказании услуги материалов и запасных частей, при регистрации цен необходимо придерживаться группы применяемых материалов или заменяемых деталей. Отбор таких услуг - представителей следует проводить по согласованию с мастером (приемщиком) ателье или ремонтной мастерской.
Конкретные цены на заказы регистрируются на основании квитанций, заполненных в момент оформление заказа, а при бесквитанционном обслуживании - на основании опроса клиентов или приемщика заказов.
В условиях введения свободных цен на социально - культурные услуги их уровень может существенно различаться не только между отдельными территориями и предприятиями различных форм собственности, но и на одном предприятии.
Например, в ведомственных детских дошкольных учреждениях работники предприятия, в ведении которого находится детский садик, вносят значительно меньшую плату за посещение ребенком садика, чем родители, не работающие на этом предприятии.
В этом случае можно регистрировать обе цены, рассчитать средний индекс по структуре весов. Существует более простой способ - можно ежемесячно рассчитывать цену как простую среднюю арифметическую и полученную таким образом цену регистрировать.
Случаи установления разных размеров тарифов на одну и туже услугу имеют место и на транспорте: устанавливаются разные тарифы на проезд на одно и тоже расстояние в пределах страны, в страны ближнего и дальнего зарубежья.
На основе собранной информации исчисляются индивидуальные индексы цен отдельно по каждому виду услуг.
Сводный индекс по территории (области, краю, республике, государству) исчисляются по формуле Ласпейреса, т.е. по весам базисного периода.
За базисный период принимается структура объема реализации платных услуг населению предыдущего года. Индексы цен целесообразно исчислять в процентах к соответствующему периоду предшествующего отчетному году и к предыдущему месяцу.
По потребительским ценам
В условиях рыночной экономики индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции.
Индекс потребительских цен исчисляется с целью характеристики изменения общей суммы потребительских расходов населения в целом на товары и платные услуги, оказываемые населению, в текущем периоде под влиянием изменения цен на эти товары и услуги.
Индекс потребительских цен измеряет общее изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг. Как правило, этот набор товаров и услуг остается неизменным в течении года. При этом не учитываются происходящие структурные сдвиги в сфере потребления. Поскольку индекс Ласпейреса не учитывает изменение поведения людей, происходящее под влиянием повышения цен на потребительские товары и услуги, он оказывается несколько выше фактического индекса стоимости жизни. Индекс Ласпереса можно рассматривать как верхний предел индекса стоимости жизни.
Фиксированный набор товаров и услуг, на основании которого рассчитывается индекс потребительских цен, должен представлять собой репрезентативную выборку, товаров и услуг, наиболее часто потребляемых жителями региона. Веса формируются на основании доли отдельных видов товаров и услуг в общих потребительских расходах населения за предыдущий гол.
Структура фактических потребительских расходов населения определяется на основании информации о расходах семей на приобретение товаров и оплату услуг, полученной в результате обследований бюджетов домашних хозяйств за предыдущий год (текущая статистика семейных бюджетов).
Принципы формирования потребительского набора товаров и услуг должны быть едиными по стране (республике, краю, области). Выбор таких товаров должен основываться на их относительном значении в общем объеме потребления, наиболее часто потребляемых населением, а также на их наличии для постоянного определения уровня цен.
Исходной информационной базой для расчета индекса потребительских цен являются данные регистрации цен по товарам (услугам) - представителям, структура потребительских расходов населения по товарам и услугам по фиксированному набору товаров (услуг) - представителей.
Индексы цен отдельных товаров (услуг) по всем формам собственности рассчитываются как среднеарифметические показатели которые затем взвешиваются на территориальные весы. В качестве территориальных весов следует использовать данные о численности населения каждого региона в общей численности населения территориальной единицы, где проводится наблюдение за ценами.
Для расчета сводного индекса потребительских цен по стране (краю, области) полученные по всем формам собственности индексы цен отдельных товаров (услуг) взвешиваются на долю товара (услуги) в потребительском наборе.
Применяемая в настоящее время в странах Содружества структура потребительских расходов содержит усредненные товарные группы, неадекватные потребительским характеристикам товаров (услуг) - представителей, по которым проводится статистикой торговли регулярная регистрация цен местными статистическими органами.
Набор товаров (услуг) - представителей, товарных групп в структуре потребительских расходов не должны существенно отличаться от аналогичной структуры розничного товарооборота, в соответствии с второй производится регистрация цен реализации товаров (услуг) по различным каналам товаропроводящей сети.
С целью устранения этого недостатка в разрабатываемых программах обследования бюджетов семей должен быть более полно представлен набор продуктов питания, существенно расширен перечень учитываемых в бюджете непродовольственных товаров и услуг.
Например, в Российской Федерации показатели покупок одежды и обуви по видам изделий в количественном и стоимостном выражении детализированы по 40 наименованиям для различных половозрастных групп населения, покупка предметов культурно - бытового назначения - по 30 наименованиям, мебели - по 11 наименованиям и т.д. Перечень получаемых населением услуг увеличен до 60 наименований.
Такой подробный состав показателей по учету цен товаров и услуг позволит более полно отразить фактическую структуру потребления домашних хозяйств в зависимости от их половозрастного состава, социального положения, национальных особенностей и т.д. Переход непосредственно к обследованию домашних хозяйств, расширение набора товаров (услуг) - представителей в бюджетных обследованиях, расчет по более представительному перечню структуры потребительского бюджета должен послужить основой для совершенствования расчета индекса потребительских цен по укрупненным группам товаров и услуг и сводного индекса потребительских цен.
Отформатировано: Кабанец Т.Н. старший оператор, тел. 5-20-17, ГП ГВЦ Проверено на аутентичность: Казакова М.М., техник, тел. 5-20-17,
ГП ГВЦ.