ПОС ВСМР 24 мая 2017 № 1227 САЗ 17-22  
»
2
»
0

Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики

 

О докладе Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике за 2016 год «О состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Приднестровской Молдавской Республике органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, объединениями граждан, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами и о выявленных недостатках в законодательстве относительно защиты прав и свобод человека и гражданина»

 

Принято Верховным Советом

 

Приднестровской Молдавской Республики

17 мая 2017 года

 

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, рассмотрев доклад Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике (далее по тексту – Уполномоченный) за 2016 год «О состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Приднестровской Молдавской Республике органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, объединениями граждан, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами и о выявленных недостатках в законодательстве относительно защиты прав и свобод человека и гражданина», представленный в соответствии со статьей 18 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике», отмечает следующее.

Институт Уполномоченного учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции иных государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

В докладе анализируются наиболее актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина, приводится информация о рассмотрении Уполномоченным индивидуальных и коллективных жалоб и обращений, о его действиях, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

Доклад содержит информацию о взаимодействии Уполномоченного с государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе о реакции государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц на его рекомендации и предложения, а также статистические данные о количестве и тематике обращений граждан.

В докладе использованы материалы целевых выездов по изучению соблюдения прав человека в воинских частях, в детских домах и школах-интернатах, в медицинских учреждениях, в изоляторах временного содержания органов внутренних дел республики, следственных изоляторах и учреждениях исполнения наказаний и др.

Использована в докладе и информация, предоставленная государственными органами и органами местного самоуправления.

Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного, привлечение всех ветвей власти, должностных лиц, общественности к проблемам прав и свобод человека, дальнейшее содействие усилению гарантий государственной правовой защиты населения республики.

Рамки представленного доклада охватывают календарный год деятельности Уполномоченного.

В первом разделе доклада Уполномоченного отражены статистические данные, согласно которым в 2016 году в адрес Уполномоченного поступило 879 обращений (в том числе 53 обращения по электронной почте), в которых содержались индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав конкретных лиц, а также общие информационные сообщения о нарушениях прав человека. Рассмотрено в истекшем году было 877 обращений (259 – письменных (сюда отнесены и обращения, поступившие по электронной почте) и 618 – с личного приема граждан). В общее количество рассмотренных обращений внесены и обращения, поступившие на рассмотрение Уполномоченному из Администрации Президента Приднестровской Молдавской Республики (9), Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики (6), депутатов местных Советов (1).

Подавляющее большинство обращений поступило от граждан Приднестровской Молдавской Республики. Продолжали поступать и обращения от иностранных граждан – таковых в истекшем году зарегистрировано 45 обращений (в 2015 году зарегистрировано – 49 обращений). От лиц без гражданства поступило 5 обращений, что на 4 обращения меньше чем в 2015году.

Ощутимых изменений в социальном статусе заявителей не произошло. Как и прежде, наиболее часто обращаются за помощью социально уязвленные категории граждан. Так, 346 из рассмотренных в 2016 году обращений поступило от пенсионеров и инвалидов; 158 обращений – от безработных.

Все поступившие к Уполномоченному обращения подлежали изучению на предмет их соответствия критериям приемлемости, установленным Конституционным законом, а затем по существу. Количество коллективных обращений в основной массе невелико. Таковых за 2016 год рассмотрено 14 (под которыми подписалось 140 граждан).

За истекший 2016 год 42 обращения были списаны в архив без рассмотрения. Как правило, такое решение принималось по обращениям, которые не раз рассматривались сотрудниками Аппарата, и заявителям ранее направлялись мотивированные ответы. По одному обращению в истекшем году было принято решение об отказе в принятии его к производству.

Встречаются и случаи повторного обращения граждан к Уполномоченному по тому же вопросу. В 2016 году таких обращений поступило 76. По каждому повторному обращению проводилась тщательная проверка.

Что касается тематики обращений и их распределения по группам, обращает на себя внимание то, что в истекшем году наиболее часто заявители затрагивали вопросы реализации гражданских и экономических прав – по 238 обращений в каждой группе; вопросы социальных прав были затронуты в 218 обращениях; в 146 обращениях заявители затрагивали вопросы реализации прав граждан на судебную защиту, справедливый суд, правовую помощь и своевременное исполнение судебных решений; в 37 обращениях затрагивались вопросы реализации личных прав; по вопросам нарушения политических прав обращения не поступали.

В 238 рассмотренных в истекшем году обращениях граждане указывали на нарушение их гражданских прав. В этой группе по-прежнему велико количество обращений, в которых заявители затрагивали вопросы прописки (выписки) и регистрации – 62 обращения; в 33 обращениях затрагивались вопросы получения документов, удостоверяющих личность; в 22 обращениях – вопросы получения гражданства (вида на жительство).

В 238 рассмотренных в истекшем году обращениях граждане указывали на нарушение их экономических прав. Внутри этой группы по количеству обращений на первом месте стоят обращения, в которых затрагиваются вопросы соблюдения трудовых прав, в частности, в 53 обращениях затрагивались вопросы увольнения и невозможности трудоустройства и в 38 обращениях граждане просили защитить их право на получение вознаграждения за труд. В 30 обращениях затрагивались вопросы коммунального хозяйства. Также в группе экономических прав граждане указывали на нарушение права частной и иной собственности (соответственно 47 и 39 обращений); на возврат государством денежных сбережений – 12 обращений; права потребителей были затронуты в 15 обращениях.

В 218 обращениях граждане затрагивали вопросы реализации социальных прав. Чаще всего поднимались вопросы реализации права на получение пенсий – 69 обращений, и иных социальных выплат – 33 обращения, продолжали поступать обращения по вопросам реализации жилищных прав – 59 обращений, вопросы здравоохранения были затронуты в 20 обращениях и т.д.

В 146 обращениях граждане указывали на нарушенное, по их мнению, право на судебную защиту, справедливый беспристрастный суд, правовую помощь и своевременное исполнение судебного решения. Основная масса обращений в этой группе в истекшем году по-прежнему касается вопросов справедливого судебного разбирательства: по гражданским делам – 33 обращения; по уголовным делам – 47 обращений; по административным делам – 8 обращений. Вопросы исполнения судебных решений затрагивались в 14 обращениях. В 38 обращениях содержалась просьба об оказании той или иной юридической помощи.

В 37 обращениях граждане затрагивали вопросы реализации личных прав. К этой группе отнесены обращения, в которых указывалось на нарушение таких прав, как ущемление чести и достоинства, вмешательство в личную и семейную жизнь, применение недозволенных мер при проведении дознания и следствия и т.д.

К группе политических прав граждан отнесены свобода слова, избирательные права, свобода деятельности политических партий и объединений, свобода деятельности профсоюзов и других объединений. В истекшем году в адрес Уполномоченного не поступало обращений, в которых бы затрагивались указанные вопросы.

Помимо рассмотрения обращений граждан, Уполномоченным и сотрудниками его Аппарата выполнялась и иная работа.

В соответствии с планом работы на 2016 год в истекшем году был проведен ряд проверок. В частности, была изучена организация проведения летнего оздоровительного отдыха детей на территории республики, в том числе возможность и порядок направления на оздоровление детей, страдающих заболеваниями, детей из малообеспеченных и социально неблагополучных семей, детей военнослужащих Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики, с посещением оздоровительных комплексов и летних площадок. Посещены ГОУ «Парканская общеобразовательная школа-интернат», ГОУ «Попенская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ГОУ «Бендерская специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей» на предмет изучения соблюдения прав и законных интересов воспитанников.

Изучено состояние дел в сфере оказания неотложной медицинской помощи ГУ «Республиканский центр скорой медицинской помощи» и территориальными подразделениями городов и районов республики.

Посещены аптеки республики, реализующие лекарственные препараты по рецептам врачей для льготной категории граждан, на предмет их фактического наличия, сроков годности, доступности населению в рамках ассигнования республиканского бюджета на эти цели в 2016 году.

Кроме этого, ежеквартально проводились проверки соблюдения прав лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания ГРОВД республики, а также в СИЗО-3 ГСИН Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики. Проводились проверки соблюдения прав лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы, и осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Проводилась проверка обеспеченности медицинскими препаратами туботделений УИН-1 и УИН-2 ГСИН Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики. Также была проведена проверка исполнения законодательства о правах человека в лечебно-трудовом профилактории центра медицинской помощи и социальной реабилитации ГСИН Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

Были также проведены проверки гарнизонных гауптвахт Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики на предмет содержания арестованных военнослужащих, их размещения, организации содержания, питания и медицинского обслуживания, проведения воспитательных работ. Кроме того, в порядке контроля за соблюдением прав и свобод военнослужащих посещены воинские части Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики, Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики и Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики.

Выполнены и другие запланированные мероприятия, по результатам исполнения которых были подготовлены соответствующие заключения и информации.

В истекшем году на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Уполномоченным была внесена 1 законодательная инициатива – проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О социальной защите ветеранов войны».

Внесение законопроекта было обусловлено тем, что в последнее время участились обращения граждан Приднестровской Молдавской Республики к Уполномоченному, в которых они указывали на то, что в некоторых случаях, по их мнению, имеет место нарушение их прав, предусмотренных для них законодателем. Внесенный Уполномоченный законопроект был принят.

Участие Уполномоченного в работе по совершенствованию законодательства заключается не только во внесении на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики законодательных инициатив. Взаимодействие Уполномоченного с законодательным органом республики происходит в большей степени при рассмотрении законопроектов.

В 2016 году к Уполномоченному на рассмотрение поступило 253 законопроекта. Законопроекты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, тщательно изучались, на 100 из них Уполномоченным были подготовлены и направлены соответствующие мотивированные ответы, и впоследствии Уполномоченный принимал активное участие в обсуждении рассматриваемых Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики законопроектов, а также в работе пленарных заседаний Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и его комитетов. Представители Уполномоченного принимали участие и в работе создаваемых рабочих групп по различным законопроектам.

За период работы института омбудсмена в республике Уполномоченным было сформировано и налажено достаточно тесное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Истекший год не был тому исключением. Работа в данной области многогранна, и осуществляется она практически на ежедневной основе и только в строгом соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

В целом Уполномоченный отметил, что взаимодействие с органами исполнительной власти республики в истекшем году проходило в хорошем рабочем режиме. Информации и обращения Уполномоченного в адрес государственных органов, а также министерств и ведомств республики не оставались без внимания, при этом Уполномоченный получал исчерпывающую информацию.

В основном запросы Уполномоченного о предоставлении необходимой информации по конкретным обращениям граждан рассматривались в установленный законом срок.

Сотрудничество и хорошее взаимодействие в работе с руководителями республиканских министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления позволило провести Уполномоченному и его представителям в городах и районах республики множество совместных комплексных проверок. Эта работа дала возможность Уполномоченному охватить весь спектр возникших вопросов и своевременно выявить и устранить имеющиеся недостатки и коллизии.

В 2016 году Уполномоченным уделялось внимание освещению в средствах массовой информации сведений о работе Уполномоченного и его Аппарата, выступлениям в тематических передачах на телевидении, расширению информационной работы представителей Уполномоченного не только в городах, но и в населенных пунктах районов.

В истекшем году сам Уполномоченный не являлся организатором каких-либо научно-практических конференций на базе института омбудсмена в Приднестровье, в том числе и ввиду отсутствия финансирования на эти нужды. Вместе с тем неоднократно принимал участие в таких мероприятиях, максимально используя тем самым предоставленную возможность в обсуждениях и всестороннем рассмотрении затронутых вопросов и выработке по ним решений.

В 2017 году Уполномоченный, осуществляя в рамках своей компетенции тесное взаимодействие с органами государственной и местной власти, со средствами массовой информации и обществом в целом, намерен продолжить принимать дополнительные усилия к тому, чтобы рассмотрение жалоб граждан институтом Уполномоченного было более оперативным и эффективным; развивать сотрудничество с правоохранительными органами с целью более полного и эффективного соблюдения и защиты гарантированных Конституцией прав и свобод граждан; продолжить работу по защите детей-сирот, детей с отклонениями физического развития, а также военнослужащих и членов их семей; продолжить уделять особое внимание соблюдению прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания; освещать в СМИ информацию о результатах деятельности Аппарата по конкретным обращениям граждан, находящимся на рассмотрении.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике» и пунктом 4 статьи 90 Регламента Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики постановляет:

 

1. Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике за 2016 год «О состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Приднестровской Молдавской Республике органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, объединениями граждан, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами и о выявленных недостатках в законодательстве относительно защиты прав и свобод человека и гражданина» (прилагается).

 

2. Поручить профильным Комитетам Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики провести анализ соответствующих разделов доклада на предмет возможности законодательного урегулирования обозначенных в нем проблем с последующим информированием сессии Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в конце текущего года.

 

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

 

Председатель Верховного Совета

 

Приднестровской Молдавской Республики

А. С. Щерба

 

г. Тирасполь

24 мая 2017 г.

№ 1227