РАСП ПРМР 15 июня 2017 № 517р САЗ 17-25  
»
2
»
0

Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики

 

О Заключении Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об организации и осуществлении деятельности по опеке (попечительству) в Приднестровской Молдавской Республике»

 

В соответствии со статьями 72 и 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, на основании Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнениями и изменением, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44), от 2 июня 2016 года № 145-КЗИ-VI (САЗ 16-22), от 9 декабря 2016 года № 285-КЗД-VI (САЗ 16-49):

 

1. Направить Заключение Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об организации и осуществлении деятельности по опеке (попечительству) в Приднестровской Молдавской Республике» (папка № 495/2 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Власовым В.И., Галаком Я.Е., Калиным В.И., Матвейчуком В.Н., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).

 

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Куличенко Е.Н., первого заместителя министра по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Федотова О.А., начальника Государственной службы опеки и попечительства, поддержки семей в группе риска Маковскую А.С.

 

Исполняющий обязанности Председателя Правительства

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. Слинченко

 

г. Тирасполь

15 июня 2017 г.

№ 517р

 

Приложение

к Распоряжению Правительства

Приднестровской Молдавской Республики

от 15 июня 2017 года № 517р

 

Заключение

Правительства Приднестровской Молдавской Республики на проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об организации и осуществлении деятельности по опеке (попечительству) в Приднестровской Молдавской Республике»

 

Рассмотрев проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об организации и осуществлении деятельности по опеке (попечительству) в Приднестровской Молдавской Республике» (папка № 495/2 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Власовым В.И., Галаком Я.Е., Калиным В.И., Матвейчуком В.Н., Правительство Приднестровской Молдавской Республики считает невозможным его принятие по следующим основаниям.

Проект закона направлен на отнесение к полномочиям органов опеки и попечительства дачи согласия на заключение договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением в соответствии с Гражданским кодексом Приднестровской Молдавской Республики, а также проверки потенциального плательщика ренты. При этом органы опеки и попечительства будут предоставлять согласие на заключение договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением не только в отношении лиц, которые находятся под опекой (попечительством), но и дееспособных лиц.

Наделение органов опеки и попечительства полномочиями по даче согласия на заключение договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением или совершения всех сделок, предметом которых выступают жилые помещения, обремененные рентой, не соответствуют законодательству Приднестровской Молдавской Республики в сфере опеки и попечительства и самой функциональной сути деятельности данных органов.

Так, согласно пункту 1 статьи 1 Закона Приднестровской Молдавской Республики от 27 июля 2010 года № 158-З-IV «Об организации и осуществлении деятельности по опеке (попечительству) в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 10-30) (далее − Закон об организации и осуществлении деятельности по опеке (попечительству)) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства) в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также в отношении детей, нуждающихся в государственной защите, на территории Приднестровской Молдавской Республики. Деятельность органов опеки и попечительства направлена исключительно на защиту прав и законных интересов лиц, находящихся под опекой (попечительством), что вытекает из задач органов опеки и попечительства, закрепленных в статье 7 Закона об организации и осуществлении деятельности по опеке (попечительству).

В этой связи полномочия органов опеки и попечительства не могут охватывать правоотношения, участниками которых являются дееспособные лица.

Необходимо учесть, что пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса определено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Следовательно, граждане вправе самостоятельно приобретать права и обязанности.

Установление же обязанности получения согласия органа опеки и попечительства для заключения договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением в отношении дееспособных граждан будет являться нарушением основополагающих конституционных прав граждан, а также принципов гражданского законодательства Приднестровской Молдавской Республики.

Необходимо отметить, что граждане свободны в выборе, с кем и на каких условиях заключать договора, что вытекает из пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

Следовательно, отказ в предоставлении согласия органа опеки и попечительства для заключения договора ренты или пожизненного содержания с иждивением с лицом, определенным получателем ренты, также можно расценивать как нарушение основополагающего принципа гражданского законодательства.

Также следует отметить, что основания, предложенные авторами, по которым орган опеки и попечительства будет обязан отказать в возможности быть стороной договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, по мнению Правительства Приднестровской Молдавской Республики, субъективны, так как оценка действий сторон договора будет исходить из предполагаемого поведения, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 10 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, где указывается о том, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются пока не доказано иное.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание то, что предложенные законопроектом нормы вступают в противоречия с базовыми положениями Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики и противоречат правовой природе рассматриваемого договора, вместе с тем разделяя заботу авторов законопроекта о гражданах преклонного возраста, которые могут не до конца осознавать риски, связанные с заключением как договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, так и других договоров, Правительство Приднестровской Молдавской Республики предлагает авторам законопроекта совместно с Правительством Приднестровской Молдавской Республики разработать механизм по консультированию граждан о тех рисках, которые могут возникнуть при заключении как договоров ренты, так и других гражданско-правовых договоров.